Примерное тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе
(2 учебных часа в неделю, всего 70 ч)
Тема урока | Кол часов | Тип урока | Элементы содержания стандарта | Требования к уровню подготовки обучающихся | Cроки проведения по плану | Сроки проведе ния фактиче ски | |||
ВВЕДЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (10ч) | |||||||||
1
| Что изучает физика. Физические явления | 1 | Урок изучения нового материала | Физика – наука о природе | Знать/понимать смысл понятий: «физ.явление» , «физ.закон», |
|
| ||
2
| Физические термины. Наблюдения и опыты. | 1 | Урок изучения нового материала | Наблюдения и описание физических явлений. | Знать/понимать смысл понятий: «физ. тело», «вещество». понимать разницу между физическим явлением и опытом. |
|
| ||
3
| Физические величины. Измерения физических величин. | 1 | Комбинированный урок | Измерения физических величин. Международная система единиц | Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной. |
|
| ||
4
| Определение цены деления измерительного прибора. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа 1 | 1 | Урок формирования практических умений и навыков.
| Измерения физических величин. | Уметь использовать измерительные приборы для измерения объёмов тел. |
|
| ||
5
| Строение вещества. молекулы. Движение молекул. | 1 | Урок изучения нового материала | Строение вещества. | Знать понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула» |
|
| ||
6
| Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков. | Диффузия | Уметь описывать и объяснять явление диффузии, приводить примеры практического использования. |
|
| ||
7
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | Урок изучения нового материала | Взаимодействие частиц вещества | Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий. |
|
| ||
8
| Л/р №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | Комбинированный урок | Строение вещества | Уметь измерять размеры малых тел методом ряда. |
|
| ||
9
| Различные состояния вещества. Объяснение их на основе МК представлений. | 1 | Урок изучения нового материала | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | Уметь описывать и объяснять свойства вещества в разных агрегатных состояниях. |
|
| ||
10
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Урок повторения и обобщения
| Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества. |
|
| ||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (20ч) | |||||||||
11
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | Урок изучения нового материала | Механическое движение. Система отсчета и относительность движения | Знать понимать смысл понятий: «механическое движение», «траектория», «путь». |
|
| ||
12
| Скорость. Единицы скорости. | 1 | Комбинированный урок | Скорость. | Знать/понимать смысл понятий «скорость», формулу и единицу измерения, уметь решать задачи на данную формулу. |
|
| ||
13
| Расчёт пути и времени движения. Решение задач. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Путь | Уметь решать задачи на определение скорости, пути и времени движения. |
|
| ||
14
| Явление инерции. Взаимодействие тел. | 1 | Комбинированный урок | Инерция | Уметь описывать и объяснять явление инерции. Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие» |
|
| ||
15
| Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | Комбинированный урок | Масса | Знать/понимать смысл величины «масса», способы её определения. |
|
| ||
16
| Л/р №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Измерения физических величин. | Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерений в системе СИ |
|
| ||
17
| Л/р №4 «Измерение объёма тела» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Измерения физических величин. Плотность вещества. | Уметь измерять объём тела, выражать результаты измерений в системе СИ |
|
| ||
18
| Плотность вещества. | 1 | Комбинированный урок | Плотность | Знать/понимать смысл величины «плотность вещества», формулу и единицу измерения, уметь решать задачи на её расчёт. |
|
| ||
19
| Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков. | Плотность | Уметь решать задачи на расчёт массы, объёма и плотности. |
|
| ||
20
| Л/р №5 «Определение плотности вещества твердого тела» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков.
| Измерения физических величин. | Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твердого тела, выражать результаты измерений в системе СИ |
|
| ||
21
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Урок повторения и обобщения
| Практическое применение физических данных |
|
|
| ||
22
| Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | 1 | Контроль ЗУН. | Практическое применение физических данных |
|
|
| ||
23
| Сила. Явление тяготения Сила тяжести. | 1 | Комбинированный урок | Сила Сила тяжести. | Знать/понимать смысл понятий: «сила», «сила тяжести» и явления всемирного тяготения, зависимость силы тяжести от массы тела. |
|
| ||
24
| Упругая деформация. Сила упругости. Закон Гука. | 1 | Комбинированный урок | Сила упругости. | Знать/понимать смысл понятия «деформация» и закона Гука, причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её. |
|
| ||
25
| Вес тела. | 1 | Комбинированный урок | Вес тела. | Знать/понимать разницу между понятиями веса тела и силой тяжести, понимать, что вес тела зависит от массы тела |
|
| ||
26
| Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | Комбинированный урок | Вес тела | Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела. |
|
| ||
27
| Сложение двух сил, направленных по одной прямой | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Сложение сил | Знать/понимать смысл понятия «равнодействующая сила», уметь находить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой. |
|
| ||
28
| Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
| 1 | Комбинированный урок | Измерения физических величин. | Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения. |
|
| ||
29
| Динамометр. Л/р №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков. | Сила трения | Уметь градуировать шкалу измерительного прибора. |
|
| ||
30
| Трение в природе и технике. | 1 | Контроль ЗУН. | Наблюдения и описание | Знать примеры проявления трения в природе, быту и технике.
|
|
| ||
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (26ч) | |||||||||
31
| Давление. Единицы давления. | 1 | Урок изучения нового материала | Давление. | Знать/понимать смысл величины «давление», формулу и единицу измерения. |
|
| ||
32
| Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Комбинированный урок | Давление. | Знать/понимать для чего и какими способами уменьшают и увеличивают давление. |
|
| ||
33
| Расчет давления твердого тела. Решение задач. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь решать задачи на определение давления твердого тела. |
|
| ||
34
| Давление газа. | 1 | Комбинированный урок | Давление . | Знать понимать причины возникновения давления газа, зависимость от объёма и температуры (при неизменной массе) |
|
| ||
35
| Закон Паскаля. | 1 | Комбинированный урок | Закон Паскаля. | Знать понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами. |
|
| ||
36
| Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа № 3 по теме: «Давление. Закон Паскаля». | 1 | Урок контроля и учета знаний | Практическое применение физических данных | Знать о наличии весового давления внутри жидкости, его зависимости от глубины. |
|
| ||
37
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда. |
|
| ||
38
| Решение задач по теме: «Давление жидкости на дно и стенки сосуда» | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда. |
|
| ||
39
| Сообщающиеся сосуды | 1 | Комбинированный урок | Давление. | Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находиться на одном уровне, применение сообщающихся сосудов. |
|
| ||
40
| Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 1 | Комбинированный урок | Атмосферное давление.
| Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления. |
|
| ||
41
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | Комбинированный урок
| Атмосферное давление.
| Знать/понимать метод измерения атмосферного давления с помощью ртутного барометра. |
|
| ||
42
| Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Комбинированный урок
| Атмосферное давление.
| Знать/понимать устройство и принцип действия барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты. |
|
| ||
43
| Решение задач по теме: «Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Правила сообщающихся сосудов. Измерение атмосферного давления». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, на правило сообщающихся сосудов, на определение атмосферного давления. |
|
| ||
44
| Кратковременная контрольная работа № 4 по теме: «Давление в жидкости и газе». Манометры. | 1 | Комбинированный урок | Практическое применение физических данных | Знать/понимать устройство и принцип действия манометра. |
|
| ||
45
| Поршневой жидкостный насос. | 1 | Урок изучения нового материала | Гидравлический пресс. | Знать/понимать устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса. |
|
| ||
46
| Гидравлический пресс. | 1 | Урок изучения нового материала | Гидравлический пресс. | Знать/понимать устройство и принцип действия гидравлического пресса. |
|
| ||
47
| Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело. | 1 | Урок изучения нового материала | Закон Архимеда | Знать/понимать причины возникновения выталкивающей силы, её направление и величину. |
|
| ||
48
| Архимедова сила. | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда | Знать/понимать смысл закона Архимеда. |
|
| ||
49
| Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь определять архимедову силу. |
|
| ||
50 | Плавание тел. | 1 | Урок изучения нового материала | Условие плавания тел. | Знать/понимать условия плавания тел. |
|
| ||
51
| Решение задач по теме: «Определение архимедовой силы». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь решать задачи на закон Архимеда. |
|
| ||
52 | Плавание судов. | 1 | Урок изучения нового материала | Закон Архимеда. | Понимать принципы плавания судов. |
|
| ||
53
| Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь описывать и объяснять условия плавания тел. |
|
| ||
54
| Воздухоплавание. | 1 | Урок изучения нового материала | Закон Архимеда. | Понимать принципы воздухоплавания. |
|
| ||
55
| Повторение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | Урок повторения и обобщения
| Практическое применение физических данных | Уметь решать качественные и количественные задачи на расчет архимедовой силы, давления жидкости и условий плавания тел. |
|
| ||
56
| Контрольная работа № 5 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей, и газов». | 1 | Урок контроля и учета знаний | Практическое применение физических данных |
|
|
| ||
РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (11ч) | |||||||||
57
| Механическая работа. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа | Знать понимать смысл величины «работа», уметь вычислять её в простейших случаях. |
|
| ||
58
| Мощность. | 1 | Комбинированный урок | Работа | Знать понимать смысл величины «мощность», уметь вычислять её в простейших случаях. |
|
| ||
59
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение устройств и принципа действия физич. Приборов и технич. объектов :простых механизмов | Знать виды простых механизмов и их применение, правило рычага . |
|
| ||
60
| Момент силы.
| 1 | Комбинированный урок | Простые механизмы | Знать формулу для вычисления момента сил.
|
|
| ||
61
| Л/р № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». Рычаги в природе, технике, быту. | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь определять условия равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов. |
|
| ||
62
| Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | 1 | Комбинированный урок | Простые механизмы | Знать понимать «золотое правило» механики, уметь объяснять применение блоков. |
|
| ||
63
| Решение задач по теме: «Золотое правило механики». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Практическое применение физических данных | Уметь решать задачи на «золотое правило» механики. |
|
| ||
64
| Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | Коэффициент полезного действия | Знать/понимать смысл понятия «КПД», уметь вычислять его для простых механизмов. |
|
| ||
65
| Л/р № 10 «Определение КПД простых механизмов». | 1 | Урок формирования практических умений и навыков | Измерения физических величин. | Уметь определять КПД простых механизмов. |
|
| ||
66
| Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
| 1 | Комбинированный урок | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел | Знать/понимать смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления. |
|
| ||
67
| Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 | Комбинированный урок | Закон сохранения полной механической энергии. Условия равновесия тел | Знать/понимать закон сохранения полной механической энергии. |
|
| ||
ПОВТОРЕНИЕ(3ч) | |||||||||
68
| Итоговая контрольная работа №6 | 1 | Урок контроля и учета знаний | Практическое применение физических данных |
|
|
| ||
69 | Урок – игра №Поиск слагаемых успеха» по теме «Работа, мощность, энергия» | 1 | Урок обобщения и повторения | Практическое применение физических данных | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни |
|
| ||
70 | Заключительный урок(Экскурсия»Физика вокруг нас») | 1 | Урок обобщения и повторения | Практическое применение физических данных | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни |
|
|