Муниципальное общеобразовательное учреждение
Жердевская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению МОУ Жердевской СОШ №1
Методическим советом школы от _____________
__________________________ №
Протокол №______
Рабочая программа элективного курса
«Решение нестандартных задач по физике»
для обучающихся 9 классов
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по физике»
рассчитана на обучающихся 9 классов и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).
На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов,
2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ЕГЭ.
Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать исследовательские умения.
4.. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Данный элективный курс «Решение нестандартных задач по физике» содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала за курс средней школы и расширения программы. Большое внимание уделено курсу механики, поскольку без знания механики невозможно усвоение всего остального школьного курса физики. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам механики.
Учащиеся при работе по курсу «Решение нестандартных задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-
использовать алгоритмический способ решения физических задач;
-
определять рациональность использования алгоритма в каждом конкретном случае;
-
выполнять основные операции, из которых складывается алгоритм решения задач;
-
переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам;
-
выполнять преобразования с единицами измерения величин;
-
находить функциональные зависимости между физическими величинами;
-
использовать данные технических паспортов бытовой техники для составления физических задач;
-
находить физические величины, характеризующие определенные объект, для составления физических задач;
-
оценивать реальность полученного результата.
Технологии, используемые в организации занятий:
1. проблемное обучение,
2. проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
1. лекционное изложение материала;
2. эвристические беседы;
3. практикумы по решению задач;
4. уроки-исследования;
5. работа в малых группах;
Формами контроля при проведении данного курса являются:
1. Самостоятельная работа по решению задач;
2. Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ.
Данный курс предполагает следующие результаты:
— Овладение школьниками новыми методами и приемами решения
нестандартных физических задач.
— Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
Практическая часть по обучению учащихся умению решать задачи включает следующие элементы:
1) вооружение учащихся знанием структуры задач и их классификацией;
2) обучение учащихся общей структуре решения физических задач;
3) обучение учащихся особенностям решения задач различных видов (вычислительных, качественных, экспериментальных, графических, задач-оценок);
4) проведение специальной работы по усвоению учащимися структуры алгоритма, раскрытие перед ними содержания отдельных действий;
5) «выработка» алгоритмов решения задач по конкретным темам и на их основе формулирование общего алгоритма решения физических задач;
-
осуществление перехода от решения алгоритмических задач к эвристическим и творческим задачам.
Основная форма организации работы: классно — урочная.
Ожидаемые образовательные результаты.
-
Знания основных законов и понятий.
-
Успешная самореализация учащихся.
-
Опыт работы в коллективе.
-
Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
-
Систематизация знаний
-
Возникновение потребности читать дополнительную литературу
7. Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
8. Опыт составления индивидуальной программы обучения.
Продуктом деятельности являются итоговое тестирование.
Программа рассчитана на 9 часов.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема занятий | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |||
всего | теория | Практика | ||||
1 | Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач. | 1 | 1 |
| Лекция с элементами беседы | Тезисы, конспект |
2 | Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры. | 1 | 1 |
| Лекция с элементами беседы | Конспект |
3 | Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики. | 1 |
| 1 | Практикум | Самостоятельная работа |
4 | Тепловые явления. Тепловые процессы. | 1 |
| 1 | Практикум |
|
5 | Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения. Графики основных кинематических параметров. | 1 |
| 1 | Практикум | Конспект |
6 | Решение задач на движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути. | 1 |
| 1 | Практикум |
|
7 | Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил. | 1 |
| 1 | Практикум | Самостоятельная работа. |
8 | Решение олимпиадных задач по кинематике, динамике и статике. | 1 |
| 1 | Практикум |
|
9 | Итоговое занятие. | 1 |
| 1 | Тестирова ние | Результаты тестирования |
| Итого | 9 | 2 | 7 |
|
|
Содержание изучаемого курса
1. Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач.
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.
Классификация физических задач. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.
2. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры.
Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т. д. Действия над векторами. Задание вектора. Сложение и вычитание векторов. Определение модуля вектора и проекции результирующего вектора при сложении и вычитании. Проекции вектора на координатные оси.
3. Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики.
Выталкивающая сила. Условия плавания тел.
-
Тепловые явления. Тепловые процессы.
Агрегатные состояния и фазовые переходы. Процессы нагревания, плавления, кипения.
-
Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения. Графики основных кинематических параметров.
Решение задач на равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Анализ и построение графиков зависимости координаты, пути, проекций перемещения, скорости, ускорения от времени при равномерном и равнопеременном прямолинейном движении. Координатный метод решения задач по кинематике.
-
Решение задач на движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути.
Решение задач на основные законы динамики. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Движение на закруглениях пути.
-
Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил.
Движение по наклонной плоскости, движение связанных тел.
-
Решение олимпиадных задач по кинематике, динамике и статике.
Знакомство с примерами решения задач по кинематике, динамике и статике на всероссийских олимпиадах.
-
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.
Итоговое тестирование.
Список литературы для учащихся.
-
Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М. “Просвещение”, 1983
-
Журнал “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.
-
Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. “Физика в задачах”, Л.: ЛГУ, 1976 г.
-
Гольдфарб И.И. “Сборник вопросов и задач по физике”, М.: “Высшая школа”, 1973 г.
-
Степанова Г.Н. “Сборник задач по физике”, М.: “Просвещение”, 1996 г
-
Рымкевич А.П. “Задачник” 9-11 кл. М.: “Дрофа”, 2000 г.
-
Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.
-
Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “Просвещение”, 2001
Список литературы для учителей.
-
Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М.: “Просвещение”, 1983 г.
-
Каменецкий С.Е., Орехов В.П. “Методика решения задач по физике”, Л.: ЛГУ, 1972 г.
-
Тульчинский М.Е. “Качественные задачи по физике”, М: “Просвещение”, 1972 г.
-
Методика факультативных занятий по физике (Под редакцией Кабардина О.Ф., Орлова В.А.), М.: “Просвещение”, 1988 г.
-
Газета “Физика”, издательский дом “Первое сентября”, 2000-2010 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Кол. час. | Тема занятия | Сроки проведения | |
1 | 1 | Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию и содержанию, способу задания и решения. Этапы решения физических задач. |
|
2 | 1 | Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Элементы векторной алгебры. |
|
3 | 1 | Архимедова сила. Условия плавания тел. Применение законов гидростатики и аэростатики. |
|
4 | 1 | Тепловые явления. Тепловые процессы. |
|
5 | 1 | Характеристики прямолинейного равномерного движения и равноускоренного движения. Графики основных кинематических параметров. |
|
6 | 1 | Решение задач на движение твердого тела по горизонтальной плоскости под действием нескольких сил и на закруглениях пути. |
|
7 | 1 | Решение задач на движение твердого тела по наклонной плоскости и по вертикали под действием нескольких сил. |
|
8 | 1 | Решение олимпиадных задач по кинематике, динамике и статике. |
|
9 | 1 | Итоговое занятие. |
|