Урок «Сила Архимеда»-7 класс.

Тип урока: комбинированный.

Цель: углубить знания по теме « закона Архимеда» используя лабораторное исследование; продолжить формирование навыка решения задач.

  • установить экспериментальным путем зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженного тела;

  • развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах;

  • совершенствовать навык работы с таблицами;

  • применять полученные знания в конкретных ситуациях при решении задач.

Материалы к уроку:

  • Учебник физики.

  • Портрет Архимеда.

  • Листы с заданиями для исследовательской работы.(приложение №2)

  • Тексты заданий в группах

  • Рабочие листы с таблицей.(приложение №1).

  • Диск «Виртуальные лабораторные работы 7-9кл.»

  • Презентация по теме «Выталкивающая сила».

Оборудование:

  • сосуды с простой водой;

  • динамометры;

  • набор тел разного объема;

  • набор тел одинакового объема, разной плотности.

ПЛАН УРОКА

1.Орг. момент.

2. Лабораторная работа.

3. Закрепление.

4.Домашняя работа.

5.Итоги урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Познавательная мотивация.

-Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам: «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам: « Радости!

Удач, успехов и везенья!»,

Чтоб пожелать всем в зале

Прекраснейшего настроения.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас второй урок по теме «Сила Архимеда или выталкивающая сила».(на доске записана тема урока) ,ученики записывают ее в тетрадь.

Фронтальный опрос.(3 человека к доске и дети задают вопросы по теме сила Архимеда и вес тела.)

-Что такое выталкивающая сила?

-Сформулируйте закон Архимеда.

-Назовите расчетную формулу для силы Архимеда, и через вес тела.

-Как направлена сила Архимеда? Вес тела?

-Как перевести из мл в м3 ? Как найти плотность?

Для того чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез, учитель предлагает провести исследование – экспериментальным путем подтвердить или опровергнуть предположения учащихся.

Выдвинуть гипотезы:1.Fаводы

На доске я 2. Fа зависит от плотности жидкости.

записываю 3. Fа зависит от плотности тела.

II. Лабораторная работа с использованием диска «Виртуальные лабораторные работы 7-9кл».

-На каждой парте лежит таблица, которую необходимо заполнить при выполнении виртуальной работы. Посмотрим на нее. Какие колонки здесь представлены?

-Правильно. Объем. Каким прибором его измеряют? (на доске записана формула веса воды).

Учащиеся обобщают полученные в ходе опытов результаты, формулируют вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема погруженного тела, фиксируют результаты работы в тетрадях.

Физическая зарядка.

-Ребята, давайте обратим внимание на вес жидкости и силу Архимеда.(показываю указкой на доске).

Вывод 1:Сила Архимеда (выталкивающая сила) равна весу жидкости вытесненной погруженным в эту жидкость телом.

-Обратите внимание на первую и вторую сточки. Посмотрим на колонки объема и Fа.

Вывод 2:Сила Архимеда зависит от объема. Чем больше объем, тем больше сила Архимеда.

Вывод 3:Сила Архимеда от плотности тел не зависит.

Вывод 4: От веса полностью погруженного в жидкость тела выталкивающая сила не зависит.

  1. Физическая зарядка(Левадный, Бессмертнов)

  2. Применение.

Работа в группах: обсудить задание, выбрать верный вариант решения, результат работы оформить в тетрадях и представить классу (

VI. Рефлексия. Учащиеся подводят итоги урока: практическая значимость занятия, приобретенные на уроке умения и навыки, самооценка деятельности учащихся. Можно предложить ответить на вопросы: — Что для вас на уроке было интересно? — А могли бы вы сами открыть этот закон? — Что полезное вы приобрели для себя на занятии? Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. VII. Домашнее задание творческого хаарктера. Налейте в банку пол литра воды и растворите 2 столовые ложки соли. Подождите немного, пока вода станет прозрачной. Затем опустите сырое яйцо в банку. Оно должно плавать у поверхности (см. рис. 1).  Во вторую банку налейте воды. Постепенно наливайте воду в банку с яйцом. Яйцо начнет погружаться и зависнет как подводная лодка  (рис. 2).Продолжайте подливать воду и Ваша подводная лодка ляжет на дно (рис. 3). Почему это происходит?

Приложение № 2. Задание группам : Задание 1-ому ряду(Э) Оборудование: два тела разного объема, сосуд с водой, динамометр. 1. Определить динамометром: а) вес тела № 1 в воздухе (Pвозд) и в жидкости (Pжидк); б) вес тела № 2 в воздухе (Pвозд) и в жидкости (Pжидк). Тело должно быть полностью погружено в воду. 2. Определить выталкивающую силу F, действующую на тело № 1 и выталкивающую силу Fвыт, действующую на тело № 2 по формуле: Fвыталкив = Pвоздух – Pжидкость 3. Сравнить эти силы. 4. Сравнить объемы тел. 5. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела. Задание 2-ому ряду(Э) Оборудование: два тела разной плотности, сосуд с водой, динамометр. 1. Определить динамометром: а) вес тела № 1 в воздухе (Pвозд) и в жидкости (Pжидк); б) вес тела № 2 в воздухе (Pвозд) и в жидкости (Pжидк). Тело должно быть полностью погружено в воду. 2. Определить выталкивающую силу Fвыт , действующую на тело № 1 и выталкивающую силу Fвыт , действующую на тело № 2 по формуле: Fвыталкив = Pвоздух – Pжидкость 3. Сравнить эти силы. 4. Сравнить плотности тел. 5. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности погруженного в жидкость тела.

Приложение №1.

Фамилия Имя ______________________________________________________________ Класс _______________

Лабораторная работа « Измерение выталкивающей силы»

Тело № V , мл P 0 , H P 1 , H F а, H P воды ,H 1

2

3

Вычисления:

Задачи 1 группе.(средний уровень) -Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Утонет ли это тело в керосине?

Задачи 2 группе.(повышенный уровень, творческого характера) -Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Задайте сами массу зайца.

Задачи 1 группе.(средний уровень) -Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Утонет ли это тело в керосине?

Задачи 2 группе.(повышенный уровень, творческого характера) -Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Задайте сами массу зайца.

Задачи 1 группе.(средний уровень) -Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Утонет ли это тело в керосине?

Задачи 2 группе.(повышенный уровень, творческого характера) -Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Задайте сами массу зайца.

Задачи 1 группе.(средний уровень) -Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Утонет ли это тело в керосине?

Задачи 2 группе.(повышенный уровень, творческого характера) -Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Задайте сами массу зайца.

Задачи 1 группе.(средний уровень) -Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Утонет ли это тело в керосине?

Задачи 2 группе.(повышенный уровень, творческого характера) -Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Задайте сами массу зайца.

Задачи 1 группе.(средний уровень) -Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Утонет ли это тело в керосине?

Задачи 2 группе.(повышенный уровень, творческого характера) -Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Задайте сами массу зайца. Приложение №3.

Фамилия Имя_____________________________________________________________ Класс ______________

Тест на тему «Сила Архимеда». 1 вариант. .Действие силы Архимеда приводит к изменению веса тела. .Сила Архимеда зависит от объема жидкости, вытесненной телом. Сила Архимеда не возникает в газах. Действие силы Архимеда приводит к изменению массы тела. Сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость. Сила Архимеда всегда меньше силы тяжести. Сила Архимеда зависит от плотности окружающей жидкости. Если тело на динамометре опустить в жидкость, он покажет силу Архимеда.

Ответы: Если вы согласны с утверждением , то ставим «+» , если не согласны «-» .

1 2 3 4 5 6 7 8

Фамилия Имя___________________________________________________________ Класс ________________________

Тест на тему «Сила Архимеда». 2 вариант. Сила Архимеда действует только на целиком погруженные тела. Сила Архимеда зависит от глубины погружения тела внутри жидкости. Сила Архимеда по-другому называется выталкивающей силой. Сила Архимеда измеряется в ньютонах. Сила Архимеда зависит от формы тела. Сила Архимеда зависит от плотности тела. Действие силы Архимеда приводит к изменению силы тяжести тела. Сила Архимеда не действует на тяжелые тела.

Ответы: Если вы согласны с утверждением , то ставим «+» , если не согласны «-» .

1 2 3 4 5 6 7 8

Таблица.

Лабораторная работа « Измерение выталкивающей силы»

Тело № V , мл P 0 , H P 1 , H F а, H P воды ,H 1 13 0,35 0,22 0,13 0,13 2 37 1 0,63 0,37 0,37 3 13 1 0,87 0,13 0,13

Вычисления: V=V 2 -V 1 ; F а=P 0 -P 1 .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here