Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33с углублённым изучением отдельных предметов
Дзержинского района г Волгограда
Рабочая программа элективного курса по физике
( профильное обучение) «Практикум по решению физических задач»
17часов.
Составитель рабочей программы Гогичаева Вера Николаевна
2011 г
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
«Практикум по решению физических задач»
( профильное обучение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню профильной подготовки выпускников.
Цель данного курса – научить учащихся, занимающихся в профильном классе, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступить и учиться в учебных заведениях соответствующего профиля. Основная задача курса – научить школьников применять полученные знания при решении нестандартных задач, задач части С ЕГЭ, а также подготовить к сдачи ЕГЭ.
В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать такие методы обучения:
-
метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
-
метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
-
исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:
-
педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
-
активизации и интенсификации деятельности учащихся;
-
частно-предметные технологии.
Программа предназначена для классов, в которых для изучения физики выделяется 5 часа в неделю в неделю. Объем программы – 17 часов, по 0.5 ч в неделю. Состоит из двух разделов, которые вызывают затруднения при изучении физики на базовом уровне – “Механика”. Текущая аттестация в 10 классе проводится в форме тематических тестов. Итоговая аттестация проводится в форме теста по всем разделам курса физики.
Критерии оценки эффективности:
50 – 60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70 – 80% правильных ответов – оценка “хорошо”;
90% правильных ответов – оценка “отлично”.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс (17ч, 0.5 ч в неделю)
МЕХАНИКА (17ч.)
-
Кинематика материальной точки (4 ч.)
-
Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение. График равномерного прямолинейного движения. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Решение графических задач на свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Колебательное движение материальной точки.
-
Динамика материальной точки (4 ч.)
-
Законы Ньютона. Сила упругости. Сила трения. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Применение законов Ньютона. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
-
Законы сохранения (4 ч.)
-
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение.
-
Динамика периодического движения (3 ч.)
-
Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс.
-
Механические и звуковые волны (2 ч.)
-
Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-
Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
-
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
-
Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
-
Волков В.А. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – М.: «Вако», 2006.
-
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
-
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2004.
-
Маркина Г.В, С.В. Боброва (составители) Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 2006
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2011.
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2011.
-
Оськина В.Т. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику В.А. Касьянова “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 2006.
-
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.
-
Физика. Тесты. 10 – 11 классы: Учебно-методическое пособие /Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2003.
-
Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2011.
Литература для учащихся:
-
Балаш А.И. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
-
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
-
Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача… М.: Наука, 1990
-
Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.
-
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
-
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
-
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
-
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2003.
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
-
Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
-
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2002.
-
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2004.
-
Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2006.
Календарно-тематическое планирование материала
Тема | Количество часов | Дата проведения | |
Кинематика материальной точки 4
| |||
1 | Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение Графики равномерного прямолинейного движения. | 1 |
|
2 | Равнопеременное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. | 1 |
|
3 | Свободное падение. Баллистическое движение | 1 |
|
4 | Тестирование «Кинематика материальной точки» | 1 |
|
Динамика материальной точки 4 | |||
1 | Законы Ньютона. Силы в природе | 1 |
|
2 | Применение законов Ньютона | 1 |
|
3 | Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости | 1 |
|
4 | Тестирование «Динамика материальной точки» | 1 |
|
| Законы сохранения 4 |
|
|
1 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. столкновение. | 1 |
|
2 | Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение. | 1 |
|
3 | Работа силы Мощность. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. | 1 |
|
4 | Тестирование «Законы сохранения» | 1 |
|
| Динамика периодического движения 3 |
|
|
1 | Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний | 1 |
|
2 | Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс | 1 |
|
3 | Тестирование «Динамика периодического движения» | 1 |
|
| Механические и звуковые волны 3 |
|
|
1 | Периодические волны. Стоячие волны. | 1 |
|
2 | Звуковые волны.Характеристики звука | 1 |
|
3 | Итоговое тестирование | 1 |
|