Предмет: физика Класс: 7

Тема урока: Определение массы, объема и плотности тела.

Цели урока: продолжить формирование представления о плотности вещества и тела ; развивать коммуникабельные способности, умение выделять главное, сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения по проблеме урока; воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Демонстрации (оборудование): флипчарт по теме урока

Дом. задание: упр 11 № 3 или определить плотность крупы, сахара, или соли

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

Организационный момент

Приветствие, психологический настрой

Приветствие, проверка готовности к уроку

3

Актуализация знаний

Диалог с учащимися

Отвечают на вопросы учителя

10

Деление на группы

Организует деятельность

Определяют по таблице вещество и занимают место в определенной группе

2

Решение задач

Организует работу, оказывает помощь

Выполняют 1 задание

Выступление спикера группы

8

Выполняют 2 задание

Выступление спикера группы

17

Домашнее задание

Поясняет

Записывают в дневниках

2

Итог урока

Рефлексия

Формулируют итоги (Что узнали? Чему научились?)

3

Физминутка – на 20-25 минуте урока

Психологический настрой учащихся.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня, прежде чем приступить к изучению физики, давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

Проведем психологический тест

1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас

сверху? Запишите буквами “П” или “Л”.

2. Скрестите руки на груди. Кисть, какой руки оказалась сверху? Запишите.

3. Изобразите “Бурные аплодисменты”. Ладонь, какой руки у вас сверху? Запишите.

Подведем итоги: результат “ЛЛЛ” соответствует художественному типу личности, а

“ППП” -типу мыслителя. Итак, у нас несколько “мыслителей” и несколько

“художников”, а есть и гармонично развитые личности, которым свойственно как

логическое, так и образное мышление.

Переходим к познанию внешнего мира.

Откройте тетради, на странице с модулем №4.

Какой раздел мы изучаем? (Взаимодействие тел)

Найдите сегодняшний урок – он четвертый в данном разделе. Какова тема сегодняшнего урока? (Практическая работа: Определение массы, объема и плотности тела).

— С какими величинами мы уже познакомились в этом разделе? (масса, плотность)

— Что вы знаете о массе тела? ( масса – физическая величина, являющаяся мерой инертности, обозначается буквой m, основная единица измерения – кг, определяется взвешиванием тела или по взаимодействию данного тела с другим телом, известной массы)

— Что вы знаете о плотности тела? (физическая величина, численно равная массе тела в единице объема; обозначается ρ, основная единица измерения – кг/м3, определяется как отношение массы тела к объему ρ=m/V)

— Как можно определить из формулы плотности, массу тела и его объем? ( m=ρ*V V =m/ρ)

— Что означает выражение: плотность серебра равна 10500 кг/м3 ( масса 1 м3серебра равна 10500 кг)

— Плотность алюминия 2,7 г/см3, а плотность железа 7800 кг/м3 . Плотность какого вещества больше? (железа)

— Плотность бетона 2200 кг/м3 , а латуни 8,5 г/см3. Плотность какого вещества меньше? (латуни)

— Какова масса 1 м3 нефти? (800 кг)

— Какова масса 1 см3 свинца? (11,4 г)

— Сравните плотности тел, представленных на рисунке (рис 1- плотность 2 больше плотности 1 тела; рис 2 – плотность 2 больше плотности 1)

На обратной стороне листа «Модуль № 4» отметьте знаком +, то, что мы уже изучили.

А теперь мы приступим к главной задаче урока – решению задач на применение формулы плотности. Для этого разделимся на группы. У каждого из вас жетон с числом – это плотность. По таблице плотностей определите, какому веществу принадлежит данное значение плотности и объединитесь в группы: 1 группа – твердые тела, 2 группа – жидкости, 3 группа – газы.

Каждая группа работает над двумя задачами – качественной и количественной. Чем отличаются эти два вида задач?

1. Качественные задачи

1) Стальная болванка была нагрета. Как при этом изменились её масса, объем и плотность (масса не изменилась, объем увеличился, плотность уменьшилась).

2) Из меди и мрамора изготовлены два одинаковых кубика. У какого из них масса больше и во сколько раз? (плотность меди 8900 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3) (кубик из меди имеет большую массу в 3 раза примерно больше)

3) В сосуд налили три жидкости: воду, керосин и ртуть. Каким образом они расположатся в сосуде? Почему? ( плотность воды -1000 кг/м3, керосина — 800 кг/м3, ртути – 13600 кг/м3) (ртуть – вода – керосин)

2. Количественные задачи

1. Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной это шар или полый?

Дано:

Vш= 125 см3

m ш = 800 г

ρч = 7 г/см3

найти : ρшара

Решение:

Если шар сплошной, ρш = ρч

Если шар полый, ρш ˂ ρч

ρш = mш/ Vш

ρш =800 г/ 125 см3 = 6,4 г/см3

Ответ: ρш ˂ ρч – шар полый.

2. Грузоподъемность вагона составляет 60 т. Какое количество вагонов потребуется для перевозки 720 м3 песка. Плотность песка составляет 2500 кг/м3

Дано:

Vп = 720 м3

m 1 = 60 т

ρп = 2500 кг/м3

найти : N

СИ

60000 кг

Решение:

N – число вагонов для перевозки 720 м3 песка

N = mп /m1

mп –масса всего песка, mп = ρп * Vп

mп = 2500 кг/м3 * 720 м3 = 1800000кг

N = 1800000 кг / 60000кг = 30

Ответ: 30 вагонов

3. Какой путь проедет автомобиль без заправки топливом, если на 100 км пути расходуется 10 кг бензина, а объем бака 60 л?

Дано:

S1 = 100 км

m1 =10 кг

Vб = 60л

ρб = 710 кг /м3

найти : S

СИ

0,06 м3

Решение:

S1 m1 100 км – 10 кг, 1кг – 10 км

S? mб

mб = Vб * ρб mб = 0,06 м3 *710 кг /м3 = 42,6 кг

S = 42.6 *10 км = 426 км

Ответ: 426 км

Рефлексия

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях

Очень
уверенно

Уве-
ренно

Довольно
уверенно

Неуве-
ренно

Я могу установить связи между m, V и ρ

 

 

 

 

Я могу переводить единицы измерения плотности из кг/м3 в г/см3 и наоборот.

 

 

 

 

Я могу сравнивать плотности веществ

 

 

 

 

Я могу применять формулу плотности вещества

 

 

 

 

Жетоны для учащихся (плотности веществ)

3520

7300

7180

4000

2600

790

710

800

1000

13600

1,25

0,09

1,29

0,18

0,8

Задания для группы «Твердые тела»

  1. Стальная болванка была нагрета. Как при этом изменились её масса, объем и плотность?

  2. 1. Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной это шар или полый?

Задания для группы «Жидкости»

  1. Из меди и мрамора изготовлены два одинаковых кубика. У какого из них масса больше и во сколько раз? (плотность меди 8900 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3)

  2. Грузоподъемность вагона составляет 60 т. Какое количество вагонов потребуется для перевозки 720 м3 песка. Плотность песка составляет 2500 кг/м3

Задания для группы «Газы»

  1. В сосуд налили три жидкости: воду, керосин и ртуть. Каким образом они расположатся в сосуде? Почему? ( плотность воды -1000 кг/м3, керосина — 800 кг/м3, ртути – 13600 кг/м3)

  2. Какой путь проедет автомобиль без заправки топливом, если на 100 км пути расходуется 10 кг бензина, а объем бака 60 л?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here