Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Наласинская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района РТ
Тема: «Всё ради Победы!»
( разработка урока по физике в 7 классе, достижениям учёных –физиков во время Великой Отечественной Войны)
Составитель: Гайфуллин Рашат Фагалович,
учитель физики
Казань – 2015
Тема: «Всё ради Победы!»
Цели и задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными изобретениями советской науки военных лет; раскрыть ее роль в победе; закрепить умения и навыки учащихся по изученному материалу на уроках физики 7 класса.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа.
Развивающие: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.
Наглядные пособия: презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление: воздушные шары, искусственные цветы в вазе, плакат с лозунгом «Наука – Знамя Победы!»…
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а тематический! Все вы знаете, что вся наша страна в преддверии Великого праздника Дня Победы.
— А что это за праздник вы знаете? (9 мая – День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне).
-Правильно! 9 мая мы отмечаем 70 годовщину Победы советского народа в страшной, кровавой войне.
2. Эмоциональный настрой.
— Война – это 4 года сражений. 1418 бессонных дней и ночей. Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра. Это значит 13 человек в каждую минуту. 68 лет как окончилась война, которая унесла 20 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и посёлки, вывела из строя заводы и фабрики.
— Много горя и страха принесла эта жестокая война, но, не смотря на голод, холод, разруху, наш народ победил!
— 9 мая — День победы – это великий праздник для нашей страны, его празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.
-Итак, давайте вспомним, как же начиналась история страшных военных лет.
Выходят 2 ученика одетые в стиле 40-х годов.
Ученик 1
— Июнь 1941 года начинался как обычно. Привычная жизнь москвичей: трудовые будни, семья, детский лагерь, зоопарк, друзья, театр, спортивные соревнования и другие увлечения… У всех были свои мечты, интересы, планы на жизнь. Ничего не предвещало беды. В привычном трудовом ритме работали заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях.
(На слайдах представлены фотографии – это уникальные кадры, которые были сделаны в Москве в июне 1941-го года Маргарет Бурк-Уайт, фотокорреспондентом американского журнала «Life».)
Ученик 2.
— Но 22 июня, на рассвете, случилась беда, на нашу страну, вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.
Звучит голос Левитана (о начале войны).
Ученик 1.
И есть душа – она всё вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
( Илье Эренбургу — советский писатель, поэт, публицист).
3. Изучение новой темы.
Учитель: Как вы думаете, а на жизнь всех граждан нашей страны повлияла война? (Да).
— Действительно, не было ни одной семьи, ни одного человека, которого бы не затронула эта Война, одно общее горе для целой страны. Мужчины воевали на фронтах, женщины работали на заводах, запасали продовольствие.
— Были люди, которые внесли огромный вклад, до сих пор не оцененный, по достоинству – это учёные страны.
— Посмотрите на плакат с изображением Володи Казанчеева, без чего не было бы Победы? (оружие).
— Так о чем пойдет речь на уроке?(О значении научных изобретений в победе).
— Конечно, без вооружения не смогли бы мы победить столь сильного соперника. А разработкой вооружения и техники занимаются ученые — физики и сегодня на уроке мы рассмотрим, какой же вклад они сделали для Победы, сможем использовать свои знания по физике.
— Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие — приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
В качестве темы урока я взял лозунг: « Знамя Победы — Наука!». А вы в конце урока сделаете вывод, справедливо ли это утверждение.
4. Основная часть.
— Сейчас прозвучит отрывок из песни, а вы скажите о каком же изобретении науки поется в ней.
Звучит песня «Первым делом — самолёты» (из кинофильма «Небесный тихохо». В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов, Исполнитель Сергей Владимирский).
О.: Самолеты.
Заранее подготовленные ученики:
Ученик 1.
Интересный факт:
Названия большинства советских воздушных кораблей происходят от фамилии их создателей.
-
Истребитель Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, стремительность и «живучесть» машине придавал новый мощный, надежный двигатель с воздушным охлаждением.
-
Истребитель Як-3 сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева — самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны.
Ученик 2.
Штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина, созданный в 1944 году, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью».
-
Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева, специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.
Задание 1.
Рассчитайте время за которое бомбардировщик ТУ-2 мог долететь до цели, если она находилась на расстоянии 2100 км.
Посмотрите, что творится —
В небе пламя как идет,
Это русская Катюша
Немцам песенку поет!
И дрожат в окопах фрицы
От Катюши боевой.
— Знаете ли вы про какое изобретение говорится в этом стихотворении?
(артиллерийская установка — реактивная, обеспечиваюшая мощный массированный огонь; любовно названная «катюша»).
Ученик 1.
Интересный факт:
— Знаменитую песню «Катюша» (Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковский) на фронте переделывали много раз, вот одна из версий:
«Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!…»
— Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность.
Задание 2.
Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала ВОВ, 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16?
III. Звучит песня «На поле танки грохотали» (Военные песни).
О.: Танки.
Ученик 2.
Интересный факт:
В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы.
В 1943 году под руководством инженера Ж.Я.Котина, в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк И С- 2 массой 45 тонн. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч (на 30% больше, чем у отечественных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь легкие и средние танки). Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулеметами.
Задание 3.
Определите давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м3.
«Подводная лодка
Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!
Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!…»
О.: Подводная лодка.
Ученик 1.
Интересный факт.
На 22 июня 1941 года, день вторжения германской армии в Россию, СССР располагал самым большим в мире подводным флотом: 218 подлодок, из которых 205 было в исправном состоянии, кроме того, 91 лодка находилась в стадии постройки или на испытаниях.
Задание 4.
Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку М, если её длина 57м, ширина 4,5 м и погружена она на 3 м? Определите силу давления воды на корпус лодки, если глубина погружения 60 м.
V. Еще об одном чуде техники говорится в стихах из песни «День Победы»( стихи:Владимир Харитонов).
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели —
Это день мы приближали как могли.
Ученик 2.
Интересный факт:
— В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь, для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
Задание 5.
Назовите 5-6 изобретений науки и техники изготовленных из материалов производимых в мартеновских печах.
«…Словно прирос к плечу солдата автомат,
Всюду врагов своих заклятых бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском,
Пуль не считая, глаз не смыкая,
Бил врагов солдат….»
(Отрывок из «Баллада о солдате»).
Ученик 2.
Интересный факт:
— Основное стрелковое оружие российской пехоты — автомат Калашникова был разработан в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.
Задание 6.
Пуля при вылете из ствола автомата калашникова имеет скорость 715 м/с. Какое время пройдет после выстрела если цель находится на расстоянии 45метров?
Итоговое задание.
Заполните кроссворд.
По горизонтали:
-
Средство защиты военной боевой техники, вооружения, различных оборонительных сооружений от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов взрыва.
-
Артиллерийская установка — реактивная, обеспечиваюшая мощный массированный огонь.
-
Военный самолет, предназначенный для атаки наземных целей противника с небольшой высоты.
-
Фамилия создателя автомата АК-47.
-
Человек, который работает в отрасли производства металла из горных пород или металлолома.
По вертикали:
Основа всех технических изобретений.
р | о | Н | я |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| к | А | т | ю | ш | а |
|
|
|
| |
| ш | т | У | р | м | о | в | и | к |
|
| |
|
|
| К | а | л | а | ш | н | и | к | о | в |
м | е | т | А | л | л | у | р | г | и |
|
|
5. Подведение итогов урока.
-И сейчас я хотел бы подвести итог нашего урока. Если к началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, то уже к концу 1943 года была одержана экономическая победа над Германией.
Военная промышленность дала фронту в 1943г. 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов боевой техники, оружия.
В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, а её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!
— Можем ли мы сделать вывод, что лозунг «Знамя победы — наука!» справедлив? (Да).
После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Слава, Вам! Слава!
6. Домашнее задание. для тех, кто заинтересовался наукой и техникой военных лет.
1.Написать эссе о значении науки в победе в войне 1941-1945 г.
2. Разработать проект на тему «Техника военных лет».
Звучит музыка «День Победы».
Перечень литературы
и других материалов.
-
Книги:
-
Браверман Э.М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы, 1995 г.
-
Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30. А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах».
-
Кикоин И.К.«Физики — фронту» — Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.
-
Музыка:
-
Песня «Священная война» сл. Василия Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова
-
Песня «Первым делом — самолёты» сл. В. Соловьев-Седой, муз. А. Фатьянов.
-
Песня «На поле танки грохотали» (Военные песни).
-
Песня «День победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов.
-
Запись объявления Левитана о начале войны.
-
Фотографии:
-
Времен ВОВ