Автор: Стариков Андрей Владимирович

Место работы: МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа», Пермский край

Должность: учитель физики и информатики

Отчет учителя физики МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа» о ходе и результатах проведенного урока с анализом эффективности применения компьютерных технологий обучения

Сценарий урока

Урок физики в 7 классе

Тема: «Инерция»

Цель урока – раскрыть сущность физического явления инерция.

Урок проводится по технологии проблемного диалога.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы учениками

На доске два утверждения.

1 слайд

Одно Аристотеля: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»

2 слайд

Второе Г. Галилея: «Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно»

— Сравните эти два утверждения.

3 слайд

— Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

Вопросы записывает на доске.

— Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

— Формулируют различные вопросы

Выделяют главный вопрос

  1. Выдвижение версий решения проблемы

— Какие у вас есть версии решения проблемы?

— Предлагают различные версии (принимаются все)

  1. Актуализация имеющихся знаний

— Что мы уже знаем по этой проблеме?

Просмотр видео демонстрации физика 7-9 2.6.3 (01:18 минут)

Работа в программе «Интерактивная физика» 10-11 3.4.11 (модель капельницы с грузом) (демонстрация на доске и работа в парах)

— Что необходимо сделать, чтобы покоящееся тело (тележка) начало двигаться?

— Как будет двигаться тело после прекращения воздействия?

— Что необходимо сделать, чтобы остановить движущееся тело?

— Как будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?

— Вспоминают ранее изученный материал (равномерное и неравномерное движение, скорость)

— Действие другого тела.

-Прямолинейно с постоянной скоростью.

— Действие другого тела.

— Будет покоится или двигаться прямолинейно и равномерно.

  1. Поиск решения проблемы – открытие нового знания

— Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

— Какой вывод можно сделать?

— Получили закон, который в физике носит название закон инерции.

Слайд 4

Демонстрация опытов и их объяснение.

— Скорость тела меняется в результате действия на него другого тела.

— Тело покоится или прямолинейно и равномерно движется, если на него не действуют другие тела.

  1. Применение нового знания

Задание 1:

Работа с программой «Интерактивная физика»: Репетиторы 3.4.8, 3.4.9, 3.4.10 (работа в парах)

Далее работа в группах

Задание 2:

Раздать карточки с заданием

На карточке записаны разные ситуации (пассажиры в тормозящем автобусе, тело летит вниз и т.п.). Выбрать те, где не проявляется явление инерции(вычеркнуть).

Задание 3:

Добавить свои примеры явления инерции.

— Всегда ли инерция приносит пользу?

Задание 4:

Примеры инерции на своих карточках разделить на полезную и вредную инерцию (добавить свои примеры)

Работают с программой «Интерактивная физика»

Выходят к доске, выполняют задания

— Не всегда

  1. Домашнее задание

1)Демонстрация опыта грузик на нитке

Объяснить, используя закон инерции

2)Провести свой опыт (описать, объяснить)

Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

урок

Я на уроке

итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Приложение к сценарию урока

Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Карточка с заданием

Ссылка на видео

На уроке были использованы следующие ВУО: 7-9 класс 2.6.3 (видео демонстрация, время просмотра 01:16 минут) — просмотр на доске 10-11 класс 3.4.11 (модель капельницы с грузом) – предполагалось, что попробуют поработать с моделью все учащиеся. В системе мониторинга видно, что не все учащиеся поработали с этой моделью. Также демонстрация модели была на доске. Репетиторы 3.4.8, 3.4.9, 3.4.10 – в работе с этими ВУО приняли участие все учащиеся, правда на одном ноутбуке программа Интерактивная физика постоянно вылетала при переходе от одного ВУО к другому. Чтобы показать, что происходит с телом, когда на него не действуют тела и когда действуют, пришлось покопаться среди ВУО. Нашел видео демонстрацию 7-9 класс 2.6.3, где это как раз объясняется. Затем нужно было провести эксперимент с тележкой. Это можно было сделать, например, с моделью 10-11 класс 3.4.11. Здесь хорошо то, что подставка для гири опускается и поднимается (можно менять время действия одного тела на другое). Кода сам работал с репетиторами 3.4.10 обнаружил, что при явлении инерции действие тел может компенсироваться. В учебнике в определении инерции про это ничего не сказано. Пришлось на уроке в определении закона инерции это добавить. По данной теме (инерция) очень мало ВУО. Хотелось бы не только модель с тележкой, а ещё какие-нибудь модели (из жизни): насаживание лопаты (молотка) на черенок, поведение пассажиров в салоне автобуса. Хорошо было бы если была модель, где объясняется что действие одного тела может компенсироваться другим (причем так, чтобы понял ученик 7 класса). Могу также предложить задание на сортировку ситуаций, связанных с явлением инерции. Это на уроке у меня было в качестве задания после работы с репетиторами. Дается набор ситуаций (я использовал из ваших репетиторов), связанных с инерцией. Необходимо распределить на полезную и вредную инерцию. Это задание может вызвать спор среди учащихся, т.к. для каждого восприятие того, что вредно или полезно своё. А в споре как известно рождается истина. Полезная инерция Вредная инерция

Хотелось бы также отметить, что нет контрольных тестов по данной теме. А ещё тренажер не помешал бы. Например такой: спортсмен разбегается и прыгает в длину (или это ещё одна модель?). Программа Интерактивная физика очень хороший продукт. Но есть некоторые моменты, когда программу использовать не совсем удобно. Во-первых, не получиться установить программу на все компьютеры, т.к. есть ограничение по количеству кодов активации (да и другие учителя тоже хотят эту программу на свои компьютеры). Это приводит к тому, что нет индивидуальной работы учащегося (на уроке), следовательно, система мониторинга здесь не сработает. Во-вторых, при такой ситуации демонстрация отдельных ВУО на доске тоже не даст нужного результата (репетиторы, тренажёры и др.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here