МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по физике в 9 классе на тему
«Обобщение и систематизация знаний по теме
«Механические колебания и волны»

«Не будет преувеличением сказать, что среди процессов, как свободно протекающих в природе, так и используемых в технике, колебания, понимаемые в широком смысле этого слова, занимают во многих отношениях выдающееся и часто первенствующее место»

Академик Н.Д. Папалекси

Курский район 2013г

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по теме «Механические колебания волны»;

  • развивать умения обучающихся решать физические задачи, проводить эксперименты, владеть компьютерной техникой;

  • воспитывать добросовестное отношение к работе, чувство взаимопомощи, ответственности, умение ценить время.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы: обобщающая беседа, эксперимент, самостоятельная работа обучающихся под руководством учителя, индивидуальная, групповая и фронтальная работа, тестирование, компьютерное моделирование, анализ ситуации успеха.

Оборудование: Компьютеры, проектор с экраном, маятник на нити, штатив с муфтой, секундомер, раздаточный материал.

Хронокарта урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания (5 мин)

  3. Переход к обобщению и систематизации знаний обучающихся (2 мин)

  4. Обобщение и систематизация знаний (30 мин)

  5. Обобщающие выводы (3 мин)

  6. Подведение итогов (2 мин)

  7. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока и готовность обучающихся к уроку

Данный урок позволит привести в систему знания, умения и навыки, полученные обучающимися, выявить пробелы с целью их последующей ликвидации, сделать обобщающие выводы по данной теме.

  1. Проверка домашнего задания

Тестовая работа

1. Какие из перечисленных ниже волн являются продольными:

А. Волны на поверхности воды

Б. Звуковые волны в газах

В. Радиоволны

Г. Звуковые волны в космосе

Д. Среди ответов А — Г нет правильного.

2. На рисунке представлен профиль волны в определенный мо­мент времени. Чему равна длина волны?

A. 0,1м. Г. 4 м

Б. 0,2 м. Д. Среди ответов А — Г нет правильного.

B. 2 м.

3. На рисунке представлен профиль волны в определенный мо­мент времени. Чему равен период колебаний?

A.1 с Г. 4 с

Б. 2 с Д. Среди ответов А — Г нет правильного.

B.3 с

4. Чем определяется высота звука?

А.Частотой колебания. Г. Фазой колебаний.

Б. Длиной волны. Д. Среди ответов А — Г нет

В. Амплитудой колебаний. правильного.

5. Чем определяется громкость звука при неизменной частоте колебаний?

А.Амплитудой колебания. Г. Скоростью распространения
Б. Фазой колебаниязвуковой волны

В. Длиной волны.

Д. Среди ответов А — Г нетправильного.

2) Интерактивные сообщения обучающихся

Звуковые волны несут большую информацию о мире, они могут приносить пользу и вред. Давайте о последнем послушаем небольшие интерактивные сообщения обучающихся.

Резонирующее действие звука на стекло. Некоторые оперные певцы благодаря силе своего голоса и явлению резонанса могут поистине творить чудеса. Так, Карузо мог голосом разбивать стаканы, а когда пел Шаляпин, звенели хрустальные подвески на люстрах.

Физиологическое действие инфразвука. Органы человека, как и любое физическое тело, имеют собственную резонансную частоту. Под воздействием звука с этой частотой они могут испытывать внутреннее изменение структуры, вплоть до потери собственной работоспособности.

  1. Переход к обобщению и систематизации знаний обучающихся.

Сегодняшний урок мы посветим повторению практической части темы «Колебания и волны». Вам представляется хороший случай подготовиться к контрольной работе, принимая активное участие на уроке. Мы начнем с несложной задачи из ГИА 2013.

  1. Обобщение и систематизация знаний

1) Решение задач из демонстрационных вариантов ГИА и ЕГЭ по физике за 2013 год.

  1. ГИА А22

  1. ГИА А24

Решение данной задачи производиться тремя способами:

  • Экспериментальный – группа обучающихся из 1-2 человек производит непосредственный замер промежутка времени 30 колебаний нитяного маятника длиной 1 м и дальнейший расчёт периода и частоты по несложным формулам: , .

  • Теоретический – необходимо решить данную задачу у доски и на местах в тетрадях с использованием формулы для определения периода математического маятника по известной по условию длине и знанию ускорения свободного падения.

  • Итак, Компьютерное моделирование – пара обучающихся путём ввода величины длины маятника в специальное окно ПО «Открытая физика» может получить на экране компьютера сразу же график зависимости смещения от времени колебаний и соответственно определить необходимые параметры.

  1. ЕГЭ А6

2) Решение задач прикладного характера

  1. Наличие полостей в стальной детали можно обнаружить с помощью ультразвукового дефектоскопа. Первый звуковой сигнал был получен через 0,09 мс после посылки, а второй через 0,18 мс. На какой глубине таится дефект в детали? Какова высота детали? Скорость ультразвука в стали равна 5000м/с.

  1. Диапазон частот звуковых волн, воспринимаемых человеческим ухом, простирается от 20 Гц до 20 кГц. Найдите диапазон длин волн слышимых звуков, если скорость звука в воздухе составляет 330 м/с.


Обобщающие выводы

  1. Заполнение таблицы «Колебания и волны»

Подводя итоги урока, давайте охарактеризуем физические величины, используемые для описания колебательного движения, их физический смысл и единицы.

  1. Подведение итогов: Выставление отметок, характеристика работы класса

  2. Домашнее задание: Повторить параграфы 24-31

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here