Занятие кружка «Занимательная физика» для учащихся 7 класса. Все познается в сравнении! Ямаева Ольга Эльфатовна, учитель физики МБОУ «Средняя школа №9» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Цель: развитие исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе работы над проектом по нестандартным способам измерения физических величин. Задачи: Обучающая: Научить мыслить нестандартно путем решения эвристических задач, направленных на углубление учебных тем «Масса, плотность, расстояние и их измерение». Развивающая: Развитие исследовательских навыков по предмету, развитие УУД (коммуникативных, личностных, метапредметных). Воспитывающая.: Выработать стремление к самостоятельности, целеустремленность и ответственность перед коллективом, воспитать любознательность. Оборудование: 1.Нетбуки, ноутбуки или планшеты с выходом в интернет. 2. Для измерений массы- тележка и гири, для плотности- поплавок, для расстояний- монетка, мое фото высотой 10 см. -
3. Сайты для совместной работы: О чем это видео? Шимпанзе знает физику? Универсальный эталон. Длины Массы Времени Плотности А может еще чего-то? , |
Часть 2.Постановка проблемы. Как измерить расстояние, массу, плотность и время без эталонов? Можно ли использовать в качестве эталона человека? Часть 3. Исследование проблемы, эксперименты, поиски решений. Что измеряли? Какие явления и закономерности использовали? (метод измерения) Насколько успешно измерили? Что узнали?
Расстояние- протяженность объектов в пространстве.
Прямолинейность распространения света. Математика- подобные треугольники
Луна затмевает солнце, так как… Расстояние до «эталона»…. Масса- мера способности сохранять скорость.
Взаимодействие тел.
При взаимодействии большее тело изменяет скорость……. и проходит ……..расстояние. Ваша масса в «эталонах»……. Плотность- масса единицы объема. Условия плавания тел. Как я плаваю в реке и море Плавают тела, имеющие плотность меньше, чем плотность жидкости, при этом объем погруженной части составляет …. Погрузите поплавок от удочки в различные жидкости, сделайте отметки для известных значений плотности. Плотность «эталона» (воды,масла) ….. Плотность одеколона….. Время- длительность событий.
Норма пульса у разных людей. Частота сердечных сокращений увеличивается при сильных эмоциональных переживаниях и после приема пищи. Вот примерные нормы для разных возрастов: После рождения — 140 уд./мин. До 1 года — 130 уд./мин. От 1 года до 2 лет — 100 уд./мин. От 3 лет до 7 — 95 уд./мин. От 8 до 14 лет — 80 уд./мин. Взрослые — 72 уд./ мин. У женщин — 70-80 уд./мин., у мужчин — 60-70 уд./мин.
Посчитайте число ударов за 10 секунд. Ваш возраст………. Часть 4. Отчеты лабораторий по созданию прибора и выполнению измерений. Часть 5. Рефлексия.
Использованные педагогические технологии.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Технология модерации. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е — 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов — «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub). С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, содержания, приемов и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Метод проектов. Элементы проектирования заключаются в групповой самостоятельной работе, включающей формулировку, исследование проблемы, поиски решения и оформление «продукта деятельности» с последующей защитой. Для работы применяются сайты и сервисы, дающие возможность совместного доступа к документам (например, Google ). Продукт- презентация или другой документ, таблица, в которой представлены результаты деятельности.