Методическая разработка урока по физике. 11 класс
КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Тема: Электроизмерительные приборы
Тема урока входит в рабочую программу по физике для вечерних (сменных) общеобразовательных школ и заочного обучения в 11 классе. Учащимся необходимо знать: устройство, принцип действия и практическое применение электроизмерительных приборов (в дальнейшем ЭИП). Данная тема изучается с той целью, что многие учащиеся занимаются производственной сферой деятельности и обучаются в профессиональном училище при исправительных колониях. Так как возраст контингента составляет 25-30 лет, то изучаемый вопрос в вечерней школе должен носить политехническую направленность, чтобы содействовать созданию общетехнического минимума знаний и умений, на базе которых они могли бы применить свои знания.
Цель урока:
Формирование у учащихся понятия об устройстве и принципе действия ЭИП на основе действия магнитного поля на проводник с током
Задачи:
-
Образовательные: расширить знания по изучению приборов; выработать умения и навыки применять полученные знания на практике; научить читать шкалу приборов; уметь рассказывать устройство и принцип действия приборов
-
Развивающие: развивать способность анализировать условие задания; обобщать изученный материал, делать выводы при выполнении практических работ; оценивать ответы одноклассников; продолжать развивать речь с использованием физических и технических терминов
-
Воспитательные: обогащать знания на основе духа соперничества; воспитывать доброжелательность друг к другу; оценивать свои ответы и ответы других учеников; бережно относиться к материалам и оборудованию; прививать интерес к физике и технике.
Тип урока: комбинированный
Для реализации поставленных целей предусматривается следующее материально- техническое оснащение урока:
Техническое оборудование
-
ЭИП различных систем и назначений
-
Магнитоэлектрическая машина
-
Штатив с кольцом
-
Дугообразный магнит
-
Проволочный виток
-
Ключ
-
Динамик
-
Соединительные провода
Плакаты
-
«Электромагнитная система. Магнитоэлектрическая система»
-
«Магнитное поле электрического поля. Сила Ампера»
Раздаточный материал
-
Рабочая карта
2. Эталоны ответов
3. Карточки-вопросы
4. Карточки-подсказки
Ход урока:
I. Организационный этап урока.
1. Проверка наличия учащихся (доклад дежурного)
2.Готовность учащихся к уроку (наличие ручек, тетрадей и оборудования, необходимого для проведения урока)
II. Этап урока. Повторение ранее изученного материала
проводится посредством проведения викторины на тему «Магнитное поле электрического тока. Сила Ампера»
Цель викторины: Проверить усвоение учащимися предыдущей темы. Научить давать четкие и полные ответы на поставленные вопросы.
Ход викторины: класс разбивается на две команды по 6-7 человек, которые самостоятельно выбирают название команд.
Задача викторины: восстановить ранее изучаемый материал в духе соперничества и предполагает ориентацию на творческое начало урока. Предлагается ответить на вопросы с возможностью выбора решения проблем на основе карточек-подсказок и перечнем вопросов (см. приложение №2,3,6). Каждый участник команды несет ответственность за принятое им решение, так как он является субъектом коллектива, где сильна взаимозависимость результатов командной работы. Отвечающий ученик опирается на плакаты и собственный жизненный опыт. Командам раздаются карточки-задания и объясняется порядок проведения викторины. (см. приложение№1)
Приложение №1
Вопросы для команд
Команда№1
-
В каких случаях возникает магнитное поле?
-
Чему равен модуль силы Ампера?
-
Единицы измерения силы, магнитной индукции, силы тока и напряжения
Команда№2
-
Сформулировать правило для определения направления силы Ампера.
-
Объяснить действие магнитного поля на проводник (виток) с током
-
Взаимодействуют ли магнитные поля между собой?
Приложение №2
Приложение №6
Тесла
Ньютон
Ватт
Джоуль
Ампер
Фарада
Паскаль
Кулон
Вольт
Приложение №3
N |
-
N
-
S
-
N
?
-
S
|
III. Ориентировочно-мотивационный этап урока
На основе результатов викторины ставятся цели и задачи урока. На этом этапе основная задача: добиться того, чтобы сами учащиеся поставили цели и задачи дальнейшего направления изучения ЭИП. Такой прием помогает активизировать имеющиеся у них знания по этим вопросам, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации познавательной деятельности, Самое главное — чтобы эти цели и задачи были личностно значимыми. При постановке мотивационно-ориентировочного аспекта выделяю практическую направленность изучения ЭИП.
IIII. Этап урока. Изучение нового материала
Перед учащимися ставятся учебные вопросы:
-
Устройство и принцип действия приборов электромагнитной системы, их достоинства и недостатки
-
Устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической й системы, их достоинства и недостатки
-
Условные обозначения на шкалах ЭИП
Для реализации этих вопросов я использую различные формы общения, направленные на использование содержания субъективного опыта каждого ученика, а также между командами в диалоге «ученик-учитель» и «ученик-класс». В ходе углубленного изучения материал темы предлагается решить проблему выбора: самим сравнивать приборы этих систем, определить их достоинства и недостатки. В течение урока опорные выражения записывают в тетрадь. Материал темы излагается с применением плакатов, демонстрационного и лабораторного оборудования, что позволяет активизировать мыслительную деятельность. Этот этап занимает несколько минут, привлекаются учащиеся к диалогу, опираясь на их знания.
V. Операционно-исполнительский этап урока
На этом этапе урока учащиеся закрепляют свои полученные знания путем выполнения практической работы на основе ЭИП. Для выполнения данной задачи учащимся предлагается заполнить рабочие карты с 9 вопросами (см. приложение №4), изучая приборы различных систем и назначений. В этом задании учащиеся сами выбирают форму отчета-словесную или графическую. По истечении времени команды обмениваются работами и производят взаимоконтроль по эталонам (см. приложение №5). Это дает возможность предоставить самим учащимся оценивать труд своих одноклассников, не сдерживая их активности. Для снятия стрессо-образующих факторов во время проведения практической работы и доброжелательной атмосферы урок можно сопровождать негромкой музыкой «Лучшие инструментальные хиты».
Приложение №5
Эталон ответа
| |||
1 | Номер прибора | 148354 | |
2 | Назначение | измеряет силу тока | |
3 | Система прибора | магнитоэлектрическая | |
4 | Род измеряемой величины | постоянный ток | |
5 | Цена деления прибора | 0,2А | |
6 | Положение прибора | вертикальное | |
7 | Принцип действия прибора | действие магнитного постоянного магнита на рамку с током | |
8 | Достоинства системы | простота конструкции, равномерность шкалы | |
9 | Недостатки системы | чувствительность системы к перегрузкам |
VI. Проблемно-ситуативный
Задача этого этапа: постановка проблемы, нахождение способов ее решения, формулировка вывода. На решение этой проблемы отводится 3-4 минуты. За это время счетная комиссия подсчитывает количество баллов каждой команды. Предлагается два вопроса:
-
В каких еще устройствах применяется действие силы Ампера?
-
Почему у некоторых приборов зеркальная шкала, а других ее нет?
Постановка этих вопросов дает возможность, опираясь на полученные знания и опыт самим выбрать вариант творческого ответа. Учащийся сам ищет путь для достижения результата. Это позволяет переносить теоретические знания на практическое применение (оборудование) и тем самым обеспечивает понимание смысла изучаемых понятий.
VII. Рефлексивно-оценочный
Задача: Обобщить полученные знания и умения на уроке; оценить уровень усвоения; проанализировать результаты индивидуальной и групповой работы; внимание к процессу выполнения задания. На этом этапе подведены итоги викторины и практической работы с анализом оценок и количества набранных баллов каждой команды. Учитывается также оригинальность ответов и рациональность изложения. Результаты практической работы показали хорошее усвоение темы урока. При подведении итогов урока учащиеся самостоятельно делали выводы и указали на реализацию поставленных целей и задач.
Роль учителя на этом уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность через деятельно — творческую и личностную позицию; отношение к ученику как к субъекту собственной учебной деятельности и создание комфортной обстановки на уроке.