Муниципальное образовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ №10 г. Красноярск

Итоговая аттестация

11 классах

Описание методики подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике

подготовила

учитель физики:

Сапожникова Елена Владимировна

г. Красноярск

2011

  1. Условия обучения:

В большинстве базовых школ небольшое количество класс — комплектов, в связи с этим – невозможность создания профиля соответствующего направления.

В результате планомерной разъяснительной работы с родителями, учащимися и администрацией, зная, что количество учащихся, выбирающих для поступления технические учебные заведения (а значит физику в форме ЕГЭ – профильный уровень) в Красноярском крае будет расти, предполагается:

Проводить подготовку учащихся по физике на базовом уровне – 3 часа в неделю, добавляя необходимый объем часов специальными элективными курсами.

Уровень подготовки учащихся – обычный, после прохождения курса физики 2-2-2 на базовом уровне, общеобразовательная школа.

УМК

Перышкин А.В.

Физика. 7-8

2005

Дрофа

Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Физика. 9 кл.

2005

Дрофа

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

Физика. 10 кл.

2005

Просвещение

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.

Физика. 11 кл.

2005

Просвещение

Степановой Г.Н. «Сборник задач по физике. 10-11 класс»Степанова Г.Н. Сборник задач по физикеСтепановой Г.Н. «Сборник задач по физике. 10-11 класс»

10-11кл.

2004

Просвещение

Рымкевич А.П. сборник задач по физике

10-11 кл.

2005

Дрофа

  1. Описание изменений.

А) в содержании

Анализируя результаты ЕГЭ-2008-2010 в Красноярском крае, было замечено, что слабо усвоены или усвоены на недостаточном уровне разделы:

Механика

  1. движение тела под действием силы тяжести (вертикальное и под углом к горизонту)

  2. расчет силы Архимеда с учетом условия плавания тел

  3. закон сохранения энергии и его применение к различным видам движения

  4. связь работы, энергии, применение теорем о кинетической и потенциальной энергии

МКТ и ТД

  1. Основные положения МКТ и их проявление

  2. Изопроцессы и их применение для решения задач для нахождения других параметров газа при изменении температуры

  3. Виды теплопередачи и направление теплообмена

  4. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Электродинамика:

  1. Определение значения и направления сил, действующих со стороны электрического и магнитного поля на движущиеся заряженные частицы и проводники с током

  2. Решение задач на законы Ома для цепей с различными видами соединений, конденсаторами

  3. Движение проводника с током в магнитном поле

Оптика, квантовая и атомная физика:

  1. Геометрическая оптика при инверсии типов линз (переход луча из оптически более плотной среды в менее плотную)

  2. Решение задач на условия максимума и минимума интерференции света

  3. Энергетические уровни электрона

  4. Фотоэффект и его законы

Исходя из этого при подготовке к ЕГЭ кроме вышеперечисленного необходимо сделать акцент на задания следующего содержания:

  1. Расчет параметров кинематики (скорость, перемещение, время движения, угол падения, направление начальной скорости) при свободном падении тел, баллистика

  2. Сохранение импульса системы тел при упругом и неупругом ударе

  3. Сохранение механической энергии при упругом и расход энергии при неупругом ударе, работа сил трения

  4. Движение по окружности

  5. Графики изопроцессов и расчет по ним параметров газа

  6. Применение уравнения Менделеева-Клапейрона к изопроцессам и его использование в комплексе с 1 законом термодинамики

  7. Явление ЭМИ и применение закона ЭМИ

  8. Оптические приборы

  9. Постулаты Бора

  10. Уравнение Эйнштейна и др.

Кроме того рассмотрены изменения в кодификаторе элементов. Добавлены следующие разделы: равномерное движение, работа как мера изменения энергии, уравнение давления идеального газа, модели строения тел (т, ж, г), уравнение теплового баланса, принципы действия тепловых машин, проблемы энергетики и окружающей среды, постоянный электрический ток, внутреннее сопротивление источника тока, перечислены оптические приборы, фотоэлементы, гипотеза де Бройля, приборы для регистрации излучений. В связи с этим в систему подготовки необходимо включать задания данных разделов.

Из кодификатора с 2009 года выведены методы научного познания, физическая картина мира и строение Вселенной, значит можно убрать задания данного типа , освободив время на подготовку заданий другого вида.

Произошли изменения и в спецификации, например, снижено количество заданий до 36, в основном за счет базовой части, введены задания с развернутым ответом, качественное, поэтому в систему подготовки необходимо включить качественные задачи на объяснение физических явлений из окружающей жизни и объяснение опытов, демонстрирующих физическое явление или процесс из всех разделов физики.

Проанализировав изменения в нормативно-правовых документах по ЕГЭ

Следует увеличивать время на уроках на выполнение заданий:

— с новым способом предъявления условий

— графических задач

— задач на соответствие

— качественных задач

Для формирования навыков работы и понимания особенностей тестовых заданий групп А,В,С необходимо вести постепенную и последовательную подготовку в каждом классе , начиная с 7 –ого класса.

Б) в технологиях, методах, приемах обучения

Для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ желательно использовать на уроках следующие образовательные технологии:

-технология разноуровневого обучения (для подготовки учащихся к решению задач базового, повышенного )

-технология модульного обучения ( при организации повторения теории)

-развитие критического мышления ( при решении задач с лишними данными, качественных задач)

— технология проблемного обучения ( для решения заданий с новой формой предъявления условий)

Кроме того, необходимо:

  • Подробно познакомить с процедурой экзамена учащихся и их родителей, научить оформлять различные виды заданий, правильно записывать в бланки, верно распределять время выполнения заданий из разных разделов и экзамена в целом.

Целепо-лагание

учителем.

Создание

П. С.

Анализ

П. С.

Поиск

способов

решений

Решение

П. С.

Применение

знаний.

Итоговый

контроль

Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике, 11 класс Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике, 11 класс Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике, 11 класс Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике, 11 класс Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике, 11 класс Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике, 11 класс

Кроме

  • Включать циклы повторения разделов (выстраиваем материал в систему, удобную для решения задач, а затем последовательно применяем ее для выполнения заданий базового и повышенного уровней).

  • Создать условия для самостоятельной подготовки учащихся дома (банк заданий ФИПИ, дидактические материалы по темам, карточки сверки, индивидуальная траектория повторения, варианты правильных ответов и возможных способов решения для самопроверки, индивидуальные консультации, промежуточный контроль педагога, он-лайн тесты в сети…)

  • Систематизировать знания (конспекты, таблицы, алгоритмы…) элементов содержания, представленных в Кодификаторе, по схеме:

Явление————-Модель (в т.ч. графическая)————-Законы

  • В связи с тем, что процент правильного выполнения задания напрямую зависит от формы его предъявления, следует знакомить учащихся со всеми типами задач (словесные, графические, с условием в виде диаграммы, таблицы, схемы или фотографии установки, с лишними данными, экспериментальными и логическими, аналитическими и расчетными, качественными …)

  • На каждом этапе нам необходим мониторинг – контроль и анализ результатов деятельности педагога и деятельности учащихся

  • С каждым учащимся индивидуально вырабатывается стратегия выполнения экзаменационной работы

В) в формах обучения

При подготовке учащихся к ЕГЭ можно использовать традиционные формы обучения, делая упор на индивидуальную форму. Своих учеников следует познакомить с возможностями дистанционного и интернет- образования.

  1. Внеурочные формы работы.

Для повышения качества подготовки учащихся на базовом уровне во внеурочной работе можно использовать:

  • Элективные курсы

  • Индивидуальные консультации

  • Групповые консультации

  • Самостоятельная работа учащихся (повторение теории, тренинг по тестам, компьютерное тестирование)

  • Индивидуальный план подготовки

  • Карта отчета

  1. Дополнительные источники, которые мы планируем использовать при подготовке к итоговой аттестации.

Список интернет – ресурсов для учащихся

  1. http ://www .alleng .ru /edu /phys 4.htm тесты по физике список

  2. http://fizik.bos.ru/tetrad2.htm качественные задачи по физике Тульчинский

  3. http://www.afportal.ru/physics/test тесты он-лайн с ответами 3 уровня

  1. http://fizkaf.narod.ru/fizlinks.htm сайт кафедры лаборатории физики МИОО

  1. http://fizkaf.narod.ru/links.htm ссылки на дистанционные курсы для учащихся

  1. http://oit.uni-dubna.ru/resursy/fizika.htm ссылки на образовательные сайты по физике

  2. www.Ege.ru/demoege.html Интерактивные и демонстрационные тесты.

Рекомендуемая литература

  1. Одинцова Н.И., Кургаева Н.Е. Физика. Практический курс подготовки к экзаменам, зачетам.-М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006.

  2. Одинцова Н.И., Прояненкова Л.А. ЕГЭ. Физика.Поурочное планирование по физике к Единому Государственному экзамену.М.: «ЭКЗАМЕН»,2009.

  3. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Контрольные и проверочные работы по физике. 7–11 кл.: Метод. пособие. М.: Дрофа, 2006.

  4. Орлов В. А., Ханнанов Н. К. Учебно-тренировочные материалы для полготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2005.

  5. Тренин А.Е. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену.-М.: Айрис-пресс, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here