Технологическая карта урока
Предмет: физика
Класс: 9
Тема: Последовательное соединение проводников
Учитель: Жаткина Татьяна Михайловна
Образовательное учреждение: МКОУ СОШ , д.Вандышевка, Уйский район, Челябинская область.
Дидактическая цель урока:
Создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
Образовательная:
Ввести понятие «последовательное соединение проводников», познакомить с его особенностями, законами последовательного соединения; способствовать формированию умений рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление в цепи с последовательным соединением аналитически и практически, применять знания в жизни.
Развивающая:
Продолжить формирование умений структурировать и анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы.
Воспитательная:
Способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Методы обучения:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, наблюдение, решение задач.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: сборник «Проверка знаний учащихся по физике» А.В.Постникова (каждому), источник тока, две электрических лампочки на подставке, ключ, соединительные провода (на каждую парту), тетради для лабораторных работ, эл. звонок, ключ.
Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Универсальные учебные действия | ||||
1.Организацион- ный момент. | Настроить учащихся на работу и создать благоприятный психологический климат. | Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем одноклассниками | |||
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий.
| Из чего состоит электрическая цепь?
Заслушать варианты ответов.
Электрические цепь содержат несколько потребителей электроэнергии (лампы, телевизор, плита, компьютер и т.д.). Одинаково ли соединяют эти приборы на практике? Заслушать варианты ответов.
На практике используют несколько способов соединения элементов в электрические цепи: последовательное, параллельное и смешанное.
| Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт.
Возможный ответ: Источник тока, потребители, замыкающее устройство, соединённые проводниками, образуют электрическую цепь.
Ответ: По-разному.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем одноклассниками. Познавательные: логический анализ ситуации с целью объяснения. | |||
3.Целеполагание и мотивация. | Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование цели урока. | Важно ли знать способ соединения проводников в цепи?
Заслушать варианты ответов.
Правильное определение способа соединения проводников, позволяет правильно рассчитать электрические цепи, т. е. определить силу тока, напряжение и сопротивление в цепи и определить какие приборы и сколько можно включить, чтобы они работали на полную мощность и, их работа была для нас удобной. Мы познакомимся с последовательным соединением проводников. Для удобства, новый материал отразим в таблице. Зачертите таблицу в тетрадь.
Законы соединения
| Слушают проблемную ситуацию. Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт.
Чертят таблицу.
| Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование ответов. Познавательные: формулирование познавательной цели. | |||
4.Усвоение новых знаний и способов усвоения.
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: ввести понятие «параллельное соединение проводников». Показать особенности и применение этого вида соединения. Выяснить законы последовательного соединения проводников.
| Задание 1. Какое соединение проводников можно назвать последовательным?
Заслушать варианты ответов. Ответ корректируется учителем. Последовательное соединение – это такое соединение проводников, при котором они следуют друг за другом.
Задание 2. .Изобразить электрическую цепь, состоящую из последовательно соединённых гальванического элемента, ключа, двух лампочек.
Задание 3. Найдите в учебнике на страницах 28-45 номера рисунков, где изображены схемы с последовательным соединением проводников. .
Заслушать варианты ответов.
Спорные ответы обсудить.
Задание 4. Собрать электрическую цепь по схеме, соблюдая технику безопасности.
Учитель наблюдает за работой.
Задание 5. Разомкните ключ, выверните (не полностью) одну из лампочек и снова замкните ключ.
Что наблюдали?
Почему?
Какова особенность цепи с последовательным соединением?
Заслушать варианты ответов. Ответ корректируется учителем. При выходе из строя одного из элементов последовательной цепи, ток прекращается сразу во всей цепи.
Задание 6. Какие физические величины характеризуют любую электрическую цепь?
Что же можно сказать об этих величинах для цепи с последовательным соединением проводников.
а) Как рассчитать силу тока и что она показывает?
Заслушать варианты ответов.
Что является носителем этого заряда в металлах?
Значит, сила тока прямо пропорциональна количеству электронов, прошедших через поперечное сечение проводника за единицу времени.
Что можно сказать о I, I1, I2.(дополнить схему). Почему?
Заслушать варианты ответов.
Сформулируйте правило о силе тока на всех участках цепи с последовательным соединением.
Заслушать варианты ответов.
Это только гипотеза. Как это можно доказать?
Заслушать варианты ответов.
Дорисовать на схеме места включения амперметра.
Производили ли вы такие измерения? Когда?
Откройте тетради для лабораторных работ, найдите лабораторную работу№1 и зачитайте вывод.
Что запишите в последнюю колонку таблицы?
б) Как рассчитать напряжение и что оно показывает?
Заслушать варианты ответов.
Что можно сказать о U, U1, U2.(дополнить схему). Почему?
Заслушать варианты ответов.
Это ваша гипотеза. Как это можно проверить?
Заслушать варианты ответов
Дорисовать на схеме места включения вольтметра.
Производили ли вы такие измерения? Когда?
Откройте тетради для лабораторных работ, найдите лабораторную работу№2 и зачитайте вывод.
Что запишите в последнюю колонку таблицы?
в) Каждый проводник обладает сопротивлением. Дополнить схему R, R1, R2.
Что характеризует сопротивление?
Заслушать варианты ответов.
Как рассчитать общее или эквивалентное сопротивление цепи с последовательным соединением? За основу воспользуемся формулой U= U1+ U2. Как рассчитать U,используя закон Ома?
I R= I1 R1+ I2 R2, так как I= I1= I2 , то R= R1+ R2
Как можно доказать справедливость этой формулы, опираясь на формулу сопротивления?
Что запишите в последнюю колонку таблицы?
Что больше R или R1? Это ещё одна особенность цепи с последовательным соединением проводников.
Если соединены n элементов с одинаковым сопротивлением R1, то чему будет равно общее или эквивалентное сопротивление цепи.
При этом общее напряжение делится на n равных частей, так что каждый элемент цепи оказывается под U1 в n раз меньше общего напряжения U.
Физкультминутка Упражнения для глаз. Презентация. 2минуты
|
Формулируют определение.
Учащиеся записывают определение в первую колонку таблицы.
Учащиеся составляют схему во второй колонке таблицы.
Один учащийся изображает схему на доске.
Учащиеся находят в учебнике рисунки, где изображены схемы с последовательным соединением проводников.
Возможный ответ: Рис.№ 26а 38 29 41 32 42 33
. Работа в парах.
Работа в парах.
Возможный ответ: В цепи нет тока.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания.
Возможный ответ: Выкрученная лампочка аналогична разомкнутому ключу.
Формулируют ответ.
Учащиеся записывают вывод в таблицу в третью колонку.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания.
Возможный ответ: Сила тока, напряжение и сопротивление.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания. Возможный ответ:
I= q: t Сила тока — это физическая величина, показывающая какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания.
Возможный ответ: Электроны.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания.
Возможный ответ: I= I1= I2, так как через любое поперечное сечение этой электрической цепи за одну секунду проходит одинаковое количество электронов.
Формулируют ответ.
Возможный ответ: Сила тока при последовательном соединении проводников везде одинаковая.
Формулируют ответ.
Возможный ответ: Необходимо измерить силу тока при помощи амперметра на лампах и до ламп. Дорисовывают на схеме места включения амперметра. Один учащийся дорисовывает на доске.
Ответ: При выполнении лабораторной работы№1 «Измерение силы тока на различных участках цепи»
Возможный ответ: Сила тока при последовательном соединении проводников везде одинаковая.
Возможный ответ: I= I1= I2,
Учащиеся записывают формулу в четвёртую колонку таблицы.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания.
Возможный ответ:
U= A: q Напряжение — это физическая величина, показывающая какую работу совершает электрическое поле по перемещению единичного заряда на данном участке цепи.
Формулируют ответ.
Возможный ответ: U= U1+ U2, так как работа на всём участке равна сумме работ поля на отдельных участках.
Формулируют ответ.
Возможный ответ: Необходимо измерить напряжение при помощи вольтметра на каждой лампе и на двух лампах вместе. Рассчитать U1+ U2 и сравнить с U .
Дорисовывают на схеме места включения вольтметра. Один учащийся дорисовывает на доске.
Ответ: При выполнении лабораторной работы №2 «Измерение напряжения на различных участках цепи».
Возможный ответ: Напряжение в цепи с последовательным соединением проводников равно сумме напряжений на отдельных участках.
Возможный ответ: U= U1+ U2, Учащиеся записывают формулу в четвёртую колонку таблицы.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания. Возможный ответ: Сопротивление — это физическая величина, характеризующая противодействие электрическому току.
Учащиеся слушают объяснение учителя.
Возможный ответ: U= I* R
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания.
Возможный ответ: R= рl:s, то есть чем больше длина проводника, тем больше сопротивление.
Возможный ответ: R= R1+ R2 Учащиеся записывают формулу в четвёртую колонку таблицы.
Возможный ответ: R>R1,общее сопротивление проводников превышает сопротивление каждого из них. Учащиеся записывают формулу в третью колонку таблицы.
Возможный ответ: R= R1+ R1= R1 n, то есть R = R1 n. Учащиеся записывают формулу в четвёртую колонку таблицы.
Выполняют упражнения. | Коммуникативные: формулирование ответов, инициативное сотрудничество. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
| |||
5. Осознание и осмысление. Первичное закрепление. | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. | Задание 7. Удобно ли для использования на практике последовательное соединение?
Заслушать варианты ответов.
Где это можно наблюдать?
Но указанный недостаток может обернуться достоинством. Можете вы привести примеры? 1.Если цепь надо защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это можно сделать? Последовательно с цепью включить плавкий предохранитель, который, перегорая, автоматически отключает электрическую цепь, когда в ней начинает идти ток больше допустимого. 2.В технике замыкающее устройство (ключ, рубильник, выключатель и т.д.) включаются последовательно с потребителем электрической энергии. Например, выключатель света (продемонстрировать отключение света). Электрический звонок звенит только тогда, когда кнопка нажата, т.е. цепь замкнута (продемонстрировать). 3.Соединяя последовательно проводники, рассчитанные на небольшое напряжение, можно включить в сеть с большим напряжением. Например, ёлочную гирлянду. Но надо рассчитать число лампочек. Подбирая лампочки с разными сопротивлениями, можно создать различную освещённость.
Задание 8. Изученный материал помогает решать практические проблемы. Предлагаю вам решить несколько задач (устно, с применением калькулятора):
1.«Поурочные разработки. Физика.8класс», Волков В.А., страница 134, №1; 2.«Рабочая тетрадь по физике»,Касьянов В.А., страница 101, тест№1; 3. .«Рабочая тетрадь по физике»,Касьянов В.А., страница 102, тест№2.
Заслушать варианты ответов. Учитель исполняет роль консультанта и оценивает ответ каждого отвечающего
|
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт.
Возможный ответ: Нет, так как при выходе из строя одного из элементов последовательной цепи, ток прекращается сразу во всей цепи.
Возможный ответ: Если в ёлочной гирлянде перегорит одна лампа, то погаснут все остальные (как в нашем опыте). Чтобы определить, какая из них перегорела, придётся проверить всю гирлянду. Это не удобно.
Формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт.
Выполняют устно задания, формулируют ответ, опираясь на имеющиеся знания, и кратко отвечают.
.
Слушают, исправляют и дополняют ответы. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: формулирование ответов, инициативное сотрудничество, управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, структуризирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
| |||
6. Организация первичного контроля. | Проверить усвоение материала, Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Предлагаю вам выполнить тест и оценить эффективность проведённого времени на уроке. Подпишите листочки. Откройте книгу «Проверка знаний учащихся по физике» А.В.Постникова на странице46-48. Найдите задание: IВ – стр.177, ВI. Прочитайте. Выполните. На выполнение теста вам дается 7 минут.
Взаимопроверка. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы (учитель диктует правильные ответы). Поставьте оценки. Критерии оценивания на доске: 5б – «5» 4б – «4» 3б – «3» Выставление оценок в журнал и дневники. |
Подписывают листочки.
Находят, читают и выполняют задания.
Ответы: IВ I 4 II 5 III 3 IV 2 V 1 Меняются листочками и проверяют. Ставят оценки. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: Самоопределение. | |||
7.Домашнее задание. | Объявить домашнее задание. | Домашнее задание: прочитать §16, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи №62, №64(п). . Открыть домашнее задание и просмотреть его. Вопросы? | Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с ним. |
| |||
8. Рефлексия. | Подвести итоги урока. | Учитель раздает карточки для заполнения (плюсы, минусы). Вопросы: Узнал новое Понял всё Запомнил новое Научился применять новое Получилось Самооценка Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод о достижении цели урока всем классом. | Обучающиеся дают оценку и анализируют деятельность на уроке. |
|