Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Наласинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района РТ

Тема: «Всё ради Победы!»

( разработка урока по физике в 7 классе, достижениям учёных –физиков во время Великой Отечественной Войны)

Составитель: Гайфуллин Рашат Фагалович,

учитель физики

Казань – 2015

Тема: «Всё ради Победы!»

Цели и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными изобретениями советской науки военных лет; раскрыть ее роль в победе; закрепить умения и навыки учащихся по изученному материалу на уроках физики 7 класса.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа.

Развивающие: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.

Наглядные пособия: презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление: воздушные шары, искусственные цветы в вазе, плакат с лозунгом «Наука – Знамя Победы!»…

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а тематический! Все вы знаете, что вся наша страна в преддверии Великого праздника Дня Победы.

— А что это за праздник вы знаете? (9 мая – День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне).

-Правильно! 9 мая мы отмечаем 70 годовщину Победы советского народа в страшной, кровавой войне.

2. Эмоциональный настрой.

— Война – это 4 года сражений. 1418 бессонных дней и ночей. Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра. Это значит 13 человек в каждую минуту. 68 лет как окончилась война, которая унесла 20 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.

— Много горя и страха принесла эта жестокая война, но, не смотря на голод, холод, разруху, наш народ победил!

— 9 мая — День победы – это великий праздник для нашей страны, его празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.

-Итак, давайте вспомним, как же начиналась история страшных военных лет.

Выходят 2 ученика одетые в стиле 40-х годов.

Ученик 1

— Июнь 1941 года начинался как обычно. Привычная жизнь москвичей: трудовые будни, семья, детский лагерь, зоопарк, друзья, театр, спортивные соревнования и другие увлечения… У всех были свои мечты, интересы, планы на жизнь. Ничего не предвещало беды. В привычном трудовом ритме работали заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях.

(На слайдах представлены фотографии – это уникальные кадры, которые были сделаны в Москве в июне 1941-го года Маргарет Бурк-Уайт, фотокорреспондентом американского журнала «Life».)

Ученик 2.

— Но 22 июня, на рассвете, случилась беда, на нашу страну, вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.

Звучит голос Левитана (о начале войны).

Ученик 1.

И есть душа – она всё вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

( Илье Эренбургу — советский писатель, поэт, публицист).

3. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы думаете, а на жизнь всех граждан нашей страны повлияла война? (Да).

— Действительно, не было ни одной семьи, ни одного человека, которого бы не затронула эта Война, одно общее горе для целой страны. Мужчины воевали на фронтах, женщины работали на заводах, запасали продовольствие.

— Были люди, которые внесли огромный вклад, до сих пор не оцененный, по достоинству – это учёные страны.

— Посмотрите на плакат с изображением Володи Казанчеева, без чего не было бы Победы? (оружие).

— Так о чем пойдет речь на уроке?(О значении научных изобретений в победе).

— Конечно, без вооружения не смогли бы мы победить столь сильного соперника. А разработкой вооружения и техники занимаются ученые — физики и сегодня на уроке мы рассмотрим, какой же вклад они сделали для Победы, сможем использовать свои знания по физике.

— Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие — приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.

В качестве темы урока я взял лозунг: « Знамя Победы — Наука!». А вы в конце урока сделаете вывод, справедливо ли это утверждение.

4. Основная часть.

— Сейчас прозвучит отрывок из песни, а вы скажите о каком же изобретении науки поется в ней.

Звучит песня «Первым делом — самолёты» (из кинофильма «Небесный тихохо». В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов, Исполнитель Сергей Владимирский).

О.: Самолеты.

Заранее подготовленные ученики:

Ученик 1.

Интересный факт:

Названия большинства советских воздушных кораблей происходят от фамилии их создателей.

  1. Истребитель Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, стре­мительность и «живучесть» машине при­давал новый мощный, надежный двига­тель с воздушным охлаждением.

  1. Истребитель Як-3 скон­струированный в 1943 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева — самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны.

Ученик 2.

Штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина, созданный в 1944 году, об­ладал мощным двигателем и вооружени­ем, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «чер­ной смертью».

  1. Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева, специ­альное оборудование позволяло при­цельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.

Задание 1.

Рассчитайте время за которое бомбардировщик ТУ-2 мог долететь до цели, если она находилась на расстоянии 2100 км.

Посмотрите, что творится —
В небе пламя как идет,
Это русская Катюша
Немцам песенку поет!
И дрожат в окопах фрицы
От Катюши боевой.

Знаете ли вы про какое изобретение говорится в этом стихотворении?

(артиллерийская уста­новка — реактивная, обеспе­чиваюшая мощный массированный огонь; любовно названная «катюша»).

Ученик 1.

Интересный факт:

— Знаменитую песню «Катюша» (Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковский) на фронте переделывали много раз, вот одна из версий:

«Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!…»

Уста­новке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной ста­ли; она была экономичной, малогаба­ритной и монтировалась на автомоби­ле, что обеспечивало ее высокую ма­невренность.

Задание 2.

Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала ВОВ, 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16?

III. Звучит песня «На поле танки грохотали» (Военные песни).

О.: Танки.

Ученик 2.

Интересный факт:

В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы.

В 1943 году под руководством инженера Ж.Я.Котина, в очень короткие сроки был создан новый тяже­лый танк И С- 2 массой 45 тонн. Техни­ческие характеристики танка в лучшую сторо­ну отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч (на 30% больше, чем у отечест­венных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь лег­кие и средние танки). Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-милли­метрового калибра и четырьмя пулеме­тами.

Задание 3.

Определите давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м3.

«Подводная лодка
Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!
Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!…»

О.: Подводная лодка.

Ученик 1.

Интересный факт.

На 22 июня 1941 года, день вторжения германской армии в Россию, СССР располагал самым большим в мире подводным флотом: 218 подлодок, из которых 205 было в исправном состоянии, кроме того, 91 лодка находилась в стадии постройки или на испытаниях.

Задание 4.

Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку М, если её длина 57м, ширина 4,5 м и погружена она на 3 м? Определите силу давления воды на корпус лодки, если глубина погружения 60 м.

V. Еще об одном чуде техники говорится в стихах из песни «День Победы»( стихи:Владимир Харитонов).

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели —

Это день мы приближали как могли.

Ученик 2.

Интересный факт:

— В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь, для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.

Задание 5.

Назовите 5-6 изобретений науки и техники изготовленных из материалов производимых в мартеновских печах.

«…Словно прирос к плечу солдата автомат,
Всюду врагов своих заклятых бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском,
Пуль не считая, глаз не смыкая,
Бил врагов солдат….»

(Отрывок из «Баллада о солдате»).

Ученик 2.

Интересный факт:

Основное стрелковое оружие российской пехоты — автомат Калашникова был разработан в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.

Задание 6.

Пуля при вылете из ствола автомата калашникова имеет скорость 715 м/с. Какое время пройдет после выстрела если цель находится на расстоянии 45метров?

Итоговое задание.

Заполните кроссворд.

По горизонтали:

  1. Средство защиты военной боевой техники, вооружения, различных оборонительных сооружений от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов взрыва.

  2. Артиллерийская уста­новка — реактивная, обеспе­чиваюшая мощный массированный огонь.

  3. Военный самолет, предназначенный для атаки наземных целей противника с небольшой высоты.

  4. Фамилия создателя автомата АК-47.

  5. Человек, который работает в отрасли производства металла из горных пород или металлолома.

По вертикали:

Основа всех технических изобретений.

б

р

о

Н

я

к

А

т

ю

ш

а

ш

т

У

р

м

о

в

и

к

К

а

л

а

ш

н

и

к

о

в

м

е

т

А

л

л

у

р

г

и

5. Подведение итогов урока.

-И сейчас я хотел бы подвести итог нашего урока. Если к началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, то уже к концу 1943 года была одержана экономическая победа над Германией.

Военная промышленность дала фронту в 1943г. 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов боевой техники, оружия.

В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, а её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!

Можем ли мы сделать вывод, что лозунг «Знамя победы — наука!» справедлив? (Да).

После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Слава, Вам! Слава!

6. Домашнее задание. для тех, кто заинтересовался наукой и техникой военных лет.

1.Написать эссе о значении науки в победе в войне 1941-1945 г.

2. Разработать проект на тему «Техника военных лет».

Звучит музыка «День Победы».

Перечень литературы

и других материалов.

  1. Книги:

  • Браверман Э.М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы, 1995 г.

  • Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30. А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах».

  • Кикоин И.К.«Физики — фронту» — Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.

  1. Музыка:

  • Песня «Священная война» сл. Василия Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова

  • Песня «Первым делом — самолёты» сл. В. Соловьев-Седой, муз. А. Фатьянов.

  • Песня «На поле танки грохотали» (Военные песни).

  • Песня «День победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов.

  • Запись объявления Левитана о начале войны.

  1. Фотографии:

  • Времен ВОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here