Интегрированный урок (физика + математика) в 12 классе II вида
Тема: «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров»
Учитель физики: Гришина Лариса Александровна
Учитель математики: Бочкарева Эльвира Владимировна
Цели урока:
Межпредметная связь: Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикаа (математика, 5, 7,
Обучающие:
-
Показать связь двух наук — физики и математики.
-
Ввести понятие геометрического (параллактического), «радиолокационного» и «лазерного» методов определения расстояний до тел Солнечной системы.
-
Вывести формулу для определения радиуса небесных тел Солнечной системы (понятия: линейный радиус, угловой радиус)
-
Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
Развивающие, воспитательные:
-
Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал в виде таблиц и схем.
-
Продолжить развитие исследовательской культуры. Показать, что неразрешимая на первый взгляд проблема определения расстояний до небесных тел и радиусов небесных тел решается в настоящее время различными способами.
-
Формировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.
-
Продолжить развитие коммуникативной культуры.
-
Продолжить формирование здоровьесберегающего мировоззрения
Коррекционная:
-
Продолжить работу с терминологическим словарем (обогащение, закрепление и активизация совершенствования грамматической правильности речи)
Задачи урока:
-
повторить строение Солнечной системы;
-
повторить вопрос о том как Эратосфен измерил радиус Земли;
-
рассмотреть различные способы определения расстояния до тел Солнечной системы. Дать понятие горизонтального параллакса и закрепить способ нахождения расстояния и размеров тел через горизонтальный параллакс;
-
рассчитать расстояние от Земли до Луны и диаметр Луны;
-
формировать умение работать коллективно, давать взаимооценку.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1мин Слайд 1 | ||||||||||||
Сегодня необычный урок: перед вами 2 учителя — физики и математики, и значит рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон.
Уч. физики:
Откройте тетради, запишите тему.
Тема урока: «Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеры» Повторение Давайте посмотрим фильм и вспомним – каково строение Солнечной системы? Основываясь на знании строения Солнечной системы, вы ответите на вопросы? Смотрите внимательно. Демонстрация фильма.
Сколько планет включает в себя Солнечная система? Назовите эти планеты Назовите самую большую планету Солнечной системы Назовите самую маленькую планету Солнечной системы Кто впервые оценил размер Земли в III веке до н.э.? Какой прибор изобрёл Эратосфен для измерения зенитного расстояния Солнца?
| 2мин Слайды 2-7 | |||||||||||
Уч. физики: Мы с вами уже изучали как измерили радиус Земли. Эратосфен наблюдал в Сиене (Асуан), как Солнце проходит в день солнечного солнцестояния через зенит, и его можно видеть даже в глубоких колодцах. А в Александрии, расположенной на расстоянии 5000 стадий, с помощью специального прибора, который он назвал «скафис», определил, что Солнце отстоит от вертикали на 1/50 долей окружности (7,2°). Уч. математики: Обозначив через х длину окружности земного шара Эратосфен составил пропорцию, исходя из следующих соображений: длина окружности земного шара во столько раз больше расстояния между городами( 5000стадий), во сколько раз 360 градусов больше 7,2 градуса. Ребята составте эту пропорцию и найдите х Работа в группах , после проверка работ (правильные ответы на слайде). 1 человек работает у доски.
Таким образом, он определил длину окружности Земли в 250 000 стадий (40000 км).
А как можно измерить радиус Земли, если мы знаем длину окружности Земли? Длину окружности можно определить по формуле с=2πR, следовательно R = C/2π Если длина окружности Земли равна 40 000км, то радиус Земли равен R=40000км/2π = 6378км
1 человек работает у доски (правильные ответы на слайде).
Вопросы с/з и За экраном. Кто хочет к доске. Кто хочет ответить? Иди к доске К……… Ответь А…………. Зарядка для глаз | 7мин Слайды 8 — 14 | |||||||||||
IV.Изучение нового материала по физике.
Уч. физики: Небесные светила являются недоступными для точного измерения, а человеку всегда хотелось знать о том, каково расстояние между планетами. Как быть? На этот вопрос готова ответить математика. Уч. математики: Допустим, надо измерить расстояние от В до недоступной точки А. Из точек С и В угломерным геодезическим инструментом измеряют углы. Расстояние ВС тоже можно измерить. Таким образом, в треугольнике АВС известны углы и сторона ВС. КАК НАЙТИ ДРУГИЕ СТОРОНЫ ТРЕУГОЛЬНИКА? А если угол АВС прямой? Чему равен Sin угла А? Сторона АС равна. (Ребята получают формулу АС = ВС/sin) Отрезок АС, длина которого тщательно измерена, называется базисом. Угол АВС, под которым из недоступного места виден базис, называется параллаксом. Аналитико синтетический метод Послушайте! Прочитаем. … Параллакс Па- ра- ллакс Пара- ллакс Параллакс Прочитай К……., Прочитай Н……..
Уч. физики:
При определении расстояний до тел солнечной системы в качестве базиса используют радиус Земли, т.е. АC = Rз = 6378 км Запишем это в тетрадь. . Параллакс – угол, под которым со светила, находящегося на горизонте, виден радиус Земли. Запишем в тетрадь определение Определите расстояние от Земли до Луны, по известным базису (R з = 6378 км.) и параллаксу для Луны (р0 = 0057I). Решение задачи на доске и в тетрадях. При определении расстояний до ближайших звезд за базис принимают большую полуось земной орбиты, т.е. АС = 150 000 000 км = 1 а.е. (1 астрономическая единица) Угол, под которым радиус земной орбиты, перпендикулярный лучу зрения, виден из звезды, называется годичным параллаксом. Тогда расстояние r до звезды равно: r = a / sinp Годичный параллакс всех звёзд очень мал: он всегда меньше 1« Годичный параллакс Проксима Центавра (ближайшая к нам звезда) равен 0,76« Годичный параллакс Веги (α Лиры) равен 0, 12« Зная расстояние до светила D, можно определить, например, радиус светила, если измерить угловой радиус р. Угловой радиус — это угол, под которым с Земли виден радиус светила. Запишем в тетрадь определение Определим радиус светила R. Из прямоугольного треугольника R=D*Sinp, а расстояние до светила D = Rз /Sinp0. Подставив D в формулу для R, получим: R = Rз Sinp/Sinp0
Углы р и р0 — малые углы, поэтому можно записать: R = Rз *р/р0 Горизонтальный параллакс Луны р0 = 0057‘ Угловой радиус Луны р = 15I30II Радиус Луны Rл = р / р0 * Rземли
Следовательно, радиус Луны равен: Rл=15,5/57*6378км = 0,27*6378км=1734км Радиолокационный способ измерения расстояний. Сейчас в астрономии используют радиолокационный способ измерения расстояний, который был разработан советскими физиками Л.И. Мандельштамом и Н.Д. Папалекси Суть радиолокационного способа в том, чтобы измерить время, за которое посланный к небесному телу луч пройдет путь до объекта и обратно. За скорость распространения волны в космосе принимают скорость света 300 000км/с. Тогда расстояние до небесного тела можно определить по формуле
D = Vсвета * t / 2 Лазерный способ измерения расстояний. В 1969 г. произведена первая лазерная локация Луны квантовым генератором (лазером). Зеркала для отражения лазерного луча на Луне установили астронавты США. Точность измерения составляет ±30см. Лазерные уголковые отражатели работают и сейчас.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗВЁЗД И ПЛАНЕТ Давайте посмотрим видео.
http://www.astrolab.ru/cgi-bin/kz.cgi?id=113
| 20мин Слайды 15 — 34 | |||||||||||
Выполнение задания в форме игры. «Вопрос-ответ». 1. Назовите самую большую известную звезду. Цефея.
2. Галактика, в которой находится Солнечная система называется… Млечный Путь.
3. Назовите планеты земной группы. Меркурий, Венера, Земля и Марс.
4.Назовите планеты – гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. 5. Угол, под которым с наблюдаемого светила виден радиус Земли, перпендикулярный лучу зрения, называется… горизонтальный параллакс. 6. Что принимается за базис при определении расстояний до тел Солнечной системы? Радиус Земли.
7. Астрономическая единица (а.е.) равна… ≈ 150 млн км.
| 6мин Слайды 35-36 | |||||||||||
Упражнение 6.5 стр.164 | 1мин Слайд 37 | |||||||||||
Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что существует тесная связь физики и математики. Без математики, а именно геометрии и тригонометрии, невозможно бы было решение многих практических физических задач.
Повторили с вами строение Солнечной системы, как измерил радиус Земли Эратосфен. Измерили расстояние до Луны и нашли радиус Луны
— Что мы делали сегодня на уроке? Мы смотрели видео, отвечали на вопросы, изучали новую тему -Какую тему мы изучали на уроке? Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеры -Что нового вы узнали? Кто сегодня работал хорошо, кто отлично? Какую оценку можем поставить? У кого какие оценки?
А насколько хорошо вы сегодня поработали, нам покажет табличка «для меня сегодняшний урок…» заполните ее, и оставьте на столах.
Рефлексия «для меня сегодняшний урок…» Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок окончен. Спасибо! До свидания!
| 3мин |
курий]й]
-
Ученый, создате
-
-
-
-
-
-
-
]