Учитель физики высшей категории,
кандидат пед. наук, ГБОУ лицей № 344 г Санкт-Петербурга
Методическая разработка “Физический брейн-ринг”
В условиях современной школы мотивация играет как никогда важную роль при обучении сложным учебным предметам. Значительную помощь в решении этой проблемы может оказать использование в учебном процессе (как в рамках урока, так и в рамках кружков или тематических недель) игровых мероприятий. Одним из наиболее успешных из них, на мой взгляд, является «Физический брейн-ринг».
Правила совпадают с правилами обычного брейн-ринга (их можно найти, например, по ссылке: http://windflower.spb.ru/ke/common/reglaments/brainlaws.html). Желательно, чтобы состав был примерно одинаков по силе. Жюри может состоять из старшеклассников и учителей. Возможно проведение тематических игр, например, по моему опыту, очень интересна игра по теме «Тепловые явления», проводимая одновременно для 8-10 классов.
При проведении игры между командами разных параллелей, ее зачастую выигрывает команда младшего класса. Так, в нашем примере, 8 класс зачастую обыгрывает 10. Это может быть объяснимо еще не «зашоренностью» детей на применение каких-то формул, способностью более широко мыслить. Это свойство, к сожалению, у большинства к 10 классу пропадает, а после такого мероприятия десятиклассники уже не так активно стремятся писать формулы, а предпочитают вначале подумать над природой явления.
Предлагаемая игра, на мой взгляд, способствует увеличению интереса к предмету, позволяет продемонстрировать важность понимания физических законов для объяснения окружающего мира.
Пример заданий “Физического брейн-ринга”
(вопросы могут быть использованы после прохождения темы
«Тепловые явления» в 8 классе)
-
В XVII веке в одной из книг была напечатана такая задача. Вокруг Земли построили мост, совершенно однородный по материалу на всем протяжении, равный по весу в любой части. Затем из-под моста удалили все опоры. Что произойдёт при этом? Обрушится ли мост? Можно ли будет воспользоваться им для практических целей?
-
Будет ли разница в действии гидравлического пресса на Земле и на Луне?
-
Почему шланг всасывающего насоса делают толстостенным, усиленным стальной проволокой?
-
Как определить вес автомобиля, не взвешивая его, а лишь исследуя его баллоны?
-
Две одинаковые по весу оболочки, сделанные одна из тонкой резины, а другая из тонкой прорезиненной ткани, наполнены одинаковым количеством водорода. Какой из шаров поднимется выше (утечки водорода нет)?
-
Один древний философ, желая взвесить воздух, надул им бычий пузырь и взвесил его. Затем выпустил из пузыря воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым.
Из этого философ сделал вывод, что воздух ничего не весит. В чём его ошибка? -
Почему измерение температуры медицинским термометром продолжается длительное время (5-10 мин), а «стряхнуть» его можно практически сразу после измерения температуры?
-
На втором этаже потенциальная энергия вязанки дров больше, чем на первом. Будет ли получена от сжигания этих дров на втором этаже большая энергия по сравнению с той, которая была бы получена при их сжигании на первом этаже?
-
Если чайник полный, то вода в нём долго сохраняется в горячем состоянии. При небольшом же количестве воды в чайнике, остывание происходит очень быстро. Объясните явление.
-
В трубах центрального отопления переносчиком теплоты является вода. Почему именно вода, а не другое вещество?
-
Почему в летнюю жару температура поверхностных слоев воды в открытых водоемах (прудах, реках и озерах) всегда бывает ниже, чем температура окружающего воздуха?
-
Чем объяснить, что в начале осени в реках и озерах вода не замерзает, хотя температура воздуха на несколько градусов ниже нуля?
-
Климат островов умереннее и ровнее, чем климат больших материков. Почему?
-
Почему в пустынях днем очень жарко, а ночью температура может упасть ниже О °С?
-
Почему тормозные колодки самолётов делают из материалов с высокой температурой воспламенения и большой удельной теплоёмкостью?
-
Температура атмосферы сильно меняется с расстоянием от земной поверхности. Так, на высоте 80 км температура около -80 °С, а на высоте 150-200 км достигает нескольких сотен градусов выше нуля. Между тем, космические корабли нисколько не страдают от перегрева на высоких орбитах. По рассказам космонавтов, оболочка корабля «горит» как раз в тех слоях, температура которых низкая. Нет ли здесь противоречия?
-
Почему стальной орудийный ствол не плавится при выстреле, хотя температура газов при этом достигает 3600 °С? (Температура плавления стали 1400 °С.)
-
В каком случае для нагревания металлического шара до одной и той же температуры потребуется больше энергии: если шар висит на нити или если он стоит на подставке? Можно считать, что подставка и нить энергии не поглощают.
-
Как будет изменяться температура в комнате, если на длительное время открыть дверцу холодильника?
-
Почему порох невыгодно использовать как топливо, а бензином нельзя заменить порох в артиллерийском снаряде?
-
Вы собрались позавтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был более горячим: налить молоко сразу перед уходом или тогда, когда вы вернетесь?
-
В стеклянный и алюминиевый стаканы одинаковой массы и ёмкости одновременно налейте одинаковое количество горячей воды при некоторой температуре Т. Прикосновение рукой к стаканам покажет, что алюминиевый стакан прогревается быстрее, хотя удельные теплоёмкости стекла и алюминия практически равны (900 Дж/кг-К). Объясните явление.
-
Почему мы сильнее обжигаем губы, когда пьём чай из алюминиевой кружки, а не из фарфоровой?
-
Почему тонкая медная проволока плавится в пламени газовой горелки, в то время как медный гвоздь даже не раскаляется докрасна?
-
Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных, а не на алюминиевых сковородках?
-
В водохранилище под водой оказалась груда камней. Почему лёд над этими камнями тоньше, чем в других местах водохранилища?
-
Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует поместить её: в снег или в измельчённый лёд той же температуры?
-
Почему по мере эксплуатации чайника вода в нём закипает всё медленнее?
-
Почему влажная деревянная доска на ощупь холоднее сухой?
-
Какая почва прогревается солнцем быстрее – влажная или сухая?
-
Человек не чувствует прохлады на воздухе при температуре 20 °С, а в воде зябнет при температуре 25 °С. Почему?
-
Почему в ветреную погоду и мороз, и жара в пустыне переносятся тяжелее?
-
Зимой в ветреную погоду люди обмораживают носы. Между тем, приходится читать о том, что метеориты раскаляются от трения о воздух. Почему же не нагревается нос?
-
Человек, находясь на улице в сильный мороз, старается больше двигаться, чтобы не замерзнуть. Почему же тогда птицы чаще замерзают на лету?
-
Можно ли хранить в термосе мороженые продукты?
-
Верно ли, что шуба греет человека?
-
Каким кипятильником можно вскипятить воду в кастрюле с меньшей затратой энергии: шестисотваттным или киловаттным?
-
Почему листья осины колеблются даже в безветренную погоду?
-
Почему ночью звуки слышны лучше, чем днём?
-
Почему сахар и соль скорее растворяются в воде, когда находятся не на дне сосуда, а у поверхности жидкости?
-
Почему над лампой накаливания чернеет абажур или потолок?
-
Почему при вколачивании гвоздя в дерево энергия шляпка его мало нагревается, а когда гвоздь вбит, достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?
-
В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу нли просто на столе?
-
Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели?
-
Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?
-
Почему вода в разреженном воздухе, под колоколом воздушного насоса, испаряется чрезвычайно быстро?
-
Объясните, почему белье скорее просыхает на чердаке при открытых слуховых окнах, чем в комнате, даже жарко натопленной.
-
Влияет ли ветер на показания термометра?
-
Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?
-
Почему сырые спички не загораются?
-
Почему мы не получаем ожога, если кратковременно касаемся горячего утюга мокрым пальцем?
-
Пружинные весы проградуированы на экваторе. Каковы будут показания этих весов на полюсе?