Методическая разработка урока

«Линзы. Построение изображения в линзах»,

8 класс

Цели: изучение свойств линзы и построения изображений в линзах.

Задачи урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с физическими свойствами и характеристиками собирающей и рассеивающей линз.

Продемонстрировать последовательность изображения предмета в линзах.

Научить различать типы линз; строить изображения предмета при любом его положении по отношению к линзе.

Воспитательная:

Воспитание мировоззрения, способность следовать нормам поведения, выполнять законы, аккуратности, дисциплинированности;

Развивающая:

Развитие умственной деятельности: выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, лупа, видеомагнитофон, очки, микроскоп, учебник «Физика. 8 класс», презентация «Линзы. Построение изображения в линзах», файлы компьютерной поддержки.

Программное обеспечение: Power Point.

План урока:

  1. Орг. момент, мотивация – 3 мин.

  2. Повторение – 5 мин.

  3. Изучение нового материала – 20 мин.

  4. Первичная проверка усвоения нового материала – 7 мин.

  5. Подведение итогов урока. – 3 мин.

  6. Информация о домашнем задании – 2 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с оптическим прибором, принцип действия которого основан на явлении преломления света – это линза.

Будем учиться строить изображения, получаемые с помощью линзы, поэтому на урок вам понадобиться карандаш и линейка, приготовьте их, пожалуйста.

2.Повторение.

Прежде, чем мы начнем рассматривать новый материал, повторим то, что узнали на прошлом уроке.

В качестве проверки домашнего задания учащимся задаются следующие вопросы фронтального контроля (слайд 2):

  1. Как ведет себя световой луч в однородной прозрачной среде?

2. Что происходит с лучом при попадании на границу раздела двух сред?

3. Что такое отражение и в чем заключается смысл законов отражения?

4. Что такое преломление и в чем заключается смысл законов преломления?

3. Формулировка темы и цели урока.

Запишем тему урока.

Очень часто мы в своей жизни сталкиваемся с оптическими приборами, которые позволяют нам увидеть предметы, невидимые невооруженным глазом: микроскоп (слайд 4), телескоп (слайд5), очки (слайд 6). Основным элементом таких приборов является линза. Что же такое линза?

Давайте посмотрим на рисунок на слайде (слайд 7) и попробуем дать определение (ответы учащихся, обобщая данные ими определения, вместе формулируем определение «Линзы» (слайд8)).

Линза – это прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

В зависимости от такого, как располагаются эти поверхности линзы делятся на выпуклые и вогнутые. (слайд 8) Выпуклые линзы являются собирающими, т.е. падающий на них пучок параллельных лучей, они собирают в одну точку. Вогнутые линзы являются рассеивающими, т.е. тот же параллельный пучок лучей, они рассеивают в разные стороны. (слайды 9,10,11)

Для того, чтобы научиться строить изображения, получаемые с помощью линз, необходимо знать их основные элементы (слайд 12, видеоролики «Фокус и фокусное расстояние», «Побочная фокальная плоскость и побочный фокус»:

главная оптическая ось линзы – прямая, проходящая через центры кривизны поверхностей линзы;

оптический центр линзы — точка, лежащая на главной оптической оси, лучи, проходящие через нее, не преломляются;

фокус линзы – точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно, после их преломления в линзе;

фокусное расстояние – расстояние от оптического центра линзы до ее фокуса.

Основное свойство линз – способность давать изображения предметов.

Изображения бывают: прямыми или перевернутыми, действительными или мнимыми, увеличенными или уменьшенными.

Для построения точки достаточно двух лучей. Первый луч идет параллельно главной оптической оси до линзы, затем преломляясь в линзе, проходит через фокус. Второй луч проходит через оптический центр линзы, не преломляясь до пересечения с первым. (слайд 16)

А теперь с помощью флеш — ролика (слайд 18) посмотрим, какие изображения получаются с помощью собирающей и рассеивающей линзы при различных положениях предмета. Во время просмотра заполняем таблицу. (слайд 17)

Расстояние от предмета до линзы

Характеристика изображения

Действительное или мнимое

Прямое или перевернутое

Увеличенное или уменьшенное

Собирающая линза

d < F

F < d < 2F

d > 2F

Рассеивающая линза

d < F

F < d < 2F

d > 2F

Таким образом, можно сделать вывод, что изображение, полученное в собирающей линзе, зависит от положения предмета относительно линзы. Чем дальше предмет, тем больше полученное изображение. Рассеивающие линзы дают только мнимое, прямое, уменьшенное изображение.

Давайте проверим себя с помощью теста. Отвечают на вопросы интерактивного теста.(слайды 19 – 23).

Запишем домашнее задание: § 67, упражнение 34, подготовиться к лабораторной работе № 10.

Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here