Разработка урока физики в 7 классе по теме
«Строение твёрдых, жидких и газообразных тел»
Проблемно-мотивационный блок.
Тема: Строение твёрдых, жидких и газообразных тел
Проблемный вопрос: От чего зависят свойства тел?
Гипотеза: Предположим, что свойства тел зависят от строения веществ.
Задачи:
-
Выяснить как располагаются молекулы в веществе.
-
Выяснить движутся они или покоятся.
-
Выяснить как взаимодействуют молекулы друг с другом.
-
Объяснить свойства тел на основе знаний о строении веществ.
-
Сделать общие выводы.
Информационный блок.
Класс делится на 3 группы. Можно по желанию, можно по интересам (агрегатные состояния вещества: твёрдые, жидкие, газообразные.) В каждой группе раздаются роли:
-
Хронометрист – следит за временем
-
Организатор – поддерживает дисциплину в группе, организует работу
-
Регистратор – делает записи
-
Докладчик – выступает у доски перед классом с выводами группы
-
Эксперт – оценивает работу каждого члена группы
Учитель даёт инструктаж по работе в группе, по проведению эксперимента.
Аналитический блок.
Учитель показывает слайдовую презентацию «Агрегатные состояния вещества» и организует исследовательскую работу в группах. Исследовательская работа индивидуальная (лабораторная работа) на 20 минут и групповая (по инструктивным карточкам) на 12 минут.
Инструктивная карточка для группы №1
-
Выполните лабораторную работу «Определение размеров малых тел» согласно инструкции.
-
Наблюдения и выводы запишите в тетрадь для лабораторной работы.
-
Прочитайте текст стр.75 – 79 и рассмотрите рисунки 76, 80а.
-
Какие вещества могут находиться в твёрдом состоянии?
-
Какое строение имеют твёрдые тела?
-
Что происходит с объёмом и формой твёрдых тел в обычных условиях?
-
Какое свойство присуще только твёрдым телам?
-
Составьте рассказ по изученному материалу. Подготовьте выступление.
-
Перечертите таблицу в рабочую тетрадь. Заполните соответствующую графу в таблице. Перенесите информацию в таблицу на компьютере.
Примеры | Строение | Физические свойства | Итоги (основные положения МКТ) | |
Твёрдое |
|
|
|
|
Жидкое |
|
|
|
|
Газообразное |
|
|
|
|
Инструктивная карточка для группы №2
-
Выполните лабораторную работу «Определение размеров малых тел» согласно инструкции.
-
Наблюдения и выводы запишите в тетрадь для лабораторной работы.
-
Прочитайте текст стр.75 – 79 и рассмотрите рисунки 76, 80б.
-
Какие вещества могут находиться в жидком состоянии?
-
Какое строение имеют жидкие тела?
-
Что происходит с объёмом и формой жидких тел в обычных условиях?
-
Какое свойство присуще только жидким телам?
-
Составьте рассказ по изученному материалу. Подготовьте выступление.
-
Перечертите таблицу в рабочую тетрадь. Заполните соответствующую графу в таблице. Перенесите информацию в таблицу на компьютере.
Примеры | Строение | Физические свойства | Итоги (основные положения МКТ) | |
Твёрдое |
|
|
|
|
Жидкое |
|
|
|
|
Газообразное |
|
|
|
|
Инструктивная карточка для группы №3
-
Выполните лабораторную работу «Определение размеров малых тел» согласно инструкции.
-
Наблюдения и выводы запишите в тетрадь для лабораторной работы.
-
Прочитайте текст стр.75 – 79 и рассмотрите рисунки 76, 80в.
-
Какие вещества могут находиться в газообразном состоянии?
-
Какое строение имеют газообразные тела?
-
Что происходит с объёмом и формой газообразных тел в обычных условиях?
-
Какое свойство присуще только газообразным телам?
-
Составьте рассказ по изученному материалу. Подготовьте выступление.
-
Перечертите таблицу в рабочую тетрадь. Заполните соответствующую графу в таблице. Перенесите информацию в таблицу на компьютере.
Примеры | Строение | Физические свойства | Итоги (основные положения МКТ) | |
Твёрдое |
|
|
|
|
Жидкое |
|
|
|
|
Газообразное |
|
|
|
|
Презентация результатов работы групп: регистратор впечатывает выводы группы в таблицу на компьютере (через мультимедийный проектор выведено на экран), докладчик выступает у доски.
Учитель обобщает детские выступления, обращается к поставленным задачам – выполнены или нет.
Подтверждена или опровергнута гипотеза?
Фокус-вопрос: Вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях…
Рефлексивно-оценочный блок.
Оценка работы обучающихся. Выступление экспертов.
Критерии оценивания:
Количество баллов | |
Правильно заполненная графа в таблице | 2 балла |
Умение сделать вывод | 2 балла |
Публичное выступление | 2 балла |
Логичность | 1 балл |
Грамотная речь | 1 балл |
Соблюдение временных рамок | 1 балл |
Перевод баллов в отметку:
-
7 баллов
Отметка «5»
5-6 баллов
Отметка «4»
3-4 балла
Отметка «3»
Подведение итогов урока учителем. Домашнее задание. §30,31