ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Отражение света. Законы отражения света»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Чулкова Надежда Андреевна | |
2 | Место работа | МОУ «Солдатско — Степновская СОШ» |
3 | Должность | Учитель физики и математики |
4 | Предмет | физика |
5 | Класс | 8 |
6 | Тема и номер урока в теме | Отражение света. Закон отражения света № 2 |
7 | Базовый учебник | Перышкин А.В.: Физика 8 класс — М.: Дрофа. 2012.
|
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света».
Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.
Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Решаемые учебные задачи:
-
ввести понятия отраженный луч, преломленный луч, угол падения, угол отражения, обратимость световых лучей;
-
формирование понятия отражения света и знания о законе отражения света;
-
рассмотрение особенностей распространения света на границе раздела двух сред;
-
раскрыть огромное значение отражения света в жизни.
Тип урока изучение нового материала.
Формы работы учащихся фронтальный эксперимент, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска.
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, ЭОР.
Методы обучения: диалогический, информационный, практический, репродуктивный, исследовательский.
-
№
Этап урока
Формируемые результаты обучения
Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Объем затраченного времени
1
Оргмомент
Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи.
Слушают.
1 мин.
2
Актуализация знаний
Знать: закон прямолинейного распространения света. Понимать смысл понятий тень и полутень
Ресурс 1
Учитель демонстрирует ресурс 1.
Учитель проверяет качество усвоения домашнего задания методом фронтального опроса.
1.Что изучает оптика?
2.В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?
3.Приведите примеры: а) естественных; б) искусственных источников света.
4.Как доказать, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно?
5.При каких условиях от предмета получается лишь полутень?
6.Что больше – размеры самолета или его полной тени, когда он летит горизонтально в полдень над экватором?
7.Что длится дольше – полное затмение Солнца или полное затмение Луны?
8.Почему тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата? При каких условиях тень всюду будет одинаково отчетлива?
Ученики индивидуально отвечают на вопросы.
5 мин.
3
Изучение нового материала
Знать определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света», «зеркальное отражение», «рассеянное отражение», закон отражения света
Ресурс 2
Ресурс 3
Ресурс 4
Учитель ставит перед учащимися проблему.
Свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим. Почему свет становится видимым, если в комнате пыль? Почему мы видим окружающие нас тела? Над этой проблемой мы и будем сегодня работать.
Введем несколько определений.
Демонстрация ресурса 2.
Угол α между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела, восстановленным к поверхности в точке падения луча, носит название угол падения.
Угол β между отражённым лучом и тем же перпендикуляром, носит название угол отражения.
Демонстрация ресурса 3 и 4.
Выведем законы отражения.
При отражении света всегда выполняются две закономерности:
Первая. Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Вторая. Угол падения равен углу отражения.
Свойство световых лучей — их обратимость.
При падении света на разные поверхности возможны два варианта.
Первый.
Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением, а поверхность называется зеркальной.
Второй.
Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света называют рассеянным отражением или просто рассеянием света, а поверхность называют диффузной.
Учащиеся проводят эксперимент, с целью выявления проблем
Учащиеся наблюдают, делают вывод и проверяют закон отражения света.
Учащиеся наблюдают и делают вывод.
20 мин.
4
Закрепление учебного материала
Уметь строить отраженный луч; решать задачи на закон отражения света; уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов.
Ресурс 5
С целью закрепления изученного материала учитель предлагает следующие задачи. Демонстрация ресурса 5. 1.Чему равен угол падения луча на зеркальную поверхность, если угол между лучом и зеркальной поверхностью равен 600?
2.Чему равен угол падения луча на зеркальную поверхность, если угол между падающим и отраженным лучами равен 500?
3.На плоскую зеркальную поверхность падают два луча, угол между которыми 100. Каким будет угол между отражёнными лучами?
4.Луч света падает на плоскую зеркальную поверхность. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркальной поверхностью. Чему равен угол отражения?
5.Солнечные лучи падают под углом 600 к горизонту. как нужно расположить плоскую зеркальную поверхность, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, поясняющий ваше решение.
Угол падения увеличили на 150 . Угол отражения (увеличился на 150)
Свет падает на поверхность под углом 600. Каким будет угол падения (300)
Угол между падающим и отраженным лучом равен 400. Чему равен угол падения. (200)
Учащиеся решают задачи.
10 мин.
5
Подведение итогов урока, рефлексия
Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать ее, подтверждая фактами
Ресурс 6
Учитель выводит на доску тест. Демонстрация ресурса 8. Учитель организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.
Учащиеся выполняют тест.
Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.
2 мин.
6
Домашнее задание
Уметь приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий
ресурс 7
Ресурс 8
Учитель дает домашнее задание. §63 учебника.
Выполнить упражнение 30
Сообщения по темам: «История создания и принцип действия перископа», «История создания и принцип действия калейдоскопа», «Фокусы с зеркалами», «Дворец иллюзий», «Пытка зеркалами»
Ученики записывают домашнее задание
2 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: «Отражение света. Законы отражения света»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | « Родная природа в творчестве художников. Левитан» | информационный ресурс | иллюстрация. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000638-1000-4ddd-ec8d-07004753d2c9/i01_27_28_02_03_a.swf |
2 | «Закон отражения» | информационный ресурс | 3D-модель, анимация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed19caf9-3b92-4214-b9b6-ef7b25044987/?
|
3 | « Отражение света. Закон отражения света». | информационный, контрольный ресурс | иллюстрация, тест, модель. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf |
4 | «Закон отражения» | информационный ресурс | видеоролик, анимация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c71b4d-ecb7-49a4-b30b-fc920e73cfb8/?
|
5 | Задача по физике N 2187 | контрольный ресурс | текст/текст с иллюстрациями | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6641baae-b227-11dc-a4c2-db17ea7b9f0b/? |
6 | Тест к уроку «Отражение света. Законы отражения света» | контрольный ресурс
| тест, интерактивное задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?
|
7 | Калейдоскопы | информационный ресурс | текст/текст с иллюстрациями
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc9bb121-4c48-6306-db86-8b527c2a8051/?interface=catalog |
8 | 3D-модель «Зеркальный перископ» | информационный ресурс | анимация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2cab6963-5a15-42dc-b966-25b5adc600fd/?interface=catalog
|