Автор: Стариков Андрей Владимирович
Место работы: МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа», Пермский край
Должность: учитель физики и информатики
Отчет учителя физики МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа» о ходе и результатах проведенного урока с анализом эффективности применения компьютерных технологий обучения
Сценарий урока
Урок физики в 7 классе
Тема: «Инерция»
Цель урока – раскрыть сущность физического явления инерция.
Урок проводится по технологии проблемного диалога.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
| На доске два утверждения. 1 слайд Одно Аристотеля: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения» 2 слайд Второе Г. Галилея: «Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно» — Сравните эти два утверждения. 3 слайд — Какой у вас возникает вопрос (проблема)? Вопросы записывает на доске. |
— Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. — Формулируют различные вопросы Выделяют главный вопрос | |||||||||||||||||||
| — Какие у вас есть версии решения проблемы? | — Предлагают различные версии (принимаются все) | |||||||||||||||||||
| — Что мы уже знаем по этой проблеме? Просмотр видео демонстрации физика 7-9 2.6.3 (01:18 минут) Работа в программе «Интерактивная физика» 10-11 3.4.11 (модель капельницы с грузом) (демонстрация на доске и работа в парах) — Что необходимо сделать, чтобы покоящееся тело (тележка) начало двигаться? — Как будет двигаться тело после прекращения воздействия? — Что необходимо сделать, чтобы остановить движущееся тело? — Как будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?
| — Вспоминают ранее изученный материал (равномерное и неравномерное движение, скорость)
— Действие другого тела.
-Прямолинейно с постоянной скоростью.
— Действие другого тела.
— Будет покоится или двигаться прямолинейно и равномерно. | |||||||||||||||||||
| — Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? — Какой вывод можно сделать?
— Получили закон, который в физике носит название закон инерции. Слайд 4 Демонстрация опытов и их объяснение. |
— Скорость тела меняется в результате действия на него другого тела. — Тело покоится или прямолинейно и равномерно движется, если на него не действуют другие тела.
| |||||||||||||||||||
| Задание 1: Работа с программой «Интерактивная физика»: Репетиторы 3.4.8, 3.4.9, 3.4.10 (работа в парах) Далее работа в группах Задание 2: Раздать карточки с заданием На карточке записаны разные ситуации (пассажиры в тормозящем автобусе, тело летит вниз и т.п.). Выбрать те, где не проявляется явление инерции(вычеркнуть). Задание 3: Добавить свои примеры явления инерции. — Всегда ли инерция приносит пользу? Задание 4: Примеры инерции на своих карточках разделить на полезную и вредную инерцию (добавить свои примеры)
| Работают с программой «Интерактивная физика»
Выходят к доске, выполняют задания
— Не всегда | |||||||||||||||||||
| 1)Демонстрация опыта грузик на нитке Объяснить, используя закон инерции 2)Провести свой опыт (описать, объяснить) | Записывают домашнее задание | |||||||||||||||||||
| Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
|
Приложение к сценарию урока
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Карточка с заданием
Ссылка на видео
На уроке были использованы следующие ВУО: 7-9 класс 2.6.3 (видео демонстрация, время просмотра 01:16 минут) — просмотр на доске 10-11 класс 3.4.11 (модель капельницы с грузом) – предполагалось, что попробуют поработать с моделью все учащиеся. В системе мониторинга видно, что не все учащиеся поработали с этой моделью. Также демонстрация модели была на доске. Репетиторы 3.4.8, 3.4.9, 3.4.10 – в работе с этими ВУО приняли участие все учащиеся, правда на одном ноутбуке программа Интерактивная физика постоянно вылетала при переходе от одного ВУО к другому. Чтобы показать, что происходит с телом, когда на него не действуют тела и когда действуют, пришлось покопаться среди ВУО. Нашел видео демонстрацию 7-9 класс 2.6.3, где это как раз объясняется. Затем нужно было провести эксперимент с тележкой. Это можно было сделать, например, с моделью 10-11 класс 3.4.11. Здесь хорошо то, что подставка для гири опускается и поднимается (можно менять время действия одного тела на другое). Кода сам работал с репетиторами 3.4.10 обнаружил, что при явлении инерции действие тел может компенсироваться. В учебнике в определении инерции про это ничего не сказано. Пришлось на уроке в определении закона инерции это добавить. По данной теме (инерция) очень мало ВУО. Хотелось бы не только модель с тележкой, а ещё какие-нибудь модели (из жизни): насаживание лопаты (молотка) на черенок, поведение пассажиров в салоне автобуса. Хорошо было бы если была модель, где объясняется что действие одного тела может компенсироваться другим (причем так, чтобы понял ученик 7 класса). Могу также предложить задание на сортировку ситуаций, связанных с явлением инерции. Это на уроке у меня было в качестве задания после работы с репетиторами. Дается набор ситуаций (я использовал из ваших репетиторов), связанных с инерцией. Необходимо распределить на полезную и вредную инерцию. Это задание может вызвать спор среди учащихся, т.к. для каждого восприятие того, что вредно или полезно своё. А в споре как известно рождается истина. Полезная инерция Вредная инерция
Хотелось бы также отметить, что нет контрольных тестов по данной теме. А ещё тренажер не помешал бы. Например такой: спортсмен разбегается и прыгает в длину (или это ещё одна модель?). Программа Интерактивная физика очень хороший продукт. Но есть некоторые моменты, когда программу использовать не совсем удобно. Во-первых, не получиться установить программу на все компьютеры, т.к. есть ограничение по количеству кодов активации (да и другие учителя тоже хотят эту программу на свои компьютеры). Это приводит к тому, что нет индивидуальной работы учащегося (на уроке), следовательно, система мониторинга здесь не сработает. Во-вторых, при такой ситуации демонстрация отдельных ВУО на доске тоже не даст нужного результата (репетиторы, тренажёры и др.)