Урок физики в 10 классе.

Тема: Деформация. Виды деформации.
Цель:
— продолжить формирование понятия деформации, познакомиться с видами и особенностями деформации, встречающимися в природе, технике и в быту
— развивать познавательный интерес, умение делать выводы, выделять главное из всей информации.
показать связь природы и духовного мира человека, учить понимав прекрасное в природе ,труде, воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство казахстанского патриотизма.
Оборудование:
губка, пластилин, прибор для демонстрации деформации, эл.лампочка, баранья кость, стебель пшеницы, модель дутавра, швеллера, рельса, плакат «Мавзолей Мухамеда Яссауи» и др.

Ход урока: Оргмомент

Проверка Д/3
«Мозговой штурм»

1. Критсалические тела -это…

2. Монокристалл — это…

З. Каким св-м он обладает?

4. Анизотропия — это…

5. Поликристалл — это…

6. Изотропия — это…

7. Главные св-ва кристал-х тел…

8. Аморфные тела -это…

9. Свойства аморфных тел ….

Тесты «Проверь соседа».

(тематические тесты состоящие из5-6 вопросов. Уч-ся ответившие свои тесты, обмениваются с соседом по парте).

Новая тема.

Ребята, давайте немного помечтаем представьте себе, что мы на берегу теплого моря и идем по мелкому песочку… .Что остается на песке ?

-След!

  • Правильно. А чем с точки зрения физики является след?

  • Деформацией.

  • Молодцы! Поэтому сегодня мы поговорим о деформации, а урок назовем «След на Земле».
    Сегодня на уроке мы:
    А) вспомним, что такое деформация
    Б) исследуем виды деформации
    В) побываем в творческой лаборатории.
    Г) и узнаем, почему трудно раздавить лампочку.
    Кстати почему лампочки хранятся в гофрированных коробках ?
    Показ лампочки. Давайте немного похулиганим — встанем на лампочку. 1 Почему она осталась целой — мы ответим чуть позже. А сейчас начнем с1 пункта нашего урока- вспомним, что такое деформация Возьмите пластилиновый шарик и надавите на него. Теперь возьмите губку в руку и сожмите. Какие выводы можно сделать?

Каждый человек оставляет на Земле следы своих рук. Своих творений. Недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен:
-посадить.. .(дерево)
-вырастить…(сына)
и построить…(дом).

А настоящая женщина поможет ему в этом.
Давайте и мы с вами сейчас займемся строительством дома. Чтобы дом получился прочным и надежным, мы должны знать какие деформации он испытывает, т.е. мы переходим ко 2 пункту нашего урока — исследование деформации.
С чего начинается строительство дома ?
— С фундамента, а затем возводятся стены. Какой деформации подвергается фундамент?
— Сжатие.
А какой деформации подвергаются тросы подъемных кранов?
— Растяжение.
Как изменяется расстояние между частицами вещее при этих деформациях?
Показ на модели.
Строим дом дальше — делаем потолок, пол.
Какую деформацию испытывают они?
Чтобы ответить па этот вопрос, возьмите свою ладонь и выгните пальцы.
Какую деформацию испытывает кожа сверху и снизу?
— Растяжение и сжатие. Такой вид деформации называется изгибом. Показ на модели. Расстояния между частицами в верхнем слое увеличивается, в нижнем уменьшается, а в среднем слое не изменяется, т.е. он не деформирован, не нагружен, не работает. Значит можно этот слой «убрать».
Показ рисунков дутара, швеллера
В современной технике, в строительстве их применяют вместо сплошных брусьев, стержней — это экономия материала, это легкость конструкции. Ребята, пол и потолки испытывают еще одну деформацию: в местах, где по толок соприкасается со стеной, действует сила тяжести, направленная вверх и сила реакции опоры, направленная вверх — это деформация сдвига. ( Показ на модели.)
При больших углах сдвига может получиться срез. Что устанавливают в последнюю очередь?
— Двери, окна.
При их установке пользуются шурупами, где будет происходить деформация кручения. (Показ на модели.)
Где еще можно наблюдать эту деформацию?
Вот мы построили дом, исследовали все виды деформации.
Какие?
Давайте теперь обратимся к телу человека — это тоже «дом » для души.
Какие деформации испытывает тело человека?
Спина?
Шея?
Колени?
Локти. А сейчас скажите, какая самая красивая деформация на лице?
— Улыбка!
Молодцы! Видно, что вы готовы к творческой работе.
У вас на парте лист бумаги. Как увеличить его прочность?
(сложить в 2.4… раза, свернуть в трубку — демонстрация трубчатой кости, стебля пшеницы, фото «Байтерека» и др фото, сложить гармошкой — шифер, гофрированная тара, …).
Есть еще один способ
— посмотрите на яйцо, какая у него форма? Показ рисунка арки.
В чем прочность арки?
Нагрузка, которую испытывает один кирпич, передается всем кирпичам.(Показ рисунков метро, мостов, вокзала и аэропорта г.Астаны, мавзолея Яссауы. церкви , мечети).
Если у человека много друзей, то часть его трудностей …. продолжите мою мысль
— друзья возьмут на себя.
Не зря в песне поется «…возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке». А теперь вернемся к нашей лампочке!
В чем ее прочность?
В форме!
Вот и подошел к концу наш урок. И мне бы хотелось закончить его стихами:
А ты, входя в дома любые,
И в серые и в голубые
Прислушиваясь к звону клавиш
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет?
И посмотрели косо вслед?
Или другой незримый след
В чужой душе на много о лет
Какой же ты оставишь след?

Скоро и вам предстоит выбрать свой путь, свою профессию и кем бы вы не стали, пусть следы ваших творений, ваших рук принесут пользу людям, пользу нашей Родине — Казахстан!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here