Интегрированный урок (физика + математика) в 12 классе II вида

Тема: «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров»

Учитель физики: Гришина Лариса Александровна

Учитель математики: Бочкарева Эльвира Владимировна

Цели урока:

Межпредметная связь: Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикаа (математика, 5, 7,

Обучающие:

  • Показать связь двух наук — физики и математики.

  • Ввести понятие геометрического (параллактического), «радиолокационного» и «лазерного» методов определения расстояний до тел Солнечной системы.

  • Вывести формулу для определения радиуса небесных тел Солнечной системы (понятия: линейный радиус, угловой радиус)

  • Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.

Развивающие, воспитательные:

  • Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал в виде таблиц и схем.

  • Продолжить развитие исследовательской культуры. Показать, что неразрешимая на первый взгляд проблема определения расстояний до небесных тел и радиусов небесных тел решается в настоящее время различными способами.

  • Формировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.

  • Продолжить развитие коммуникативной культуры.

  • Продолжить формирование здоровьесберегающего мировоззрения

Коррекционная:

  • Продолжить работу с терминологическим словарем (обогащение, закрепление и активизация совершенствования грамматической правильности речи)

Задачи урока:

  1. повторить строение Солнечной системы;

  2. повторить вопрос о том как Эратосфен измерил радиус Земли; 

  3. рассмотреть различные способы определения расстояния до тел Солнечной системы. Дать понятие горизонтального параллакса и закрепить способ нахождения расстояния и размеров тел через горизонтальный параллакс;

  4. рассчитать расстояние от Земли до Луны и диаметр Луны; 

  5. формировать умение работать коллективно, давать взаимооценку. 

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Как Вы меня слышите? (проверка слух аппаратов)

Дежурный звук «н», говорите хорошо!

1мин

Слайд 1

  1. Постановка задач к уроку

Сегодня необычный урок: перед вами 2 учителя — физики и математики, и значит рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон.

Уч. физики:

Откройте тетради, запишите тему.

Тема урока: «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеры»

Повторение Давайте посмотрим фильм и вспомним – каково строение Солнечной системы? Основываясь на знании строения Солнечной системы, вы ответите на вопросы?

Смотрите внимательно.

Демонстрация фильма.

Сколько планет включает в себя Солнечная система?

Назовите эти планеты

Назовите самую большую планету Солнечной системы

Назовите самую маленькую планету Солнечной системы

Кто впервые оценил размер Земли  в III веке до  н.э.?

Какой прибор изобрёл Эратосфен для измерения зенитного расстояния Солнца?

2мин

Слайды

2-7

  1. Актуализация знаний.

Уч. физики: Мы с вами уже изучали как измерили радиус Земли. Эратосфен наблюдал в Сиене (Асуан), как Солнце проходит в день солнечного солнцестояния через зенит, и его можно видеть даже в глубоких колодцах.

А в Александрии, расположенной на расстоянии 5000 стадий,

с помощью специального прибора, который он назвал «скафис», определил, что Солнце отстоит от вертикали на 1/50 долей окружности (7,2°).

Уч. математики: Обозначив через х длину окружности земного шара Эратосфен составил пропорцию, исходя из следующих соображений: длина окружности земного шара во столько раз больше расстояния между городами( 5000стадий), во сколько раз 360 градусов больше 7,2 градуса. Ребята составте эту пропорцию и найдите х

Работа в группах , после проверка работ (правильные ответы на слайде).

1 человек работает у доски.

Таким образом, он определил  длину окружности Земли в 250 000 стадий (40000 км).

А как можно измерить радиус Земли, если мы знаем длину окружности Земли?

Длину окружности можно определить по формуле с=2πR, следовательно R = C/2π

Если длина окружности Земли равна 40 000км, то радиус Земли равен

R=40000км/2π = 6378км

1 человек работает у доски (правильные ответы на слайде).

Вопросы с/з и За экраном.

Кто хочет к доске.

Кто хочет ответить?

Иди к доске К………

Ответь А………….

Зарядка для глаз

7мин

Слайды

8 — 14

IV.Изучение нового материала по физике.

Уч. физики: Небесные светила являются недоступными для точного измерения, а человеку всегда хотелось знать о том, каково расстояние между планетами. Как быть? На этот вопрос готова ответить математика.

Уч. математики: Допустим, надо измерить расстояние от В до недоступной точки А.

Из точек С и В угломерным геодезическим инструментом измеряют углы. Расстояние ВС тоже можно измерить. Таким образом, в треугольнике АВС известны углы и сторона ВС. КАК НАЙТИ ДРУГИЕ СТОРОНЫ ТРЕУГОЛЬНИКА? А если угол АВС прямой? Чему равен Sin угла А? Сторона АС равна.

(Ребята получают формулу АС = ВС/sin)

Отрезок АС, длина которого тщательно измерена, называется базисом.

Угол АВС, под которым из недоступного места виден базис, называется параллаксом.

Аналитико синтетический метод

Послушайте!

Прочитаем.

Параллакс

Па- ра- ллакс

Пара- ллакс

Параллакс

Прочитай К…….,

Прочитай Н……..

Уч. физики:

При определении расстояний до тел солнечной системы в качестве базиса используют радиус Земли, т.е. АC = Rз = 6378 км

Запишем это в тетрадь.
Угол АВС, под которым из недоступного места виден базис, называется
параллаксом и обозначается – р.

. Параллакс – угол, под которым со светила, находящегося на горизонте, виден радиус Земли.

Запишем в тетрадь определение

Определите расстояние от Земли до Луны, по известным базису (R з = 6378 км.) и параллаксу для Луны (р0 = 0057I).

Решение задачи на доске и в тетрадях.

При определении расстояний до ближайших звезд за базис принимают большую полуось земной орбиты, т.е.

АС = 150 000 000 км = 1 а.е. (1 астрономическая единица)

Угол, под которым радиус земной орбиты, перпендикулярный лучу зрения, виден из звезды, называется годичным параллаксом.

Тогда расстояние r до звезды равно: r = a / sinp

Годичный параллакс всех звёзд очень мал: он всегда меньше 1«

Годичный параллакс Проксима Центавра (ближайшая к нам звезда) равен 0,76«

Годичный параллакс Веги (α Лиры) равен 0, 12«

Зная расстояние до светила D, можно определить, например, радиус светила, если измерить угловой радиус р.

Угловой радиус — это угол, под которым с Земли виден радиус светила.

Запишем в тетрадь определение

Определим радиус светила R.

Из прямоугольного треугольника R=D*Sinp, а расстояние до светила D = Rз /Sinp0.

Подставив D в формулу для R, получим: R = Rз Sinp/Sinp0

Углы р и р0 — малые углы, поэтому можно записать:

R = Rз *р/р0

Горизонтальный параллакс Луны р0 = 0057

Угловой радиус Луны р = 15I30II

Радиус Луны Rл = р / р0 * Rземли

Следовательно, радиус Луны равен:

Rл=15,5/57*6378км = 0,27*6378км=1734км

Радиолокационный способ измерения расстояний.

Сейчас в астрономии используют радиолокационный способ измерения расстояний, который был разработан советскими физиками Л.И. Мандельштамом и Н.Д. Папалекси

Суть радиолокационного способа в том, чтобы измерить время, за которое посланный к небесному телу луч пройдет путь до объекта и обратно. За скорость распространения волны в космосе принимают скорость света 300 000км/с. Тогда расстояние до небесного тела можно определить по формуле

D = Vсвета * t / 2

Лазерный способ измерения расстояний.

В 1969 г. произведена первая лазерная локация Луны квантовым генератором (лазером). Зеркала для отражения лазерного луча на Луне установили астронавты США. Точность измерения составляет ±30см. Лазерные уголковые отражатели работают и сейчас.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗВЁЗД И ПЛАНЕТ

Давайте посмотрим видео.

http://www.astrolab.ru/cgi-bin/kz.cgi?id=113

20мин

Слайды

15 — 34

  1. Закрепление изученного материала

Выполнение задания в форме игры. «Вопрос-ответ». 

1. Назовите самую большую известную звезду.

Цефея.

2. Галактика, в которой находится Солнечная система называется…

Млечный Путь.

3. Назовите планеты земной группы.

Меркурий, Венера, Земля и Марс.

4.Назовите планеты – гиганты

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

5. Угол, под которым с наблюдаемого светила виден радиус Земли, перпендикулярный лучу зрения, называется…

горизонтальный параллакс.

6. Что принимается за базис при определении расстояний до тел Солнечной системы?

Радиус Земли.

7. Астрономическая единица (а.е.) равна…

150 млн км.

6мин

Слайды

35-36

  1. Домашнее задание

Упражнение 6.5 стр.164

1мин

Слайд 37

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что существует тесная связь физики и математики. Без математики, а именно геометрии и тригонометрии, невозможно бы было решение многих практических физических задач.

Повторили с вами строение Солнечной системы, как измерил радиус Земли Эратосфен.

Измерили расстояние до Луны и нашли радиус Луны

— Что мы делали сегодня на уроке?

Мы смотрели видео, отвечали на вопросы, изучали новую тему

-Какую тему мы изучали на уроке?

Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеры

-Что нового вы узнали?

Кто сегодня работал хорошо, кто отлично?

Какую оценку можем поставить?

У кого какие оценки?

А насколько хорошо вы сегодня поработали, нам покажет табличка «для меня сегодняшний урок…» заполните ее, и оставьте на столах.

Рефлексия «для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я на уроке

В итоге

Интересно

1.работал

1. понял и усвоил материал

Скучно

2. ничего не делал

2. узнал новое

Безразлично

3. помогал другим

3. не понял

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

3мин

курий]й]

  1. Ученый, создате

  2. ]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here