ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.
-
Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, её видах, о движении материи и её формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем.
-
Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.
-
Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комуникативности, критичности, рефлексии.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
-
Примерная программа основного общего образования;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год;
-
Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
-
Авторская программа «Физика» авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская/Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М. «Просвещение», 2005;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.
При составлении рабочей программы, календарно — тематического и поурочного планирования по физике за основу взята программа, утверждённая Министерством образования Российской Федерации (7 -9 классы, 210 часа), составленная в соответствии с учебниками физики Н.С.Пурышева «Физика — 7» ( авторы программы — Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская)
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.
В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Физика» отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю)
Содержание рабочей программы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ
( 68 часов, 2 ч в неделю)
1. ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ ( 6 ЧАСОВ)
-
Физические явления, величины, наблюдения и опыты, точность измерений. Физические теории. Абсолютная погрешность. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физика и техника, окружающий нас мир.
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: условные обозначения и единицы физических величин: длина, температура, время, масса; физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы; методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить: определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.
На уровне понимания
Приводить примеры: физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.
Объяснять: роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: измерять длину, время, температуру; вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин; записывать результаты измерений с учетом погрешности.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
2. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ ( 37 ЧАСОВ)
-
Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Инерция.
-
Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.
-
Сила тяжести. Явление тяготения. Сила упругости и сила трения. Сила трения покоя. Равнодействующая сила. Вес тела. Невесомость. Давление. Закон Всемирного тяготения.
-
Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами.
-
Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость). «Золотое правило» механики. КПД механизма. Условия равновесия рычага.
-
Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: условные обозначения и единицы физических величин: путь, время, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, вес, энергия; физические приборы: спидометр, рычажные весы.
Воспроизводить: определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия; формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности; графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления; законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
Описывать: наблюдаемые механические явления.
На уровне понимания
Объяснять: физические явления: взаимодействие тел, явление инерции; сложение сил действующих на тело; превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой; относительность механического движения; применение законов механики в техники.
Понимать: существование различных видов механического движения; векторный характер величин: скорость, ускорение, сила; возможность графической интерпретации механического движения; массу как меру инертности тела; силу как меру взаимодействия тела с другими телами; энергию как характеристику способности тела совершать работу; значение закона сохранения энергии в механике.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулы; строить графики зависимости; по графикам определять значения соответствующих величин.
Применять: знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Классифицировать: различные виды механического движения.
Обобщать: знания о законах динамики.
Применять: методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений.
3. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 6 ЧАСОВ)
-
Механические колебания и их характеристики: амплитуда колебаний, период, частота колебаний. Источники звука.
-
Механические волны. Звуковые волны. Длина волны. Скорость звука. Громкость. Высота тона. Отражение звука. Эхо.
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: условные обозначения и единицы физических величин: смещение, амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны; диапазон частот звуковых колебаний.
Воспроизводить: определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны; формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.
На уровне понимания
Объяснять: процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника; процесс образования поперечной и продольной волн; процесс распространения звука в среде; происхождение эха.
Понимать: характер зависимости периода колебаний груза , подвешенного на нити, от длины нити; характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны; источником звука является колеблющееся тело; характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры; зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот; неизвестные величины, входящие в формулы длины волны и скорости звука; определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: знания о характеристиках колебательного движения; знания о свойствах звука.
Сравнивать: механические и звуковые колебания; механические и звуковые волны.
4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 16 ЧАСОВ)
-
Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света. Полное внутреннее отражение.
-
Линзы. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвет тел.
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: условные обозначения и единицы физических величин: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, увеличении лупы; естественные и искусственные источники света; основные точки и линии линзы; оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки; недостатки зрения; состав белого света; дополнительные и основные цвета.
Воспроизводить: определения понятий: источник света, световой пучок , световой луч, точечный источник света, мнимое изображение; формулу оптической силы линзы; законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света; принцип обратимости световых лучей.
На уровне понимания
Объяснять: физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения; ход лучей в призме, в фотоаппарате, в проекционном аппарате и их устройство; оптическую систему глаза; зависимость размеров изображения от угла зрения; происхождение радуги.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений; изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей; вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот .
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Сравнивать: оптические приборы и ход лучей в них.
Устанавливать аналогию: между строением глаза и устройством фотоаппарата.
Использовать: методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).
ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (3 ЧАСОВ)
Учебно-тематический план
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
( 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 68 ЧАСОВ)
-
Четверть
Примерные сроки
Тема программы
Количество часов по программе
Количество лабораторных работ
Количество контрольных работ
I
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
1. Физические методы изучения природы.
2. Движение и взаимодействие тел.
6
11
3
2
II
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Движение и взаимодействие тел.(продолжение)
14
3
2
III
ЯНВАРЬ-МАРТ
Движение и взаимодействие тел.(продолжение).
3.Звуковые явления.
4. Световые явления
12
6
2
2
1
1
IV
АПРЕЛЬ-МАЙ
Световые явления (продолжение).
Повторение материала.
14
3
3
1
1
Итого
с 01. 09 по 31. 05
4 раздела
68
14
5
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
-
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, фокусное расстояние линзы;
-
смысл физических законов: Ньютона, закона всемирного тяготения, сохранения механической энергии;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, отражение, преломление и дисперсию света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давление;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла преломления от угла падения света;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словестно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
-
рационального применения простых механизмов.
Литература и средства обучения
-
Учебник: Физика.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., доп.-М.: Дрофа, 2012
-
Физика. 7 класс: Тематическое и поурочное планирование/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-М.: Дрофа, 2002
-
Физика. 7 класс: Рабочая тетрадь/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2007 г.
-
Физика. Контрольные и проверочные работы. 7 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, О. В. Лебедева).
-
Мультимедийное приложение к учебнику
-
Сборник задач по физике. 7-9 класс В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002
-
Дидактические материалы по физике 7 класс: учебно-методическое пособие Марон А. Е., Марон Е. А. -3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3. Физические постоянные.
4. Шкала электромагнитных волн.
5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
7. Порядок решения количественных задач.
Тематические таблицы
1. Глаз как оптическая система.
2. Оптические приборы.
3. Броуновское движение. Диффузия.
4. Поверхностное натяжение, капиллярность.
5. Строение атмосферы Земли.
6. Атмосферное давление.
7. Барометр-анероид.
8. Виды деформаций I.
9. Виды деформаций II.
10. Измерение температуры.
11. Внутренняя энергия.
12. Теплоизоляционные материалы.
13. Плавление, испарение, кипение.
14. Манометр.
15. Двигатель внутреннего сгорания.
16. Двигатель постоянного тока.
17. Траектория движения.
18. Относительность движения.
19. Второй закон Ньютона.
20. Реактивное движение.
21. Космический корабль «Восток».
22. Работа силы.
23. Механические волны.
24. Приборы магнитоэлектрической системы.
25. Схема гидроэлектростанции.
26. Трансформатор.
27. Передача и распределение электроэнергии.
28. Динамик. Микрофон.
29. Шкала электромагнитных волн.
30. Модели строения атома.
31. Схема опыта Резерфорда.
32. Цепная ядерная реакция.
33. Ядерный реактор.
34. Звезды.
35. Солнечная система.
36. Затмения.
37. Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнца.
38. Луна.
39. Планеты земной группы.
40. Планеты-гиганты.
41. Малые тела Солнечной системы.
Комплект портретов для кабинета физики (папка с 20-ю портретами)
Электронные учебные издания
1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).
2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема учебного задания | Пункт учеб- ника | Межпред-метные связи | Тип УЗ, форма прове-дения | Методы обуче- ния | Ф О Д П | Цель урока | Контроль | Демонстрация | При мечание | |||||
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь
| С | В | У | А | |||||||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (6 ЧАСОВ)
| ||||||||||||||
1/1 | Что изучает физика и астрономия. Как изучают явления природы.
| 1,2 | Математика Химия Биология Астрономия География Геология
| Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный |
| — первоначальные представления о физике, как о науке; — понятие о физических величинах и способах их измерения. | — различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики; — определять цену деления измерительного прибора; -записывать результаты прямого измерения с учетом абсо-лютной погрешности. |
|
|
|
| Примеры физических явлений, наборов тел, имеющих одинаковую форму, но разный объем и одинаковый объем, но разную форму. |
|
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность измерений.
| 3-5 | Математика | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | Ф |
|
|
|
| Различные измерительные приборы. |
| ||
3/3 | Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объема и температуры тела». Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1-5 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И | — первоначальные представления о физике, как о науке; — понятие о физических величинах и способах их измерения | — различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики; — определять цену деления измерительного прибора; -записывать результаты прямого измерения с учетом абсо-лютной погрешности. |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
|
4/4 | Лабораторная работа №3 «Измерение времени»
| 1-5 | Математика
| Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
5/5 | Физические теории. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.
| 6-8 | Математика История Астрономия Биология Архитектура | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | К |
|
|
|
|
|
| ||
6/6 | Повторительно-обобщающий урок по теме«Введение. Физическая картина мира.
| 1-8 | Математика Биология Астрономия География Химия | Урок обобщения и закрепления знаний | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
ТЕМА 2 ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. (40 ЧАСОВ)
| ||||||||||||||
1. Механическое движение. Виды движений (10часов) | ||||||||||||||
7/1 | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. | 9-11 | Математика Черчение | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | И | ПОНЯТИЕ: — механическое движение, пройденный путь, равномерное и неравномерное движения, свободное падение; ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ: — скорость равномерного прямолинейного движения, ускорение, путь, время, перемещение; -графики движения; — формулу скорости, пути и времени, ускорения, перемещения, средней скорости; -явление инерции. | — различать данные понятия, приводить при-меры равномер-ного и неравно-мерного движения; — сравнивать графики движения; — производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, ускорения, пути и времени в систему СИ; — решать графи-ческие задачи; — находить проявление инерции в быту и технике; -решать задачи на применение формул скорости, средней скорости, ускорения, перемещения; — читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей.
|
|
|
|
| Относительность движения, траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из руки в руку, измерение пути, пройденного куском мела по доске. |
|
8/2 | Равномерное движение. Скорость равномерного движения.
| 12 | Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
| Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой, опыт с капельнице по рис.28 учебник. |
| ||
9/3 | Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения».
| 12 | Математика Астрономия | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | Г |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
10/4 | Решение задач.
| 9-12 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | Ф | ПОНЯТИЕ: — механическое движение, пройденный путь, равномерное и неравномерное движения, свободное падение; ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ: — скорость равномерного прямолинейного движения, ускорение, путь, время, перемещение; -графики движения; — формулу скорости, пути и времени, ускорения, перемещения, средней скорости; -явление инерции. | — различать данные понятия, приводить при-меры равномер-ного и неравно-мерного движения; — сравнивать графики движения; — производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, ускорения, пути и времени в систему СИ; — решать графи-ческие задачи; — находить проявление инерции в быту и технике; -решать задачи на применение формул скорости, средней скорости, ускорения, перемещения; — читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей.
|
|
|
|
|
|
|
11/5 | Неравномерное движение. Средняя скорость
| 13 | Математика | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | И |
|
|
|
| Движение заводной игрушки, определение средней скорости. |
| ||
12/6 | Равноускоренное движение. Ускорение. Путь.
| 14,15 | Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
13/7 | Решение задач.
| 9-15 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Объяснительно-наглядный | Г |
|
|
|
|
|
| ||
14/8 | Инерция.
| 16 | Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | Ф | ПОНЯТИЕ: — механическое движение, пройденный путь, равномерное и неравномерное движения, свободное падение; ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ: — скорость равномерного прямолинейного движения, ускорение, путь, время, перемещение; -графики движения; — формулу скорости, пути и времени, ускорения, перемещения, средней скорости; -явление инерции. | — различать данные понятия, приводить при-меры равномер-ного и неравно-мерного движения; — сравнивать графики движения; — производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, ускорения, пути и времени в систему СИ; — решать графи-ческие задачи; — находить проявление инерции в быту и технике; -решать задачи на применение формул скорости, средней скорости, ускорения, перемещения; — читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей.
|
|
|
|
| Опыт по рисунку 44учебник |
|
15/9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
| 9-16 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
16/10 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Скорость».
|
| Математика | Урок обобщения и закрепления знаний | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
2. Плотность вещества. Масса. ( 7 часов) | ||||||||||||||
17/1 | Масса. Измерение массы.
| 17,18 | Математика История | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | Ф | -понятие массы как физической вели-чины, соотноше-ние единиц массы, методы измерения массы, взаимо-действие тел: -правила взвеши-вания на рычаж-ных весах; -понятие плотнос-ти, единицы плот-ности, формулу плотности; — правила поль-зования измери-тельным цилинд-ром и мензуркой; -формулу плотнос-ти, соотношение между единицами плотности, массы и объема; — формулу для нахождения массы и объема, единицы массы и объема; — графики зависи-мости массы от плотности, массы от объема тела; — величины масса, плотность. | — пользоваться весами и произ-водить расчеты массы тел; — пользоваться рычажными весами, набором гирь и разновесов; — пользоваться таблицей плот-ностей тел, переводить единицы плотности; -измерять объем тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра или мензурки; -вычислять массу и объем тела по его плотности; -решать задачи; -измерять массу тела на рычажных весах, объем–мензуркой; -описывать по обобщенному плану физически приборы: мензурка, линейка, весы; -приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии. |
|
|
|
| Взвешивание различных тел на весах. |
|
18/2 | Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах».
| 17,18 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
19/3 | Плотность вещества.
| 19 | Математика | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | К |
|
|
|
| Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы, сравнение объемов тел, имеющих одинаковые массы. |
| ||
20/4 | Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твердого тела.»
| 19 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
21/5 | Решение задач.
|
| Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | К |
|
|
|
|
|
| ||
22/6 | Решение задач.
|
| Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | И | -понятие массы как физической вели-чины, соотноше-ние единиц массы, методы измерения массы, взаимо-действие тел: -правила взвеши-вания на рычаж-ных весах; -понятие плотнос-ти, единицы плот-ности, формулу плотности; — правила поль-зования измери-тельным цилинд-ром и мензуркой; -формулу плотнос-ти, соотношение между единицами плотности, массы и объема; — формулу для нахождения массы и объема, единицы массы и объема; — графики зависи-мости массы от плотности, массы от объема тела; — величины масса, плотность. | — пользоваться весами и произ-водить расчеты массы тел; — пользоваться рычажными весами, набором гирь и разновесов; — пользоваться таблицей плот-ностей тел, переводить единицы плотности; -измерять объем тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра или мензурки; -вычислять массу и объем тела по его плотности; -решать задачи; -измерять массу тела на рычажных весах, объем–мензуркой; -описывать по обобщенному плану физически приборы: мензурка, линейка, весы; -приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии.
|
|
|
|
|
|
|
23/7 | Решение задач.
|
| Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | Г |
|
|
|
|
|
| ||
3. Силы в природе (10 часов). | ||||||||||||||
24/1 | Сила. Измерение силы. Международная система единиц.
| 20-22 | Математика История
| Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | И | — физические вели-чины: сила, давле-ние твердых тел; — всемирное тяготение; -сила трения, сила тяжести, вес тела, сила упругости; -зависимость силы тяжести от массы тела; -возникновение силы упругости; -устройство и действие динамометра; — сила – векторная величина, точка приложения силы; равнодействующая сила; -виды сил трения; роль трения в технике; смазка; закон Гука; — формулу силы тяжести силы трения, силы упругости, силы тяготения.
-физические вели-чины: сила, давле-ние твердых тел; — всемирное тяготение; -сила трения, сила тяжести, вес тела, сила упругости; -зависимость силы тяжести от массы тела; -возникновение силы упругости; -устройство и действие динамометра; — сила – векторная величина, точка приложения силы; равнодействующая сила; -виды сил трения; роль трения в технике; смазка; закон Гука; — формулу силы тяжести силы трения, силы упругости, силы тяготения.
-физические вели-чины: сила, давле-ние твердых тел; — всемирное тяготение; -сила трения, сила тяжести, вес тела, сила упругости; -зависимость силы тяжести от массы тела; -возникновение силы упругости; -устройство и действие динамометра; — сила – векторная величина, точка приложения силы; равнодействующая сила; -виды сил трения; роль трения в технике; смазка; закон Гука; — формулу силы тяжести силы трения, силы упругости, силы тяготения | — приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию; -различать понятия «масса» и «вес»; -градуировать пружину и измерять силу динамометром; -сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны; -различать виды трения, измерять трение сколь-жения, сравнивать виды трения; — решать задачи; -изображать графически силу; -рисовать схемы; -читать и строить графики.
— приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию; -различать понятия «масса» и «вес»; -градуировать пружину и измерять силу динамометром; -сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны; -различать виды трения, измерять трение сколь-жения, сравнивать виды трения; — решать задачи; -изображать графически силу; -рисовать схемы; -читать и строить графики.
— приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию; -различать понятия «масса» и «вес»; -градуировать пружину и измерять силу динамометром; -сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны; -различать виды трения, измерять трение сколь-жения, сравнивать виды трения; — решать задачи; -изображать графически силу; -рисовать схемы; -читать и строить графики. |
|
|
|
| Опыты по рисунку 58,59учебник |
|
25/2 | Сложение сил.
| 23 | Математика Черчение | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | И |
|
|
|
| Опыт по рисунку 65 учебник. |
| ||
26/3 | Сила упругости. Сила тяжести.
| 24,25 | Математика История | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | Ф |
|
|
|
| Опыты по рисунку 70,71,72,74учебник. |
| ||
27/4 | Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость.
| 26,27 | Математика История | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | К |
|
|
|
| Опыт по рисунку 76 учебник. |
| ||
28/5 | Лабораторная работа № 7 «Градуирование динамометра и измерение сил».
| 24-27 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
29/6 | Давление.
| 28 | Математика История | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | И |
|
|
|
| Давление твердого тела на опору. |
| ||
30/7 | Сила трения.
| 29 | Математика История | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | Г |
|
|
|
| Рис.82 учебник. |
| ||
31/8 | Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения». Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».
| 29 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
32/9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
| 20-30 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
33/10 | Контрольная работа №2 по теме «Масса тела. Сила».
|
| Математика | Урок обобщения и закрепления знаний | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
4. Механическая работа. Мощность. (3 часа). |
| |||||||||||||
34/1 | Механическая работа.
| 31 | Математика История | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | И | Физические величины: механической работы, мощности; — формулы для вычисления механической работы и мощности. | -вычислять механическую работу, приводить примеры механической работы; -вычислять мощность, зная работу и время, переводить единицы мощности. |
|
|
|
| Рис 90,91 учебник. |
|
35/2 | Мощность.
| 32 | Математика История | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | И |
|
|
|
|
|
| ||
36/3 | Решение задач.
| 31,32 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
5. Простые механизмы (7 часов). | ||||||||||||||
37/1 | Простые механизмы. Правило равновесия рычага.
| 33,34 | Математика История | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | И | — простые механизмы, разновидности рычагов, правило равновесия рычага; -понятие момента силы, правило моментов, единица момента силы; -условие равновесия рычага, правило моментов; -подвижный и неподвижный блоки; -«Золотое правило механики» — равенство работ; -полезная и полная работа; формула КПД4 -формулы расчета КПД и работы при подъеме тела по вертикали и по наклонной плоскости. | -вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, приводить примеры применения рычагов в быту и технике; — используя правило моментов, уравновешивать рычаг; -решать задачи на правило моментов; -опытным путем определять равновесие рычага и правило моментов; -различать подвижные и неподвижные блоки; -чертить схемы блоков как рычагов; -рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока; -различать полезную и полную работу; -рассчитывать КПД различных механизмов; -рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона. |
|
|
|
| Рис.94,95,97 и т.д.учебник. |
|
38/2 | Лабораторная работа № 10 «Изучение условия равновесия рычага».
| 34 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
39/3 | Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.
| 35 | Математика | Урок изучения нвого материала | Частично-поисковый | И |
|
|
|
| Рис. 112,113 учебник |
| ||
40/4 | Коэффициент полезного действия.
| 36 | Математика История | Комбинированный урок | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
41/5 | Лабораторная работа №11 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
| 36 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Исследовательский | И | — простые механизмы, разновидности рычагов, правило равновесия рычага; -понятие момента силы, правило моментов, единица момента силы; -условие равновесия рычага, правило моментов; -подвижный и неподвижный блоки; -«Золотое правило механики» — равенство работ; -полезная и полная работа; формула КПД4 -формулы расчета КПД и работы при подъеме тела по вертикали и по наклонной плоскости. | -вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, приводить примеры применения рычагов в быту и технике; — используя правило моментов, уравновешивать рычаг; -решать задачи на правило моментов; -опытным путем определять равновесие рычага и правило моментов; -различать подвижные и неподвижные блоки; -чертить схемы блоков как рычагов; -рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока; -различать полезную и полную работу; -рассчитывать КПД различных механизмов; -рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона.
|
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
|
42/6 | Решение задач.
| 33-36 | Математика | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
43/7 | Решение задач
| 33-36 | Математика
| Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
6. Потенциальная и кинетическая энергия (3 часа) | ||||||||||||||
44/1 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
| 37,38 | Математика История | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | К | -понятие энергии, зависимость энергии от массы, высоты, скорости и деформаций тела; -переход одного вида энергии в другой; -формулы для расчета кинетической и потенциальной энергии. | — различать потенциальную и кинетическую энергии, приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией; -приводить примеры превращения одного вида энергии в другой и тел, обладающих одновременно обоими видами энергии. |
|
|
|
| Рис 118 и др.учебник |
|
45/2 | Закон сохранения энергии. Решение задач
| 31-39 | Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | К |
|
|
|
|
|
| ||
46/3 | Контрольная работа № 3 по теме «Работа и мощность. Простые механизмы».
|
| Математика | Урок обобщения и закрепления знаний | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
3. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ЧАСОВ). | ||||||||||||||
1. Механические колебания (3 часа). | ||||||||||||||
47/1 | Колебательное движение.
| 40 | Математика Астрономия | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный |
| -понятия: механическая волна, звуковая волна; -условия распространения механической волны; -механизм распространения звуковых волн; -характеристики звука: высота, тембр, громкость; Физические величины, характеризующие колебания: период колебаний, амплитуда, собственная частота. | -используя теоретическую модель, объяснять затухающие колебания в нитяном и пружинном маятнике; -вычислять период колебаний математического маятника, груза на пружине; -вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты; -вычислять расстояние, на которое распространяется звук, за определенное время; -описывать процесс возникновения и восприятия звуковых волн. |
|
|
|
| Математический маятник, |
|
48/2 | Период колебаний маятника.
| 41 | Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
49/3 | Звук. Источники звука.
| 42 | Математика
| Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | И |
|
|
|
|
|
| ||
2. Механические волны ( 3 часа). | ||||||||||||||
50/1 | Волновое движение. Длина волны.
| 43,44 | Математика | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный | К | -понятия: механическая волна, звуковая волна; -условия распространения механической волны; -механизм распространения звуковых волн; -характеристики звука: высота, тембр, громкость; Физические величины, характеризующие колебания: период колебаний, амплитуда, собственная частота. | -используя теоретическую модель, объяснять затухающие колебания в нитяном и пружинном маятнике; -вычислять период колебаний математического маятника, груза на пружине; -вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты; -вычислять расстояние, на которое распространяется звук, за определенное время; -описывать процесс возникновения и восприятия звуковых волн
|
|
|
|
| Волновая машина |
|
51/2 | Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. Громкость и высота звука.
| 45,46,47 | Математика | Комбинированный урок | Частично-поисковый | К |
|
|
|
|
|
| ||
52/3 | Отражение звука. Решение задач.
| 40-48 | Математика История | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | К |
|
|
|
|
|
| ||
4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ( 12 ЧАСОВ). | ||||||||||||||
1. Световые явления (5 часов). | ||||||||||||||
53/1 | Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света. | 49-52 | Математика Черчение | Комбинированный урок | Объяснительно-наглядный |
| Понятия: -прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение. — закон отражения и преломления | -практически применять основные понятия и законы; -строить изображения предмета в плоском зеркале; -решать качественные и расчетные задачи на закон отражения и преломления. |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
|
54/2 | Отражение света. Лабораторная работа №13 «Изучение явления отражения света».
|
| Математика Черчение | Комбинированный урок | Частично-поисковый | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
55/3 | Изображение предмета в плоском зеркале. Вогнутое зеркало.
| 54-56 | Математика Черчение | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
56/4 | Преломление света. Лабораторная работа №14 «Изучение явления преломления света». | 57 | Математика Черчение | Комбинированный урок | Частично-поисковый | И | Понятия: -прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение. — закон отражения и преломления | -практически применять основные понятия и законы; -строить изображения предмета в плоском зеркале; -решать качественные и расчетные задачи на закон отражения и преломления. |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
|
57/5 | Полное внутреннее отражение. Волновая оптика.
| 58,59 | Математика Черчение | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | К |
|
|
|
|
|
| ||
2.Оптические приборы (7 часов). | ||||||||||||||
58/1 | Линза, ход лучей в линзе.
| 60 | Математика Черчение | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный |
| -физический смысл величин: фокусное расстояние, оптическая сила линзы.
-физический смысл величин: фокусное расстояние, оптическая сила линзы.
| -получать изображения предмета с помощью линзы; -строить изображение предмета в тонкой линзе.
-получать изображения предмета с помощью линзы; -строить изображение предмета в тонкой линзе. |
|
|
|
|
|
|
59/2 | Лабораторная работа №15 «Изучение изображения, даваемого линзой».
| 60 | Математика Черчение | Комбинированный урок | Исследовательский | И |
|
|
|
| Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы |
| ||
60/3 | Формула линзы. Фотоаппарат. Проекционный аппарат.
| 61,62 | Математика Черчение | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
61/4 | Глаз как оптическая система. Очки, лупа.
| 63,64 | Математика История | Урок изучения нового материала | Частично-поисковый | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
62/5 | Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
| 65-67 | История | Урок изучения нового материала | Объяснительно-наглядный | Ф |
|
|
|
|
|
| ||
63/6 | Решение задач
. | 49-67 | Математика Черчение | Урок применения знаний и умений на практике | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
64/7 | Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления».
|
| Математика Черчение | Урок обобщения и закрепления знаний | Частично-поисковый | И |
|
|
|
|
|
| ||
Повторение (резерв) (6 часов). |