«Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света».
в программе А.Е Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл.»/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М. «Дрофа», 2009. с использованием ИКТ
Тема урока | Медиапособия | |
1 | Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света. | Презентация «Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света». |
2 | Прямолинейное распространение света, образование теней. Л.Р. №6 «Наблюдение теней и полутеней». | Видеоролик — анимация «Прямолинейное распространение света» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt Видеоролик — анимация «Образование тени»(N 170935) http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/17b26d20-7a55-407b-ab9b-d3bd38d8c937/?sort=order&from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&&rubric_id[]=74176 Видеоролик — анимация «Образование тени и полутени» (N 172168) http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/27b287ce-78b3-40be-bcdd-01642b4b6c03/?sort=order&from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&&rubric_id[]=74176 |
3 | Отражение света. Л.Р. №7 «Изучение отражения света». | Интерактивный рисунок «Закон отражения» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt Видеоролик — анимация «Закон отражения» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt |
4 | Зеркала. Л.Р. №8 «Наблюдение отражения света в зеркале». | Презентация «Зеркала» Видеоролик «Отражение параллельных лучей в зеркале (плоском, вогнутом, выпуклом)» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt |
5 | Преломление света. Л.Р. №9 «Наблюдение преломления света» | Видеоролик — анимация»Преломление света» http://class-fizika.narod.ru/vid.htm Видеоролик «Иллюзия сломанной ложки» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt |
6 | Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка. Л.Р. №10 «Получение изображений с помощью линзы» | Видеоролик – анимация «Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка». http://class-fizika.narod.ru/vid.htm |
7 | Построение изображений в собирающей линзе. | Презентация «Построение изображений в собирающей линзе». |
8 | Оптические приборы. | Рисунок «Проектор» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7abb747a-2705-4c4f-b1c8-40d88868848d/9_155.swf Слайд-шоу «Фотоаппарат» http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/74196/? |
9 | Глаз и очки. | Интерактивная модель «Исправление близорукости или дальнозоркости с помощью очков» Слайд-шоу «Строение глаза» Анимация «Как мы видим» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt |
10 | Разложение белого света в спектр. Радуга. Л.Р.№11 «Наблюдение спектра солнечного света» | Определение «Разложение белого света» Слайд — шоу «Опыт Ньютона по разложению белого света в спектр» Слайд-шоу «Радуга» http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt |
11 | К.Р. №1 по теме «Световые явления». |
|
Занятная физика http://class-fizika.spb.ru/index.php/hom
Региональная коллекция Ярославской области http://collection.edu.yar.ru/
Классная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/index.htm
Световые явления по программе А.Е Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл.»/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М. «Дрофа», 2009.
Учебник: А.Е Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак «Физика. Химия 5-6 классы», М. «Дрофа» 2010
6 класс
Тема: Световые явления
Тема урока: Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света.
Цель урока: познакомить учащихся с видами излучения, его источниками, физическими закономерностями излучения и его применением человеком.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить учащихся со световыми явлениями.
Дать понятие источника света.
Показать, что свет важнейший фактор жизни на Земле.
Воспитательная:
Формирование познавательного интереса к физике.
Воспитание стремления к познанию нового.
Воспитание уважения к товарищу.
Развивающая:
Развитие умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
Развитие элементов творчества.
Развитие речевых навыков.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, фонарик, свеча, елочная гирлянда, спички.
План урока:
Время
| Приемы и методы
| |
1. Организационный момент | 3 мин | Приветствие учеников, выявление отсутствующих, сообщение цели урока |
2. Проверка домашнего задания | 5 мин | Устный опрос, индивидуальные карточки
|
3. Мотивационный этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала | 3 мин | Отгадывание кроссворда
|
4. Введение новых знаний | 21 мин | Рассказ-беседа, просмотр презентации, записи в тетради и на доске.
|
5. Закрепление новых знаний | 8 мин | Устный опрос учащихся, фронтальная проверка
|
6. Домашнее задание | 3 мин | Сообщение и объяснение учителем домашнего задания
|
7. Подведение итогов урока | 2 мин | Выставление отметок |
Ход урока:
Учащиеся | |
1.Организационный момент. Приветствие учеников, проверяется готовность учащихся к уроку, выявление отсутствующих сообщается цель урока. Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую тему «Световые явления». Наша цель выяснить, что такое свет и какие бывают источники света.
| Приветствие учителя, готовность к уроку. |
2.Проверка домашнего задания. Дома вы должны были нарисовать различные действия тока (нагревательное, магнитное, химическое) Приведите примеры. Выдаются индивидуальные карточки – задания. После проверки домашнего задания карточки собираются, и на следующий урок сообщается оценка. | Приводят примеры (утюг, камин, электропечь, микрофон, громкоговоритель, электродвигатель, никелирование, хромирование, золочение). Показывают зарисовки различных действий тока. Выполняют индивидуальное задание (приложение 1). |
3. Мотивационный этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала. Для разминки разгадаем кроссворд:(1слайд) — Заря – зарница, красная девица по небу ходила, лучи обронила. (Солнце) — Сама нагая, а рубашка в запазухе. (Свеча) — Насекомое, является хорошим проводникам в горах. Ночью летит к жилью. (Светлячок) — В сказке «12 месяцев» все братья месяцы собрались у ………. (Костер). Отгадав кроссворд, мы получили ключевое слово нашего урока: «Свет».(2слайд) Записывается тема урока.(3слайд) | Отгадывают кроссворд: — Солнце — Свеча — Светлячок — Костер
Записывают тему урока. |
4.Объяснение нового материала. Вы в тетради, а я на доске нарисуем самый главный источник света – солнышко. (Учитель на доске прикрепляет желтый круг с надписью «Свет». По ходу рассказа к нему прикрепляется 5 лучей, на которых написано: восприятие мира, познание мира, изучение космоса, изучение микромира, жизнь и здоровье, энергия) (приложение 2) — Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные чувства вместе взятые. (Восприятие мира). — свет используется при изучении небесных объектов, и астрономия возникла и развивается благодаря свету и зрению. (Познание мира. Изучение космоса.) — помощью микроскопа удалось увидеть и различить клетки растений, бактерии и т.д. Поэтому законы света позволили заглянуть и микромир. (Изучение микромира). — Свет нужен человеку для здорового развития организма, помогает бороться с болезнями, повышает иммунитет. Так что же такое свет? (Жизнь и здоровье). — Наблюдения показывают, что свет, попадая на тела, передает им энергию. – тепло (Энергия). Что такое свет и каково его значение в нашей жизни? Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?
Какой главный вывод можно сделать?
Все правильно, свет воспринимается органом зрения — глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг предметы мы видим цветными. Давайте запишем в опорный конспект: «Свет — источник информации».
Скажите, ребята, когда солнечные лучи падают на тела, что происходит с ними? Правильно, т.е. свет передает им энергию своим излучением.
Давайте, задумаемся над вопросом: почему мы видим различные тела? Вы знаете, что предметы хорошо видны днем и не видны ночью. Для того чтобы их увидеть ночью, что необходимо сделать? Таким образом, предметы видны при освещении их светом. Опыт: учитель фонариком освещает любое тело.
Сделаем следующую запись в тетради: «Свет это видимое излучение воспринимаемое глазом человека».(4слайд) Опыт: учитель включает фонарик, гирлянду, зажигает свечу. Скажите, так что называют источником света? Правильно! Записываем: Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.
Скажите, какие вы знаете источники света? Жизненный опыт показывает, что Солнце не единственный источник света. Все вами перечисленное является источниками света, и эти источники мы можем разделить на две большие группы. Как вы думаете на какие? Правильно.(5слайд) Записываем: Источники света: 1. Естественные — молния, Луна, радуга, северное сияние, звезды, живые организмы – медуза, глубоководный удильщик, ночесветка.. 2. Искусственные — факел, прожектора, салют, монитор компьютера.
Также источники света бывают излучающие и отражающие. Как вы понимаете эти определения? Верно. Молодцы!(6слайд) Делаем следующую запись в тетради: 3. Излучающие — Солнце, звезды, свеча. 4. Отражающие — небо, Луна, водная поверхность, песчаная поверхность пустыни, поверхность снегового покрова.
А еще источники света делятся на тепловые — дающие нам тепло. Излишнее излучения вызывают ожоги. Приведите пример ожога от теплового источника света. Правильное чередование тепла и холода дает закалку организма от перепада температур. Люминесцентные – холодное свечение. Например, лампы дневного света, светлячки, экран телевизора.(7слайд) Записываем: 5. Тепловые — дающие нам тепло: Солнце 6. Люминесцентные – холодное свечение: лампы дневного света, светлячки.(8слайд)
Минутка отдыха Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»? — Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь. — Переплетите пальцы рук. — Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П» — Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху? — Поаплодируйте. Какая рука сверху?
У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».
У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.(9слайд) |
Рисуют, участвуют в беседе и записывают.
Отвечают: Мы ничего не увидим. Мы будем слышать только звуки, сможем узнавать окружающие нас предметы только на ощупь.
Благодаря свету мы ориентируемся в пространстве и видим окружающие нас предметы – мы получаем информацию об окружающем мире…
Записывают.
Отвечают: Свет, падая на тела, вызывает их нагревание.
Отвечают: Включить электрическую лампу.
Наблюдают.
Записывают.
Отвечают: Тела, от которых исходит свет.
Отвечают: Солнце. Лампа, звезды, Луна, свеча.
Те, которые создала природа, и те, которые создал человек.
Записывают.
Отвечают: Те, которые сами излучают свет, и те, которые отражают падающий на них от других источников свет.
Записывают.
Отвечают: От солнца летом загар.
Записывают.
Выполняют упражнения. |
5.Закрепление: — Какие из названных тел являются естественными источниками света, какие искусственными. Я диктую источники света, а вы записываете в столбики: Солнце, звезды, атмосферные разряды, электрические лампы, свечи, газовая горелка, светящиеся рыбы, люминесцентные лампы, светлячки, гнилушки. Проверяем, молодцы, все справились.(10слайд) Отвечаем на вопросы: — «В темноте все кошки черные…». Почему? — «Солнце сияет, а месяц светит». Чем отличаются данные источники света? — отрывок из произведения «Незнайка на Луне» «…Знайка положил на стол перед рассевшимися вокруг коротышкам лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света». О каком явлении рассказывал Знайка? — Приведите примеры теплового действия света. Молодцы! | Заполняют таблицу.
Отвечают: — Потому что мы видим мир в отраженном свете. — Солнце испускает свет, а Луна отражает. Луна не тепловой источник света.
— О люминесценции. — Нагревание поверхности земли, воды, атмосферы… |
6.Домашнее задание (11слайд) Учебник стр.104 – прочитать. Привести примеры, где свет оказывает пользу человеку – устно. Найти загадки и пословицы про разные источники света – письменно. Это домашнее задание также размещено на сайте Дневник.ру. |
Делают записи в дневник. |
7. Подведение итогов урока — Какую роль свет играет в нашей жизни?
— Что же такое источник света? — На какие группы можно разделить источники света? Выставление отметок. |
— Благодаря свету мы получаем информацию об окружающем мире. — Все тела, от которых исходит свет. — Искусственные и естественные, излучающие и отражающие, тепловые и люминесцентные. Выставление отметок в дневник. |
Вывод:
Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.
Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания школьников является развитие познавательных интересов через использование информационно – коммуникационных технологий.