Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Качульская средняя общеобразовательная школа»

Каратузского района Красноярского края

Конспект урока по физике

в 7 классе

« Давление в газах »

подготовил

учитель физики

Семенов Валерий Валериевич

с. Качулька
2015

Тема: Давление в газах.

Цель: Изучить природу возникновения давления на стенки сосуда, в котором находится газ.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о давлении в газах;

  • Сформировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях.

Развивающие:

  • Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

  • Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

План урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление изученного материала

  4. Рефлексия учебная

  5. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный момент, актуализация знаний

После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. Актуализировать знания предыдущих уроков можно следующими вопросами:

  • Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? (Твердое тело, жидкость и газ.)

  • Какими свойствами обладают газы? (Газы не имеют собственной формы и постоянного объема, заполняют весь объем предоставленного сосуда.)

  • Как движутся молекулы газов? (Молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно.)

  • Что такое давление? (Давление — физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.)

  1. Изучение нового материала

Учитель: Тема сегодняшнего урока – «Давление газа» (ученики записывают тему в тетради). Газ всегда занимает весь предоставленный ему объем. Например, воздушный шар, автомобильная шина, баллон, футбольный мяч.

Газ, пытаясь расшириться, создаёт давление на стенки, дно и крышку сосуда, в котором он находится. Какая природа этого давления и от чего оно зависит? Давайте сейчас попробуем ответить на эти вопросы.

Природу давления газа очень легко понять, если представить молекулы газа теннисными мячами. Давайте посмотрим, как теннисный мяч ударяется о металлическую пластину. Для этого у нас есть интерактивная модель, состоящая из металлической пластины и пружины.

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 3))

Мяч производил давление на пластину?

Ученики: Да.

Учитель: Правильно. Так и молекула газа при ударе о пластину оказывает давление на эту пластину. Молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно, непрерывно сталкиваясь между собой и со стенками сосуда, в котором они находятся. Количество молекул в газе очень велико, соответственно количество ударов также велико. Примерно за одну секунду ударяется порядка 340*1024 молекул об вашу тетрадь. Согласитесь, количество ударов очень велико. Давайте посмотрим, что будет с металлической пластиной, когда мы увеличим количество теннисных шаров (ударов).

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 4))

Сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно, оно и создает давление газа. Итак, чем вызывается давление газа на стенки сосуда?

Ученики: Давление вызывается ударами молекул газа.

Учитель: Абсолютно правильно. Запишите: Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

С помощью нашей интерактивной модели проделаем следующий опыт: под колокол воздушного насоса поместим завязанный воздушный шарик, содержащий небольшое количество воздуха. Начнем откачивать из купола воздух.

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 5))

Что мы увидели?

Ученики: Шарик надулся и принял форму шара.

Учитель: Шарик раздулся, так как число ударов молекул воздуха о внешнюю поверхность шарика меньше чем число ударов молекул внутри шарика, другими словами, давление внутри шарика больше чем давление внутри купола.

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 6))

Обратите внимание на форму шарика, форма шарика близка к сферической, значит, давление газа внутри шарика по всем направлениям одинаково. Запишите: газ давит по всем направлениям (в среднем) одинаково.

А как изменится давление газа при постоянной массе и температуре, если мы уменьшим объем?

Ученики: выдвигают свои гипотезы

Учитель: Молодцы. Давайте проверим ваши гипотезы на опыте.

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 7))

Действительно, давление увеличилось. А если мы будем увеличивать объём, что тогда произойдет с давлением?

Ученики: выдвигают свои гипотезы.

Учитель: Молодцы. Давайте проверим ваши гипотезы на опыте. (Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 7))

Действительно, давление уменьшилось. Запишите: при уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается.

Учитель: Давайте сейчас выясним, зависит ли давление газа от его температуры. Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем следующий опыт: нагреем колбу с плотно вставленной в её горлышко резиновой пробкой.

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 8))

Что мы видим?

Ученики: Пробка вылетела

Учитель: А что её вытолкнуло?

Ученики: Давление газа.

Учитель: Правильно. Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии что масса и объем не изменяются. Запишите это утверждение.

Итак, мы сегодня выяснили, что: давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяются о стенки сосуда. Пронаблюдаем эту зависимость на интерактивной модели.

(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 9))

3. Закрепление изученного материала

Для закрепления и обобщения знаний можно коллективно обсудить решение следующего теста:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

4. Рефлексия учебная

Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня хорошо потрудились, узнали много нового. Давайте теперь весь материал обобщим:

  • Чем вызывается давление газа на стенки сосуда? (Давление газа вызвано ударами молекул газа.)

  • Как передают давление газы? (Газ давит по всем направлениям (в среднем) одинаково.)

  • Зависит ли давление газа от температуры? (Давление газа зависит от температуры: чем выше температура газа, тем больше его давление.)

Молодцы! Спасибо, ребята, за урок!

5. Домашнее задание

§35, вопросы 1-7.

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here