Предмет: физика Класс: 7
Тема урока: Определение массы, объема и плотности тела.
Цели урока: продолжить формирование представления о плотности вещества и тела ; развивать коммуникабельные способности, умение выделять главное, сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения по проблеме урока; воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Демонстрации (оборудование): флипчарт по теме урока
Дом. задание: упр 11 № 3 или определить плотность крупы, сахара, или соли
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
Организационный момент | Приветствие, психологический настрой | Приветствие, проверка готовности к уроку | 3 |
Актуализация знаний | Диалог с учащимися | Отвечают на вопросы учителя | 10 |
Деление на группы | Организует деятельность | Определяют по таблице вещество и занимают место в определенной группе | 2 |
Решение задач | Организует работу, оказывает помощь | Выполняют 1 задание Выступление спикера группы | 8 |
Выполняют 2 задание Выступление спикера группы | 17
| ||
Домашнее задание | Поясняет | Записывают в дневниках | 2 |
Итог урока Рефлексия |
| Формулируют итоги (Что узнали? Чему научились?) | 3 |
Физминутка – на 20-25 минуте урока |
Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня, прежде чем приступить к изучению физики, давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Проведем психологический тест
1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас
сверху? Запишите буквами “П” или “Л”.
2. Скрестите руки на груди. Кисть, какой руки оказалась сверху? Запишите.
3. Изобразите “Бурные аплодисменты”. Ладонь, какой руки у вас сверху? Запишите.
Подведем итоги: результат “ЛЛЛ” соответствует художественному типу личности, а
“ППП” -типу мыслителя. Итак, у нас несколько “мыслителей” и несколько
“художников”, а есть и гармонично развитые личности, которым свойственно как
логическое, так и образное мышление.
Переходим к познанию внешнего мира.
Откройте тетради, на странице с модулем №4.
Какой раздел мы изучаем? (Взаимодействие тел)
Найдите сегодняшний урок – он четвертый в данном разделе. Какова тема сегодняшнего урока? (Практическая работа: Определение массы, объема и плотности тела).
— С какими величинами мы уже познакомились в этом разделе? (масса, плотность)
— Что вы знаете о массе тела? ( масса – физическая величина, являющаяся мерой инертности, обозначается буквой m, основная единица измерения – кг, определяется взвешиванием тела или по взаимодействию данного тела с другим телом, известной массы)
— Что вы знаете о плотности тела? (физическая величина, численно равная массе тела в единице объема; обозначается ρ, основная единица измерения – кг/м3, определяется как отношение массы тела к объему ρ=m/V)
— Как можно определить из формулы плотности, массу тела и его объем? ( m=ρ*V V =m/ρ)
— Что означает выражение: плотность серебра равна 10500 кг/м3 ( масса 1 м3серебра равна 10500 кг)
— Плотность алюминия 2,7 г/см3, а плотность железа 7800 кг/м3 . Плотность какого вещества больше? (железа)
— Плотность бетона 2200 кг/м3 , а латуни 8,5 г/см3. Плотность какого вещества меньше? (латуни)
— Какова масса 1 м3 нефти? (800 кг)
— Какова масса 1 см3 свинца? (11,4 г)
— Сравните плотности тел, представленных на рисунке (рис 1- плотность 2 больше плотности 1 тела; рис 2 – плотность 2 больше плотности 1)
На обратной стороне листа «Модуль № 4» отметьте знаком +, то, что мы уже изучили.
А теперь мы приступим к главной задаче урока – решению задач на применение формулы плотности. Для этого разделимся на группы. У каждого из вас жетон с числом – это плотность. По таблице плотностей определите, какому веществу принадлежит данное значение плотности и объединитесь в группы: 1 группа – твердые тела, 2 группа – жидкости, 3 группа – газы.
Каждая группа работает над двумя задачами – качественной и количественной. Чем отличаются эти два вида задач?
1. Качественные задачи
1) Стальная болванка была нагрета. Как при этом изменились её масса, объем и плотность (масса не изменилась, объем увеличился, плотность уменьшилась).
2) Из меди и мрамора изготовлены два одинаковых кубика. У какого из них масса больше и во сколько раз? (плотность меди 8900 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3) (кубик из меди имеет большую массу в 3 раза примерно больше)
3) В сосуд налили три жидкости: воду, керосин и ртуть. Каким образом они расположатся в сосуде? Почему? ( плотность воды -1000 кг/м3, керосина — 800 кг/м3, ртути – 13600 кг/м3) (ртуть – вода – керосин)
2. Количественные задачи
1. Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной это шар или полый?
Решение: Если шар сплошной, ρш = ρч Если шар полый, ρш ˂ ρч
ρш = mш/ Vш ρш =800 г/ 125 см3 = 6,4 г/см3
Ответ: ρш ˂ ρч – шар полый. |
2. Грузоподъемность вагона составляет 60 т. Какое количество вагонов потребуется для перевозки 720 м3 песка. Плотность песка составляет 2500 кг/м3
СИ
60000 кг | Решение: N – число вагонов для перевозки 720 м3 песка
N = mп /m1 mп –масса всего песка, mп = ρп * Vп mп = 2500 кг/м3 * 720 м3 = 1800000кг
N = 1800000 кг / 60000кг = 30
Ответ: 30 вагонов |
3. Какой путь проедет автомобиль без заправки топливом, если на 100 км пути расходуется 10 кг бензина, а объем бака 60 л?
СИ
0,06 м3
| Решение: S1 — m1 100 км – 10 кг, 1кг – 10 км S? — mб mб = Vб * ρб mб = 0,06 м3 *710 кг /м3 = 42,6 кг S = 42.6 *10 км = 426 км
Ответ: 426 км
|
Рефлексия
Очень | Уве- | Довольно | Неуве- | |
Я могу установить связи между m, V и ρ |
|
|
|
|
Я могу переводить единицы измерения плотности из кг/м3 в г/см3 и наоборот. |
|
|
|
|
Я могу сравнивать плотности веществ |
|
|
|
|
Я могу применять формулу плотности вещества |
|
|
|
|
Жетоны для учащихся (плотности веществ)
7300 |
7180 |
4000 |
2600 | |
790
|
710 |
800 |
1000 |
13600 |
1,25
|
0,09 |
1,29 |
0,18 |
0,8 |
Задания для группы «Твердые тела»
-
Стальная болванка была нагрета. Как при этом изменились её масса, объем и плотность?
-
1. Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной это шар или полый?
Задания для группы «Жидкости»
-
Из меди и мрамора изготовлены два одинаковых кубика. У какого из них масса больше и во сколько раз? (плотность меди 8900 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3)
-
Грузоподъемность вагона составляет 60 т. Какое количество вагонов потребуется для перевозки 720 м3 песка. Плотность песка составляет 2500 кг/м3
Задания для группы «Газы»
-
В сосуд налили три жидкости: воду, керосин и ртуть. Каким образом они расположатся в сосуде? Почему? ( плотность воды -1000 кг/м3, керосина — 800 кг/м3, ртути – 13600 кг/м3)
-
Какой путь проедет автомобиль без заправки топливом, если на 100 км пути расходуется 10 кг бензина, а объем бака 60 л?