Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
Конспект урока по физике
в 7 классе
« Давление в газах »
подготовил
учитель физики
Семенов Валерий Валериевич
с. Качулька
2015
Тема: Давление в газах.
Цель: Изучить природу возникновения давления на стенки сосуда, в котором находится газ.
Задачи:
Образовательные:
-
Сформировать представление о давлении в газах;
-
Сформировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях.
Развивающие:
-
Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-
Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
План урока
-
Организационный момент, актуализация знаний
-
Изучение нового материала
-
Закрепление изученного материала
-
Рефлексия учебная
-
Домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент, актуализация знаний
После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. Актуализировать знания предыдущих уроков можно следующими вопросами:
-
Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? (Твердое тело, жидкость и газ.)
-
Какими свойствами обладают газы? (Газы не имеют собственной формы и постоянного объема, заполняют весь объем предоставленного сосуда.)
-
Как движутся молекулы газов? (Молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно.)
-
Что такое давление? (Давление — физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.)
-
Изучение нового материала
Учитель: Тема сегодняшнего урока – «Давление газа» (ученики записывают тему в тетради). Газ всегда занимает весь предоставленный ему объем. Например, воздушный шар, автомобильная шина, баллон, футбольный мяч.
Газ, пытаясь расшириться, создаёт давление на стенки, дно и крышку сосуда, в котором он находится. Какая природа этого давления и от чего оно зависит? Давайте сейчас попробуем ответить на эти вопросы.
Природу давления газа очень легко понять, если представить молекулы газа теннисными мячами. Давайте посмотрим, как теннисный мяч ударяется о металлическую пластину. Для этого у нас есть интерактивная модель, состоящая из металлической пластины и пружины.
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 3))
Мяч производил давление на пластину?
Ученики: Да.
Учитель: Правильно. Так и молекула газа при ударе о пластину оказывает давление на эту пластину. Молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно, непрерывно сталкиваясь между собой и со стенками сосуда, в котором они находятся. Количество молекул в газе очень велико, соответственно количество ударов также велико. Примерно за одну секунду ударяется порядка 340*1024 молекул об вашу тетрадь. Согласитесь, количество ударов очень велико. Давайте посмотрим, что будет с металлической пластиной, когда мы увеличим количество теннисных шаров (ударов).
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 4))
Сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно, оно и создает давление газа. Итак, чем вызывается давление газа на стенки сосуда?
Ученики: Давление вызывается ударами молекул газа.
Учитель: Абсолютно правильно. Запишите: Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.
С помощью нашей интерактивной модели проделаем следующий опыт: под колокол воздушного насоса поместим завязанный воздушный шарик, содержащий небольшое количество воздуха. Начнем откачивать из купола воздух.
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 5))
Что мы увидели?
Ученики: Шарик надулся и принял форму шара.
Учитель: Шарик раздулся, так как число ударов молекул воздуха о внешнюю поверхность шарика меньше чем число ударов молекул внутри шарика, другими словами, давление внутри шарика больше чем давление внутри купола.
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 6))
Обратите внимание на форму шарика, форма шарика близка к сферической, значит, давление газа внутри шарика по всем направлениям одинаково. Запишите: газ давит по всем направлениям (в среднем) одинаково.
А как изменится давление газа при постоянной массе и температуре, если мы уменьшим объем?
Ученики: выдвигают свои гипотезы
Учитель: Молодцы. Давайте проверим ваши гипотезы на опыте.
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 7))
Действительно, давление увеличилось. А если мы будем увеличивать объём, что тогда произойдет с давлением?
Ученики: выдвигают свои гипотезы.
Учитель: Молодцы. Давайте проверим ваши гипотезы на опыте. (Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 7))
Действительно, давление уменьшилось. Запишите: при уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается.
Учитель: Давайте сейчас выясним, зависит ли давление газа от его температуры. Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем следующий опыт: нагреем колбу с плотно вставленной в её горлышко резиновой пробкой.
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 8))
Что мы видим?
Ученики: Пробка вылетела
Учитель: А что её вытолкнуло?
Ученики: Давление газа.
Учитель: Правильно. Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии что масса и объем не изменяются. Запишите это утверждение.
Итак, мы сегодня выяснили, что: давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяются о стенки сосуда. Пронаблюдаем эту зависимость на интерактивной модели.
(Демонстрация модели: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf (страница 9))
3. Закрепление изученного материала
Для закрепления и обобщения знаний можно коллективно обсудить решение следующего теста:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
4. Рефлексия учебная
Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня хорошо потрудились, узнали много нового. Давайте теперь весь материал обобщим:
-
Чем вызывается давление газа на стенки сосуда? (Давление газа вызвано ударами молекул газа.)
-
Как передают давление газы? (Газ давит по всем направлениям (в среднем) одинаково.)
-
Зависит ли давление газа от температуры? (Давление газа зависит от температуры: чем выше температура газа, тем больше его давление.)
Молодцы! Спасибо, ребята, за урок!
5. Домашнее задание
§35, вопросы 1-7.
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html