«Законы сохранения в механике»
Урок физики в 10-м классе
Тип занятия: Семинар. Урок комплексного применения знаний.
Продолжительность занятия: 45 мин
Цели занятия: формирование у школьников ключевых компетенций:
1. в познавательной деятельности:
-
использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;
-
формирование умений применять законы сохранения импульса и энергии при механическом движении систем;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
2. в информационно-коммуникативной деятельности:
-
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
3. в рефлексивной деятельности:
-
владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Триединая цель:
-
Обучающая – добиться усвоения основных понятий по разделу «Законы сохранения» углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; закрепить полученные знания на примерах решения задач, продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы. Подготовиться к зачету по теме « Законы сохранения в механике»
-
Воспитывающая – добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере выявления связей между величинами; умение работать самостоятельно;
-
Развивающая – развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией, развивать логическое мышление при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов, формировать общеучебные навыки и умения:
-
при планировании ответов, постановки целей на урок, рефлексии,
-
при работе по алгоритму решения задач,
-
Оснащение занятий:
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиапроектор, слайды.
Раздаточный материал: индивидуальные оценочные листы, тестовые задания, вопросы по теме «Законы сохранения импульса и энергии в механических процессах»
План урока
Этап урока | 1. Приемы обучения 2. Методы обучения | Время (мин) | |
I | Повторение. Актуализация знаний. | 1. Устный и письменный контроль. 2.Словесный. Репродуктивный. | 7 |
II | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | 1. Показ процессов посредством демонстраций. Акцентирование главного и взаимосвязей. 2. Практический. Поисковый Самостоятельная работа. | 10 |
III | Контроль и самоконтроль ЗУН. | 1. Индивидуальный. Тематический 2. Проблемный. Самостоятельная работа. | 10 |
IV | Закрепление новых знаний. | 1. Использование абстрактной наглядности. Решение задач. Анализ. 2. Словесный. Частично-поисковый. Самостоятельная работа. | 15 |
V | Подведение итогов. Информация о домашнем задании. | 1. Устный анализ. 2. Словесный (объяснение). | 3 |
Ход урока
1. Повторение.
Организационный момент. Здравствуйте, откройте тетради запишите тему урока.
2. Целеполагание.
Исходя, из темы сегодняшнего и предыдущего урока сформулируйте и пропишите цели, поставленные вами на урок.
Закрепить знания:
О законах сохранения импульса и энергии
О видах механической энергии и способах совершения механической работы
Научиться применять полученные знания при решении задач
Подготовиться к зачету по данной теме.
Сравним поставленные вами цели с моими: СЛАЙД№2
Молодцы!
3. Мотивация
Молодцы! Цели вами поставлены, и я надеюсь на успешность нашего урока. При этом не забываем о четкости самоконтроля.
Каждый из вас может получить оценку за урок, в соответствии с уровнем знаний набрав определенное число баллов: СЛАЙД №3
“5” — 13 и более баллов
“4” — 10 – 12 баллов
“3” — 7 — 9 баллов
Эти баллы складываются из ваших ответов:
По одному баллу за правильный ответ +выполнение теста + решение задачи. Не забудьте, что результаты вашей работы заполняются в индивидуальный оценочный лист.
Индивидуальный оценочный лист
Тема “ Законы сохранения в механике ”
Фамилия ________________________ имя _______________класс
Ответ на вопрос:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого баллов | |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За тест
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого баллов | |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого баллов | |
баллы |
|
|
|
|
|
|
Моя самооценка: _____________ баллов, оценка “__________”
4. Актуализация знаний
Для успешности выполнения индивидуальных заданий вспомним основные понятия и законы, с помощью которых мы можем научиться решать задачи. Слайд №4
Импульс II закон Ньютона Закон сохранения импульса
p = mv F∆t = ∆p Σ pi = const
m1v1 + m2v2 = m1u 1 + m2u2
Потенциальная энергия тела в поле тяжести Земли ЕП = mgh
Потенциальная энергия тела упруго деформированного тела ЕП = kx2/2
Кинетическая энергия движущегося тела Ек = mv2/2
Теорема о кинетической энергии А = Ек- Ек0
Закон сохранения механической энергии для замкнутой системы
Е = Ек + Еп = const
Слайд № Вопросы по слайдам.
Фронтальный опрос проводится с использованием мультимедийного проектора.
5.Проверка домашнего задания.
На дом были заданы задачи из пособия
Как справились с задачами? (пригласить ученика к доске)
Ребята, а мы с вами решим качественные и несложные расчетные задачи по данной теме.
-
Вопрос. Мяч массой 100 г подброшен вверх со скоростью 5 м/с. Чему равна
кинетическая энергия мяча в начале броска?
Ответ: == =
2.Вопрос. Скорость тела возросла в 3 раза. Во сколько раз изменилась
кинетическая энергия?
Ответ: Увеличилась в 9 раз
3.Вопрос. Тело массой 1 кг свободно падает с некоторой высоты. В момент падения на землю его кинетическая энергия равна 200 Дж. С какой скоростью упало тело?
Ответ: ЕК = V = = = 20 м/с
4. Вопрос. Если вы находитесь в движущемся со скоростью 20 м/с автомобиле. Чему равна кинетическая энергия находящегося в ваших руках полукилограммового мяча по отношению: а) к вам; б) к человеку, стоящему на остановке?
Ответ: а) Ек = 0; б) Ек = == 100 Дж
5. Вопрос. Какую массу груза нужно поднять на высоту 2 м, чтобы он обладал энергией 62500 Дж?
Ответ: Е = mgh, m = = = 3125 кг
6. Вопрос. С наклонной плоскости высотой h скользит тело. Что можно сказать о кинетической энергии тела у основания наклонной плоскости (коэффициент трения µ)?
Ответ: Ек < Еn на величину работы трения
Рассмотреть решение задачи указать типичные ошибки.
II. Опрос по теме «Законы сохранения импульса и энергии в механических процессах».
1.Учащимся предлагается выполнить тест.
Вариант № 1. Закон сохранения энергии.
1. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?
а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг.
2. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?
а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.
3. Процесс работы — это…
а) любой процесс превращения энергии;
б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;
в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;
г) среди ответов нет «правильного».
4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:
а) камень, поднятый над землей;
б) летящий самолет;
в) растянутая пружина;
г) летящий воздушный шарик?
5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:
а) катящийся по земле шар;
б) лук с натянутой тетивой;
в) сжатый в баллоне газ;
г) кабинка колеса обозрения.
6. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.
а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется;
б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.
в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.
7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.
а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной;
б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю;
в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.
Вариант № 2. Закон сохранения энергии.
1. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.
а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется,
б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.
в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.
2. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?
а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг,
3. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:
а) камень, поднятый над землей;
б) летящий самолет;
в) растянутая пружина;
г) летящий воздушный шарик?
4. Процесс работы — это…
а) любой процесс превращения энергии;
б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;
в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;
г) среди ответов нет «верного».
5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:
а) катящийся по земле шар;
б) лук с натянутой тетивой;
в) сжатый в баллоне газ;
г) кабинка колеса обозрения.
6. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?
а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.
7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.
а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной.
б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю.
в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.
2.Самоконтроль.
Самопроверка полученных результатов:
тесты сверить с ответами на СЛАЙДЕ№5
1 вариант 2 вариант
1)б 1)а, б, в.
2)в 2)б.
3)в 3)б, г.
4) б, г 4)в.
5) б, г 5)б, г.
6)а, б, в 6)в.
7)а, б, в 7)а, б, в.
III. Подготовка к основному этапу урока.
На большом экране с помощью мультимедиапроектор воспроизводятся основные понятия и формулы по изучаемой теме. Слайд№4
Учитель. Ребята, мы сегодня решаем задачи на закрепление темы «Закон сохранения в механике».
Познакомившись с применением законов сохранения импульса и энергии в механике, рассмотрим задачи, на применение законов сохранения, придерживаясь алгоритма. Демонстрируются опыты, а затем решаем задачи.
1.Неупругий удар. (При неупругом ударе импульс сохраняется, а механическая энергия нет, часть ее переходит во внутреннюю, тела в результате столкновения нагреваются). Выполняется только закон сохранения импульса. Слайд№6
2.Упругий удар. Сохраняется как импульс, так и механическая энергия. Слайд№7
Учащимся предлагается сделать общий вывод
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Слайд№8
-
Закрепили основные понятия по теме законы сохранения
-
Научились применять полученные знания при решении задач
-
Подготовились к зачету по теме
ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ, И ПОДНИМИТЕ, РУКУ КТО НАБРАЛ ОТ “13 и выше” БАЛЛОВ , “5”.
“10” ДО “12” БАЛЛОВ , “4”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД № 9
Подготовиться к зачету по теме.
На “5” все задачи ( пособие нечетные номера), вывод законов сохранения и их применение.
На “4” все задачи ( пособие нечетные номера), основные понятия и формулы законов и их применение.
На “3” задачи без звездочек, основные понятия и формулы (без вывода).
СПАСИБО ЗА УРОК!