Урок по физике на тему: «Лестница знаний»
(Обобщение изученного материала в 10-11 классах)
ЦЕЛЬ урока: экспериментальное исследование различных физических законов и процессов, формирование измерительных и экспериментальных умений.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-
экспериментально определить влажность воздуха и точку росы;
-
экспериментально определить ускорение свободного падения;
-
экспериментально исследовать явление электромагнитной индукции;
-
экспериментально исследовать законы постоянного тока;
-
экспериментально исследовать газовые законы;
-
провести компьютерное исследование законов фотоэффекта;
-
продолжить формирование умений и навыков собирать экспериментальные установки, а также пользоваться измерительными приборами;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-
продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
-
продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-
продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
-
продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
компьютер РМП;
-
проектор;
-
компьютеры РМУ 10 шт;
-
гигрометр присхрометрический;
-
таблица соответствия давления и плотности насыщенных водяных паров при различных температурах;
-
штатив с муфтами и лапками;
-
счетчик-секундомер (демонстрационный);
-
набор шариков;
-
набор катушек;
-
набор магнитов;
-
гальванометр;
-
источник питания;
-
амперметр демонстрационный;
-
вольтметр демонстрационный;
-
ключ;
-
резисторы на 5 Ом и на 10 Ом;
-
провода соединительные;
-
комплект для изучения газовых законов (с манометром);
-
вода холодная и горячая;
-
термометр.
Ступени:
-
Вместе мы сила
-
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
-
Учитель всегда прав
-
Одна голова хорошо, а две лучше
-
Сам за себя
Вид деятельности:
-
Анимация в физике: обсуждение увиденного (1 этап все вместе)
-
Практические работы:
-
Определение влажности воздуха и точки росы (2 этап по 5-6 человек)
-
Исследование видов соединений резисторов (3 этап по 3-4 человека)
-
Измерение ускорения свободного падения (3 этап по 3-4 человека)
-
Исследование явления электромагнитной индукции (3 этап по 3-4 человека)
-
Исследование газовых законов (4 этап по 2 человека)
-
Экспериментальное компьютерное задание (5 этап по 1 человеку)
Ход урока:
Человек знает физику, если он умеет решать задачи. Эти слова принадлежат выдающемуся физику Энрико Ферми.
Сегодня на уроке нам предстоит проверить это утверждение, но мы не просто будем решать задачи, мы будем находить решения экспериментально.
1 этап
Анимация в физике:
изображение предмета в плоском зеркале | |
2.wmv | «горящая свеча в воде» |
3a.wmv | дисперсия света |
4.wmv | преломление света |
2 этап (Не имей сто рублей, а имей сто друзей) |
Название работы: Определение влажности воздуха и точки росы |
Условие задачи исследования: Точка росы воздуха — важнейший параметр при антикоррозионной защите. Как правило, в практике противокоррозионной защиты рекомендуется нанесение защитных лакокрасочных покрытий на поверхность, температура которой на 3 градуса выше точки росы. При какой минимальной температуре в комнате можно осуществлять покраску поверхностей. Сделайте вывод: До какой температуры нужно охладить воздух в комнате, чтобы на окрашенных стенах появилась влага. |
Цель работы: |
Приборы и материалы:
|
Ход работы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вывод:
|
Карта исследования |
3 этап (Учитель всегда прав) |
Название работы: Исследование видов соединений резисторов |
Условие задачи исследования: Два резистора, сопротивлением 5 и 10 Ом включите сначала последовательно, а затем параллельно в сеть с напряжением до 8 В. Определите напряжение и ток в цепи. Рассчитайте количество теплоты, выделяющееся при каждом соединении резисторов за время равное 3 мин. Сделайте вывод: Какой вид соединения является экономически выгодным. При каком соединении выделяется большее количество теплоты. |
Цель работы: |
Приборы и материалы:
|
Ход работы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вывод:
|
Карта исследования |
3 этап (Учитель всегда прав) |
Название работы: Измерение ускорения свободного падения |
Условие задачи исследования: Закрепите в штативе пускатель и датчик. Подвесьте к пускателю шарик на подставке (пластмассовый или металлический) так, чтобы при нажатии кнопки «Старт» он падал бы точно в створ датчика. Внизу положите тканевую салфетку для смягчения удара при падении шарика. Измерьте расстояние между серединой шарика и створом датчика. Нажмите кнопку «Старт». Зафиксируйте время падения шарика, вычислите ускорение свободного падения. Сделайте вывод: Зависит ли ускорение свободного падения от массы тела, от материала из которого изготовлен шарик. |
Цель работы: |
Приборы и материалы:
|
Ход работы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вывод:
|
Карта исследования |
3 этап (Учитель всегда прав) |
Название работы: Исследование явления электромагнитной индукции |
Условие задачи исследования:
Сделайте выводы: от чего зависит значение и направление индукционного тока. |
Цель работы: |
Приборы и материалы:
|
Ход работы:
|
Вывод:
|
Карта исследования | |||||
4 этап (Одна голова хорошо, а две лучше) | |||||
Название работы: Исследование газовых законов (закона Шарля) | |||||
Условие задачи исследования: Сравнить два состояния воздуха в сосуде при постоянном объеме в 45 мл (шприц снимают). В первом состоянии воздух в сосуде находится при комнатной температуре и атмосферном давлении. Для получения второго состояния ставят оба зажима на открытые концы трубок и пластиковый сосуд опускают в стакан с горячей воды. Сделайте вывод с учетом погрешностей. | |||||
Цель работы: | |||||
Приборы и материалы:
| |||||
Ход работы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка погрешности при косвенных измерениях: Косвенным называется измерение данной величины a через непосредственное измерение величин X, Y, Z…, функционально связанных с первой. Результат косвенного измерения величины a зависит от точности измерений величин X, Y, Z… и от вида функциональной связи. ∆x, ∆y – это точности измерения величин, равные половине цены деления прибора
| |||||
Вывод:
|
5 этап (Сам за себя) Экспериментальное компьютерное задание |
Название работы: Изучение свойств света в фотоэффекте |
Условие задачи исследования: Нажмите кнопку Тест. Используя движок, уменьшайте длину волны, пока не возникнет ток в регистрирующем приборе, и вы не увидите поток электронов. Медленно увеличивая длину волны, определите максимальное ее значение λ0 (длина волны красной границы фотоэффекта) при котором наблюдается фотоэффект. Запишите это значение. |
Цель работы: |
Ход работы:
|
Проведите необходимые рассчеты:
|
Выводы:
|
Рефлексия
Лист самоанализа.
Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока”:
1. Чувствую вдохновение (2балла) – чувствую подавленность (0баллов)
2. Интересно (2балла)– не интересно (0 баллов)
3. Уверен в себе (2 балла) – не уверен в себе (0 баллов)
4. Не устал (2 балла) – устал (0 баллов)
5. Старался (2 балла) – не старался (0 баллов)
6. Доволен собой (2 балла) – не доволен собой (0 баллов)
7. Не раздражаюсь (2 балла) – раздражаюсь (0 баллов)