10 класс
Открытый урок по теме «Электрическое поле вокруг нас»
Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме.
Тип урока: урок-викторина
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;
развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.
воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.
Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, 2 гильзы из фольги, шёлковые нити, карточки с фамилиями учёных.
План урока.
I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.
II. Конкурсы:
-
приветствие;
-
конкурс учёных;
-
“объясни опыт”;
-
“найди ошибку”;
-
пантомима;
-
лотерея.
III. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, объявление плана работы.
Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе урока-викторины ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце урока каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз.
Разделимся на две команды. Одна команда называется «Протоны», другая «Электроны». Каждая команда должна коротко рассказать о себе.
Конкурсы.
1. Приветствие.
Методическое замечание:
Команды должны рассказать о свойствах протона и электрона. Их заряде, массе, где он находятся в ядре атома.
2. Конкурс учёных.
Методическое замечание:
Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией. Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:
— Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
Задания:
— Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон)
— Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей)
— В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта)
— Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов)
— Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе)
2. Конкурс “Объясни опыт”.
Учитель без комментариев демонстрирует опыт. Учащиеся должны как можно более полно объяснить наблюдаемое явление и записать всё, что считают нужным. Результаты команды сдают жюри. В это время учитель комментирует ход опыта и объясняет наблюдаемое явление.
Опыт
— опыт с электрометрами
— опыт с гильзами из фольги
3. Конкурс “Найди ошибку”.
Каждая команда зачитывает несколько фраз (подготовленных заранее), в которых имеются физические ошибки. Противоположная команда должна найти все ошибки. (Например:
-
электрический заряд можно делить бесконечно;
-
протон – это частица, не имеющая заряда;
-
атом в целом имеет положительный заряд;
-
вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается и др.)
4. Пантомима.
Один участник команды выходит в лаборантскую. В это время учитель демонстрирует опыт. Потом игрок входит в класс, а его команда (без слов) жестами, мимикой изображает ход опыта.
Выигрывает команда, чей отсутствующий быстро и точно опишет проведённый опыт.
Опыты.
1). Два султана заряжают одноимённо.
Рисунок 2.
2). Заряжаем один электрометр, затем соединяем его проводником на изо-лирующей ручке с другим незаряженным электроскопом. Заряд поровну разделился между ними.
Рисунок 3.
5. “Лотерея”.
Каждый учащийся берёт наугад бумажку с номером приза и вопросом, при правильном ответе на который, получает по номеру приз (или балл команде)
Задания:
Ответы | |
1. Единица измерения электрического заряда | Кулон |
2. Единица измерения электрического напряжения | 1 Вольт |
3. Единица измерения электроёмкости | 1 Фарада |
4. Формула закона Кулона | F=k*q1q2 /r 2 |
5. Энергетическая характеристика электрич. поля | Потенциал |
6. Силовая характеристика электрического поля | Напряжённость |
7. Обладает ли ёмкостью незаряженный проводник? | Да |
8. Два вида диэлектриков. | Поляризованные, неполяризованные |
9. Какие элементарные частицы обладают самым маленьким электрическим зарядом? | Электрон и протон |
10. Поле, которое создаёт вокруг себя электрический заряд | Электрическое |
11. Как ведут себя два одноимённо заряженных тела? | Взаимно отталкиваются |
12. Работа по перемещению заряда в электрическом поле не зависит от … | Траектории перемещения |
13. Линии напряжённости начинаются на ….. зарядах, заканчиваются на …..зарядах. | +, — |
14. Электрическое поле можно графически изображать с помощью линий напряжённости и ….. | эквипотенциальных поверхностей |
15. E=… | E=F/q |
16. Поверхности с одинаковыми потенциалами называются … | Эквипотенциальными поверхностями |
17. Формула для расчёта работы по перемещению заряда в электрическом поле. | A=qU=Eqd |
18. E/E0 =? – это… | Диэлектрическая проницаемость |
19. Способность проводника держать на себе заряд — | Электроёмкость |
20. Два вида соединения конденсаторов | Параллельно,последовательно |
21. Два основных понятия электродинамики — | Электрический заряд и электрическое поле. |
22. Электризация тела состоит в потере или приобретении им некоторого количества… | Электронов |
23. Разность потенциалов называется … | Электрическим напряжением |
24. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе … | Сохраняется |
25. Внутри замкнутой поверхности электрическое поле … | Отсутствует |
26. Поляризованные диэлектрики называются… | Диполи |
27. В чём главное отличие проводников и диэлектриков? | У проводников есть свободные заряды. |
28. Электроёмкость зависит от … | Геометрических размеров проводника и от среды |
29. Назвать известные вам виды полей | Гравитационное, электромагнитное |
III. Подведение итогов.
Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.