Тема урока «Линзы. Оптические приборы». 11 класс.
Тип урока: закрепления и совершенствования знаний.
Цель урока: обобщить знания учащихся о линзах, показать роль оптических приборов в познании мира, расширить политехнический кругозор учащихся, совершенствовать умения и навыки учащихся при решении задач естественнонаучного направления.
Образовательные задачи урока: закрепить усвоение понятий – собирающая линза, рассеивающая линза, оптическая сила линзы, фокусное расстояние – являющихся «инструментом» познания в теории световых явлений, «увидеть» свойства линз в бытовых и технических устройствах, рассмотреть человеческий глаз как оптическую систему и провести исследование дефектов зрения среди учащихся МОУ СОШ № 9.
Воспитательные задачи урока: формирование политехнических знаний и умений (знания основных принципов работы оптических приборов); раскрытие интернационального характера науки, вклада учёных в развитие оптики и использование достижений на практике; воспитание у учащихся трудолюбия, умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Развивающие задачи урока: развитие у учащихся практических умений в обращении с оптическими приборами; развитие интеллектуальных умений: анализировать, обобщать, делать выводы, развитие творческих способностей учащихся, умение объяснять природу световых явлений, зная законы геометрической оптики; развитие мышления, зрительной памяти учащихся, интереса к предмету через игровые моменты, развитие эмоциональной сферы.
Оборудование: набор «Геометрическая оптика», источник постоянного тока, компьютер, экран, диапроектор, микроскоп, телескоп, таблица по физике «Оптические приборы».
Лабораторное оборудование: линзы собирающие, экраны, линейки, рабочее поле.
Эпиграф к уроку:
О, физика, наука из наук!
Всё впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остёр
И знанья человеческие шире.
М. Алигер.
План урока.
-
Организационный момент – 5 мин.
-
Постановка цели – 5 мин.
-
Проверка домашнего задания и актуализация знаний – 7 мин.
-
Воспроизведение учащимися ранее полученных знаний и способов деятельности – 8 мин.
-
Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новой ситуации – 5 мин.
-
Обобщение и систематизация знаний – 5 мин.
-
Контроль усвоения изученного и овладения способами действий – 8 мин.
-
Определение домашнего задания – 2 мин.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята! Тема нашего урока «Линзы. Оптические приборы». Сегодня к нам пришли гости – младшие школьники, которые интересуются наукой.
-
Постановка цели.
Ученик: Я ещё не успел удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телескопам, голосу рации
И компьютеру на столе.
Ученица: Фотосъёмка идёт сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Ученик: Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь – день настаёт.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течёт.
Ученица: Свет по линзам сейчас струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Ученик: Путь в оптику – нелёгкий путь.
Но вам, ребята, не свернуть.
Что? Почему? Глаза следят –
Иди вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.
Учитель: Ребята предлагают вам отправиться в мир оптики. Согласны? Тогда в путь! В мире оптических приборов правят линзы – Король Линз Собирающий и Королева Линза Рассеивающая. Все жители этого королевства имеют прозрачные тела, ограниченные двумя сферическими поверхностями. Основной их работой является работа по преломлению солнечного света.
* Демонстрация опытов по преломлению света рассеивающими и собирающими линзами, действие оптической системы глаза.
(Опыт 16, 22. Лаборатория L— микро)
Опыты проводят Король Линз Собирающий и Королева Линза Рассеивающая.
Учитель: В этом королевстве мы уже побывали на предыдущих уроках. Итак, давайте вспомним об этом. С домашней презентацией выступит ученица
3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
* Ученица выступает с домашней презентацией по теме «Линзы. Оптические приборы».
* На доске ученица выполняет построение изображений в рассеивающей и собирающей линзах, записывает их свойства.
4. Воспроизведение учащимися ранее полученных знаний и способов деятельности.
* Учитель проводит проверку решения домашних качественных задач.
Задача 1. Чтобы лучше видеть, близорукие люди щурят глаза. Как это объяснить?
Ответ: При «диафрагмировании» изображение делается более резким.
Задача 2. Почему нелегко вдеть нитку в иголку, если смотреть одним глазом?
Ответ: Зрение одним глазом не обеспечивает правильной оценки расстояний.
Задача 3. Почему дождь представляется нам в виде струй, хотя он состоит из отдельных капель?
Ответ: Глаз способен сохранять некоторое время зрительное впечатление.
Задача 4. Зачем световые сигналы маяков делают мигающими?
Ответ: Чтобы выделить их из других сигналов, а также, чтобы меньше утомлять глаза.
Задача 5. Почему хрусталик рыбьего глаза имеет почти сферическую форму?
Ответ: Относительный показатель преломления хрусталика рыбьего глаза, находящегося в воде, невелик. Поэтому увеличение оптической силы хрусталика достигается большой кривизной его поверхности.
5. Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новой ситуации.
Учитель: Человек никогда не был и не сможет побывать ни на одной звезде, не сможет войти в живую клетку, внутрь вируса или атома – и тем не менее человечество XXI века разглядывает изображения звёзд, планет и клеток, уверенное в истинности увиденного. Эти изображения сработаны микроскопами и телескопами – машинами необычайными. В них нет приводов, цепей, передач – в них работают лучи света. Нужно лишь правильно их направить, собрать в фокус. Лучи неслышно ткут волшебные и вместе с тем реальные картины окружающего нас мира, воссоздают облик предметов, столь малых и далёких, что без оптических приборов они остались бы навсегда неведомыми. Трудно сказать, кто впервые взглянул на мир через капельку стекла. Ещё 20 веков назад Евклиду было известно о свете так много, что его знания и поныне служат основой оптики. Итак, обратимся к истории.
Ученица: Несколько слов о туманной истории микроскопа. Создание этого прибора приписывают Антони Левенгуку, который был торговцем, но увлёкся шлифованием линз, случайно взглянул через одну из них на капельку воды и … обнаружил вселенную, кишащую мельчайшими живыми существами. Так возникла микроскопия, а Левенгук стал первым микробиологом. Он наблюдал инфузории и бактерии, клетки организма, строение насекомых при помощи линзы, которая давала увеличение до 300 раз. Современный микроскоп даёт увеличение 2250 раз, его основные части – объектив и окуляр, которые находятся в металлической трубе – тубусе. Человека интересует не только мир малых тел. Узнать, как устроены звёзды, Солнце и планеты люди смогли с помощью телескопа, проект его был создан в XVII столетии немецким астрономом Кеплером. Как и микроскоп, он состоит из двух линз, создаёт изображение, в сотни тысяч раз меньшее, чем само небесное тело и позволяет рассматривать его с близкого расстояния через окуляр. Кроме телескопа с линзами (рефракторов), в астрономии используют зеркальные телескопы (рефлекторы). Самый большой имеет зеркало диаметром 6 метров, установлен на Северном Кавказе около станицы Зеленчукской в Карачаево- Черкессии. Вес зеркала 900 кН, оно собирает в миллион раз больше света, чем глаз человека и позволяет увидеть пламя свечи на расстоянии 25000 км. К оптическим приборам относятся также фотоаппараты, проекционные аппараты, бинокли, эпидиаскопы, фильмоскопы, киноаппараты, очки, лупа.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Трубицын В. провёл исследование на тему «Глаз и зрение». Как известно, 95% людей рождаются с нормальным зрением, но не все его сохраняют. Дефекты зрения могут быть связаны с нарушением правил гигиены зрения: чтением при плохом освещении или слишком ярком свете.
* Ученик представляет презентацию своего исследования по теме «Глаз и зрение».
7. Контроль усвоения изученного и овладения способами действий.
Учащиеся выполняют тестовое задание по теме «Линзы. Оптические приборы».
( ТС-21 стр. 41 «Физика». Дидактические материалы. А.Е.Марон, Е.А.Марон.)
Учащиеся выполняют экспериментальное задание – определяют оптическую силу линзы. Используют лабораторное оборудование: собирающая линза, экран, линейка, рабочее поле. Приборы и карточки раздаются предварительно.
Учитель: Теперь, когда вы справились с заданием, Король и Королева хотят поделиться с вами секретами и тайнами.
Король: В этом чёрном ящике находится оптический прибор
Королева: По отношению к нему надо быть очень осторожным.
Король: Его назначение – увеличивать предметы
Королева: Обычно он состоит из двух линз, которые предназначены для двух глаз
Король: С его помощью можно охотиться, а также любоваться игрой актёров в театре.
Ответ: бинокль.
Король: В этой чёрной папке находится портрет учёного
Королева: Свои первые открытия он сделал студентом
Король: В 1609 году он изготовил зрительную трубу и с её помощью увидел горы на Луне, 4 спутника Юпитера, заметил пятна на Солнце
Королева: Закон инерции открыл именно он
Король: Занимался исследованием свободного падения, для этого ему понадобилась наклонная башня.
Ответ: Галилей.
Король: А теперь угадайте, кто это? Это живое существо.
Королева: Он обладает большой чувствительностью глаз, может увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
Король: За 0,05 с его мозг может узнать объект
Королева: За всю жизнь он съедает 40 тонн пищи
Король: Это существо – самое умное на Земле.
Ответ: человек.
* Учитель подводит итоги урока. Выставление оценок.
. 8. Определение домашнего задания.
Задание на дом: п. 63, упр. 9 (№ 1,2,3 –качественные задачи, № 4,5-графические задачи).
Литература
-
Билимович Б.Ф.Световые явления вокруг нас. М., Просвещение, 2008.
-
Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2010.
-
Кабардин О.Ф., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. М., Изд. Дом РАО, Баласс, 2005.
-
Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М., Просвещение, 2009.
-
«Квант» № 9. Научно-популярный физико-математический журнал. М., Наука,2009
-
Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы 11 класс. М., Дрофа, 2006.
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М., Просвещение, 2011.
-
Перельман Я.И. Занимательная физика. М., Просвещение, 2000.
-
Пёрышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. М., Просвещение, 2000.
-
Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач. М., Просвещение, 2001.
-
Радунская И.Н. Предчувствия и свершения. М., Дрофа, 2005.
-
Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. М., Глобус, 2010.
-
«Физика в школе» № 2. Научно-теоретический и методический журнал. М., Школа-Пресс, 2008.