Урок физики в 7 классе:

Тема урока: Давление твёрдых тел.

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление о давлении, единицах измерения давления; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

  • Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

  • Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Задачи урока:

  • Знать:

    • определения

      • давления;

      • единицы измерения давления.

    • обозначения физических величин;

    • способы увеличения и уменьшения давления;

    • выяснить, пути получения малого и большого давления;

    • формулы:

      • давления твердого тела;

      • силы давления;

      • площади поверхности, на которую производится давление.

  • Уметь:

    • решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;

    • расcчитывать площади поверхности, на которую производится давление.

    • переводить единицы измерения давления;

    • научиться делать самоанализ урока.

Приобретаемые навыки детей:

  • учащиеся учатся работать в парах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;

  • развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;

  • повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

  • воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.

  • подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, парная.

Формы организации работы учителя:

  • используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение;

  • проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации

  • постановка цели занятия перед учащимися;

  • обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, набор тел равного объёма но разной массы, набор грузов.

План урока:

Природа так обо всем позаботилась, 
что повсюду ты находишь, чему учиться.

Но знания без применения – тучи без дождя»

Леонардо да Винчи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка класса к уроку

Учитель:  Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько еще неопознанного вокруг. Интерес к учебе, возникает тогда, когда человек трудиться сам.

На уроках физики мы говорим о познании мира. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности, как физика так и математика приобрел навыки работы в парах. Покажем умения и навыки приобретённые нами ранее для изучении темы: «Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления».

3. Постановка цели занятия перед учащимися:

  • изучить как определяется давление твердых тел;

  • в каких единицах измеряется давление;

  • выяснить способы изменения давления в быту и технике;

  • изучить способы увеличения и уменьшения давления;

  • обобщить знания о давлении, закрепить изученный материал;

  • проверить и закрепить полученные знания.

4. Актуализация знаний учащихся

Проводим фронтальный опрос.

1) Что такое сила?  (Сила – мера взаимодействия тел. )

2) От чего зависит результат действия силы на тело? (Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.)

3)  Какие типы сил вам известны?  (Сила упругости F упр. Вес тела Р. Сила тяжести F тяж. Сила трения Fтр. )

4)  Сила тяжести? Что это за сила? ( Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.)

5) Что называется весом тела? ( Вес тела – сила упругости, действующая на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Определяется по формуле Р = mg. )

Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Как вы думаете, от чего зависит результат действия силы?

5. Изучение нового материала:

Работа с классом:

Объяснение нового материала. Проводится в виде проблемного изложения материала с самостоятельным экспериментальным поиском учащихся.

Проблемы:

Почему при движении человека по рыхлому снегу на лыжах и без лыж, в одном случае человек проваливается в снег, а в другом – нет, то есть производит различные действия, хотя и в том и в другом случае он действует на снег с одной той же силой, равной его весу?

В нашей повседневной жизни мы используем разнообразные инструменты, например ножницы, нож, иголку. Но всегда ли мы задаём себе вопрос –почему мы шьём острым концом иголки а не тупым, зачем мы точим нож?

(Можно провести совместное рассуждение, где многие учащиеся сразу придут к правильному логическому выводу. Они знают о силах тяжести, упругости, трения. Они знают о зависимости силы от ее величины и могут придти к закономерности: Действие силы зависит не только от ее величины, но и от площади поверхности тела, на которое действует эта сила.)

Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности, называется давлением.

Давление обозначается буквой р. Формула давления р = F/S
р – давление;
F – сила давления; F – mg – сила тяжести. Р = mg – вес тела
S – площадь поверхности, на которую перпендикулярно действует сила давления.

Единица измерения давления в системе СИ: 1 Н/1 м2 =1Па. 1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1 м2.

Производные единицы:

1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 Мпа. (Слайд 18)

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000 Па. 
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.(ремни рюкзака, ширина колёс у тяжолых машин, шприц)

Сейчас я предлагаю вам самим на опыте определить как зависит давление от площади поверхности.

Практическая работа. (работа в парах) Определение зависимости давления от силы давления и площади опоры.

Наша цель — определить как зависит давление от площади опоры и силы давления.

I. Определение зависимости давления бруска от площади опоры.

Цель работы: проверить зависимость давления бруска от площади его граней.

Оборудование: динамометр, линейка, брусок.

Задание: измерьте размеры бруска (длину, ширину, высоту), рассчитайте площадь одной из сторон. Вычислите вес бруска и его давление. Повторите опыт для других граней бруска. Результаты опытов занесите в таблицу.

Сделайте вывод.

Номер опыта

Площадь основания,

Вес тела, Н

Давление, Па

1

2

Вывод: (как зависит давление от площади опоры).

с аa a

b

II. Определение зависимости давления бруска от силы давления..

Оборудование: динамометр, линейка, брусок.

Задание: Из предыдущего задания возьмите площадь основания бруска (широкая его грань). Определите вес бруска и гири. Рассчитайте давление на стол. Результаты опытов занесите в таблицу. Сделайте вывод.

Номер опыта

Площадь основания,

Вес тела, Н

Давление, Па

1

2

Вывод: как зависит давление от силы давления. Учащиеся высказывают своё мнение и вывод записывают в тетрадь.

Обобщим результаты исследований: действия тела на опору зависят:

от величины силы давления;
– от площади опоры.

Каковы способы изменения давления?

Увеличение:

увеличение силы давления;
– уменьшение площади.

Пример: топор, нож, гвозди, кнопки, иголки, зубы, когти, клювы зверей, шипы, колючки растений, жало осы.

Уменьшение:

уменьшение силы давления;
– увеличение площади.

Пример: фундамент здания, шасси самолета, широкие шины автомобилей, гусеницы вездеходов, тракторов, лыжи, шайбы под гайки, шпалы под рельсы

5. Закрепление изученного материала

1. Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что, девчата, тяжелее?

2. Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».

Одинаковый ли результат получится в итоге?

Решение задачи

Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па. (p = F/S; F = p*S)

6. Домашнее задание

Глава 5. Параграф 43

Рассчитайте давления кирпича на землю. Почему при строительстве кирпичи кладут широкой гранью?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here