М.В. Осипова, учитель физики Бахчисарайской общеобразовательной
школы №4, Крым
Тема урока: РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. КПД. Решение задач.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Работа. Мощность. Энергия».
Задачи урока:
1. Развивать самостоятельность, отрабатывать навыки работы в группах.
2. Дифференцированно выполнять задания различного уровня сложности на определение работы, мощности, энергии, КПД.
3. Подготовиться к контрольной работе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с задачами, сигнальные карточки, трафареты-перфокарты, мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Ход урока:
«Не бойся, что не знаешь – бойся,
что не научишься»
Китайская мудрость
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков
Учитель. Сегодня на уроке мы попробуем не только повторить пройденный материал, но и поиграть, представить себя в роли «Теоретика», «Экспериментатора» и «Практика», а значит сегодня мы с вами – всезнайки.
-
Индивидуальная работа
«Теоретики»
1) Работа с трафаретами-перфокартами.
На интерактивной доске даны вопросы-задания, если интерактивная доска отсутствует, задания могут быть распечатаны. Каждый ученик получает трафарет и таблицу, читает задание на доске и из предложенных вариантов выбирает правильный ответ и ставит крестик в соответствующей графе таблицы. После выполнения работы, таблицы собираются, раскладываются по вариантам, помещаются под трафарет (перфокарту) и с помощью шила прокаливаются отверстия там, где правильные ответы. Проверка может осуществляться и так: ребята меняются таблицами и проверяют ответы с помощью учителя и интерактивной доски.
Вариант-1
1. В каком случае выполняется работа:
а) шарик катится по столу; б) кирпич лежит на земле;
в) автопогрузчик поднимает груз; г) человек стоит в лифте
2. Единицы измерения работы:
а) Дж; б) Па; в) Н; г) Вт
3. Кинетическую энергию имеет тело:
а) висящее на нити; б) любое тело;
в) неподвижное тело на крыше дома; г) подвижное тело
4. Какой простой механизм даёт выигрыш в силе:
а) рычаг; б) неподвижный блок;
в) подвижный блок; г) наклонная плоскость
5. Формула мощности:
а) N = F υ; б) N = A/t; в) N = F l; г) N = mg
6. Тела находятся на одинаковой высоте. Какое тело имеет большую потенциальную энергию:
5кг
3 кг
1 кг
5 кг
h h h
а) 5 кг; б) 3 кг; в) 1 кг; г) одинаковая
7. Какую энергию относительно земли имеет фонарь, висящий на столбе:
а) потенциальную; б) кинетическую;
в) потенциальную и кинетическую; г) внутреннюю
8. Велосипедист за 5 с совершил работу 400 Дж. Найди мощность.
а) 80 Вт; б) 2 кВт; в) 8 Вт; г) 50 Вт
9. Какое тело имеет большую кинетическую энергию:
I. II.
12 кг
20 кг
3 м/с 3 м/с
а) I; б) энергии не имеют; в) одинаковая; г) II.
10. КПД не может быть больше 100%, потому что:
а) Ап = Ав; б) Ап > Ав; в) Ап < Ав; г) работа не выполняется
Вариант-2
1. Для выполнения механической работы достаточно:
а) только действия силы; б) только перемещения;
в) наличия силы и перемещения; г) большой массы
2. Единицы измерения мощности:
а) Вт; б) Па; в) Н; г) Дж
3. Какую энергию ветра используют ветродвигатели:
а) потенциальную; б) кинетическую;
в) потенциальную и кинетическую; г) внутреннюю
4. Формула работы:
а) А = F υ б) А = mg в) А = FS г) А = mυ
5. Какой простой механизм даёт выигрыш в работе:
а) рычаг; б) блок; в) наклонная плоскость; г) ни один
6. Мощность – это:
а) работа; б) скорость выполнения работы;
в) механическая энергия; г) сила
7. Тела имеют одинаковую массу, но находятся на разной высоте. Какое тело имеет большую потенциальную энергию:
5 м
12 м
10 м
а) 5 м; б) 10 м; в) 12 м; г) одинаковая
8. Мощность трактора 5 кВт. Найди время, за которое он выполнит работу
2500 Дж.
а) 0,5 с; б) 2000 с; в) 125 с; г) 50 с.
9. Какое тело имеет большую скорость, если кинетическая энергия одинакова:
I. II.
200 г
0,5 кг
а) I; б) скорости не имеют; в) одинаковая; г) II.
10. КПД наклонной плоскости зависит от:
а) массы тела; б) высоты наклонной плоскости;
в) длины наклонной плоскости; г) скорости тела.
-
Индивидуальная работа (ребята по очереди выходят к доске и выполняют задания):
2) «Найди соответствие». На интерактивной доске записаны вразнобой физические величины и единицы измерения. Стрелкой нужно указать соответствие.
3) «Выбери правильную формулу». На интерактивной доске записаны разные формулы, в том числе и с ошибками, нужно выбрать правильную и обвести, а неправильную – зачеркнуть.
4) «Узнай учёного». По фотографии или портрету нужно узнать учёного и рассказать о его открытии (Архимед, Паскаль, Торричелли, Ньютон и т.д.)
5) «Третий не лишний». На доске написаны две физические величины. Нужно с их помощью найти третью, но какую и как?
Например:
A, S — можно найти F (A= F·S, следовательно F= A/ S)
N, F — можно найти υ (N= F·υ, следовательно υ= N/ F ) и т.д.
-
Работа в группах:
«Экспериментаторы»
«Великие открытия». Задания на разноцветных карточках. Каждая группа выбирает себе карточку, читает задание и выполняет его, используя необходимые приборы и материалы (все приборы на отдельном столе, нужно выбрать их самостоятельно).
Например:
1). Приборы и материалы: брусок, карандаш.
Как найти середину бруска, не измеряя его длины линейкой?
2). Приборы и материалы: подвижный и неподвижный блоки.
Какая разница между этими приборами, где их используют?
3). Приборы и материалы: неподвижный блок.
С какой целью используют этот простой механизм?
4). Приборы и материалы: штатив, груз, подвешенный на нити.
Груз, подвешенный на нити, совершает колебания. Какие превращения энергии происходят?
5). Приборы и материалы: кусок прямой проволоки, нитка, штатив.
Кусок прямой проволоки подвесьте на нитке за середину на штатив. Наблюдается равновесие. Затем один из концов согните вдвое, как показано на рисунке, и равновесие проволоки нарушится. Почему?
6). Приборы и материалы: маятник Максвелла.
Какие превращения энергии происходят?
«Практики-всезнайки»
1) «Знаешь ли ты основные единицы измерения?»
На интерактивной доске записаны дополнительные единицы измерения. Нужно преобразовать их в СИ.
Например:
3,6 км/ч =
500 г =
2,5 кДж = и т.д.
2) «Решение задач».
Количество задач должно быть в два раза больше количества учеников в классе (каждому по две задачи). Задача №1легче, чем задача №2. Они зашифрованы: на тыльной стороне каждой написан ответ другой задачи. Задачи №1 лежат на одном столе, а задачи №2 – на другом тыльной стороной кверху. Таким образом, если пара совпала, задачи решены правильно.
Примеры задач:
1. Камень массой 8кг упал с высоты 20м. Какая работа была выполнена?
1. Кирпич массой 3кг упал с высоты 10м. Какая работа выполнена?
1. Гиря массой 5кг упала с высоты 5м. Какая работа была выполнена?
1. Найти потенциальную энергию яблока массой 200г, висящего на ветке на высоте 4м.
1. Найти потенциальную энергию груши массой 250г, висящего на ветке на высоте 2м.
2. Подъёмный кран за 10 с поднимает груз массой 2,5 т на высоту 10 м. Какова мощность крана?
2. Подъёмный кран за 20 с поднимает груз массой 1,5 т на высоту 20 м. Какова мощность крана?
2. Какова мощность подъёмного крана, если он за 30 с поднимает груз массой 1,2 т на высоту 15 м?
2. С помощью рычага равномерно подняли груз массой 150 кг на высоту 1м. При этом совершили работу 2 кДж. Какой КПД?
2. С помощью рычага равномерно подняли груз массой 250 кг на высоту 1,4 м. При этом совершили работу 5 кДж. Какой КПД?
3) «Кроссворд». Отгадывание кроссворда (задание на интерактивной доске).
В выделенных буквах – оценка вашей работы.
1. Физическая величина, находится по формуле FS (Работа).
2. Английский изобретатель, создатель универсального теплового двигателя, в честь которого названа единица измерения мощности (Уатт).
3. Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии, работы (Джоуль).
4. Если её нет – работу не выполнить (Энергия).
5. Двигатель, который невозможно создать (Вечный).
6. Скорость выполнения работы (Мощность).
7. Простой механизм, бывает подвижным и неподвижным (Блок).
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
IV. Подведение итогов урока
Выступление учеников с презентацией по теме «Энергия» Если сильный класс и осталось время)
V. Домашнее задание. Зависит от учебника, по которому работает класс.