Комбинированное соединение проводников.

Кашапова Гульгена Газинуровна,

учитель физики г. Азнакаево, Азнакаевский район, МБОУ «СОШ №8 г.Азнакаево»

Методический материал для среднего общего образования

Технологическая карта урока по физике.

Класс: 10. Тема раздела: Законы постоянного тока.

Тема урока: Комбинированное соединение проводников.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, экспериментальная работа в группах, самостоятельная и индивидуальная работа.

Цели:

  • вызвать объективную необходимость изучения темы: законов, явлений, закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников;

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: фактов, понятий, правил, законов, способов действий;

  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

  • содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза;

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

  • обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Задачи:

образовательные:

  • экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;

  • экспериментально определить общее сопротивление цепи при смешанном соединении проводников;

  • составить сравнительные таблицы различных видов соединений проводников;

  • продолжить формирование умений и навыков собирать электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

воспитательные:

  • продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;

  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;

  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оформление доски: фото ученых (Ампер, Вольта, Ом), схемы, д/з.

Оборудование:

Для всех: компьютер, презентация , шесть лампочек, два ключа, выпрямитель на 4-10В.

На каждую группу: источник питания (4В); амперметр лабораторный; вольтметр лабораторный; ключ; лампочки на подставке; провода соединительные.

План занятия:

  1. Организационный этап. Постановка целей и задач урока.

4 мин.

  1. Этап актуализации опорных знаний.

6 мин.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

10 мин.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

  2. Физминутка.

10 мин.

3 мин.

  1. Этап закрепления нового материала.

10 мин.

  1. Рефлексия.

2 мин.

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ожидаемый результат

1. Организационный.

Организовать внимание учащихся, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Привет-ствие учащихся, пожелание совместной плодотворной работы.

Психолого-эмоциональный настрой учащихся на урок.

Создание доброжелатель-ной атмосферы и делового настроя.

2. Актуализация знаний

Установить правильность знаний формул и обозначений физических величин, понимания физического смысла этих величин.

Меняет слайды презентации (называю физические величины необходимые для работы на последующих этапах урока).

Фронтальные ответы на вопросы

Должны знать формулы и обозначения физических величин, понимать физический смысл этих величин. Взаимная проверка результатов работы

3.Постановка экспериментальной задачи.

Подготовка учащихся к выполнению эксперимента

Объясняет особенности работы каждой пары учащихся при выпол-нении эксперимента.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Готовы к выполнению экспериментальных задач.

4. Выполнение физического эксперимента.

Формирование умения создавать проект эксперимента, умение работать с физическими приборами.

Напоминает проект физического эксперимента.

Создают проект физического эксперимента, проводят экспериментв группах, анализируют результаты.

Результаты эксперимента.

5. Физминутка

Смена деятельности, препятствование нарастанию утомления.

Выполняют упражнения

6. Проверка результата эксперимента.

Решение задачи на комбинированные соединения проводников.

Формирование умения

применять полученные знания в новой ситуации.

Озвучивает и показывает слайды с условием задачи.

Знакомство с задачей и ее решение.

Первичное закрепление формул

7. Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

1)Рассказ учителя о предлагаемых вариантах творческих ДЗ.

2) Запись выбранных заданий.

Задают вопросы, делают выбор ДЗ.

Мотивация на выполнение ДЗ.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень достижения цели урока.

Оценка работы класса в целом учащихся и учителем.

Самооценка деятельности, оценка учителя.

Объективность качественной оценки.

Приложение 1. Актуализация знаний. Слайды презентации.

        1. Электрический ток.

Направленное движение заряженных частиц называют электрическим током.

        1. Сила тока.

Силой тока называется физическая величина, показывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. , где I – сила тока (А), q – заряд, t – время (с).

        1. Электрическое напряжение.

Физическая величина, показывающая, какую работу совершает на данном участке ток при перемещении по этому участку единичного заряда, называется электрическим напряжением. , U – электрическое напряжение (В), A – работа электрического тока по перемещению заряда, q – заряд (Кл).

        1. Закон Ома.

Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению. , где I – сила тока на участке цепи (А), U – напряжение на этом участке (В), R – сопротивление участка цепи (Ом).

        1. Последовательное соединение проводников

Увеличивает общее сопротивление цепи:

Rобщ=R*N, если сопротивления одинаковы

        1. Параллельное соединение проводников

Уменьшает общее сопротивление цепи:

Rобщ=R/N, если сопротивления одинаковы

        1. Достоинства последовательного соединения

-к источнику тока с большим напряжением можно включить потребитель, рассчитанный на меньшее напряжение, используя гасящий избыточное напряжение участок;

-из нескольких участков с меньшими сопротивлениями можно составить участок с большим сопротивлением.

        1. Достоинства параллельного соединения

-к одному и тому же источнику тока можно подключить несколько потребителей с разными сопротивлениями;

-включение одного из потребителей не влияет на работу других;

-из нескольких участков с большими сопротивлениями можно составить участок с меньшим сопротивлением.

        1. Недостатки последовательного соединения

Отключение одного из участков разрывает всю цепь.

        1. Недостатки параллельного соединения

Все потребители должны быть рассчитаны на одинаковое напряжение.

        1. Применение последовательного соединения

Включение елочных гирлянд, ограничителей тока, предохранителей, амперметров.

        1. Применение параллельного соединения

Включение бытовых приборов, промышленных машин, станков, средств транспорта(троллейбусы, трамваи), вольтметров.

Задание для группы №1.

Исследование первого вида комбинированного соединения проводников.

Оборудование: Источник питания, три лампочки на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход выполнения работы:

  • соберите схему, состоящую из источника питания, ключа, двух последовательно и к ним параллельно соединенных лампочек;

I1

A B

R2 R3

I2

R1

  • измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;

  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;

  • измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.

  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;

  • используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи.

Задание для группы №2.

Исследование второго вида комбинированного соединения проводников.

Оборудование: Источник питания, три лампочки на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход выполнения работы:

  • соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и двух параллельно соединенных лампочек;

A R1 B R2 C

I2

I1 R3

  • измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;

  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;

  • измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.

  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;

  • используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи.

Задание для группы №3.

Исследование комбинированного соединения источников питания.

Оборудование: Источник питания, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ход выполнения работы:

  • соберите схему, состоящую из трех последовательно соединенных источника питания.

  • измерьте с помощью вольтметра ЭДС источников питания;

  • измерьте с помощью амперметра силу тока в цепи;

  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между ЭДС в цепи и внутреннем сопротивлении;

  • соберите схему, состоящую из трех параллельно соединенных источника питания.;

  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между ЭДС в цепи и внутреннем сопротивлении;

  • соберите комбинированный источник питания;

  • сделайте вывод, какой вид соединения дает больший ЭДС с меньшим внутренним сопротивлением.

Результаты исследований

Задание №1

Исследование первого вида комбинированного соединения проводников.

Участок
цепи

Напряжение

Сила тока

Сопротивление

Вся цепь

1 участок

2 участок

Вывод 1: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод 2: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Формула:

Результаты исследований

Задание №2

Исследование второго вида комбинированного соединения проводников.

Участок
цепи

Напряжение

Сила тока

Сопротивление

Вся цепь

1 участок

2 участок

Вывод 1: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод 2: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Формула:

Результаты исследований

Задание №3

Параллельное, последовательное и комбинированное соединение источников питания

Виды соединений

ЭДС

Сила тока

Внутреннее сопротивление

Параллельное

Последовательное

Комбинированное

Вывод 1: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод 2: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Формула:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here