Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе (введение и реализация ФГОС ООО)

Раздел программы: лёгкая атлетика.

Тема: совершенствование техники метания теннисного мяча с места по горизонтальной и вертикальной мишени с расстояния 4-8 метров.

Вид урока по деятельностной направленности и целеполаганию: уроки «открытия» нового знания

с образовательно-обучающей направленностью.

Цели урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

— организовать деятельность учащихся по изучению и совершенствованию двигательных действий (совершенствование техники метания различными способами);

— обеспечить закрепление основных предметных понятий (виды, способы и техника метания);

— обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях (игровые моменты, применение метания в жизненных ситуациях);

— организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

— организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ:

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

Актуализировать личностный смысл, помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.

Цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной

Обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Материально- техническое оснащение: теннисные мячи 10 штук, обручи 5 штук (для горизонтальных мишеней), вертикальные мишени (нарисованы на стене зала), волейбольный мяч, свисток, музыкальный центр, аудио записи мелодий детских песен.

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

общие методические указания

1.Организационный момент

(3-4

минуты)

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Команды на построение и расчёт по порядку. Приветствие.

Построение в шеренгу, расчёт, приветствие.

Команды: «Становись!», «Равняйсь! Смирно!», « По порядку рассчитайсь!»

2.Основная часть урока.

(30-26

минут)

Актуализация знаний, систематизация ранее полученных знаний.

Частичная проверка Д/з

Начало целеполагания, построение плана освоения задачи урока

Личностные УУД (смыслообразование)

Коммуникатив

ные УУД

( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

(находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.)

Регулятивные УУД

Определять проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

Диалог

-Какой спортивный инвентарь находится у меня в кармане?

-В каких играх используется?

-Что вы знаете о теннисном мяче, о теннисе как виде спорта?

— На какие виды делится теннис?

-Для чего мы можем применить теннисный мяч на уроке физкультуры?

-Какие виды метания вы знаете?

-Мы в спортивном зале. Какой вид метания применим в спортивном зале?

-Для чего нужно уметь метать в цель?

(дополнение к ответам обучающихся: координация, глазомер, меткость)

Предположения обучающихся (теннисный мяч)

— Теннис, лапта

Проверка Д/з (общие сведения о теннисном мяче, история появления тенниса)

-Настольный, Большой теннис.

Предположения обучающихся

(в общем: метание, лапта)

-Метание на дальность; в цель горизонтальную и вертикальную

— В цель горизонтальную и вертикальную на небольшом расстоянии.

Предположения обучающихся.

Корректировать ответы обучающихся с привлечением других обучающихся.

Самоопределение к деятельности.

Регулятивные УУД

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

Коммуникатив

ные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Регулятивные УУД

(планировать деятельность в учебной ситуации)

Личностные УУД (смыслообразование)

Регулятивные УУД

(планирование деятельности, освоение новых видов деятельности)

Познавательные УУД

(логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений)

Регулятивные УУД

аботать по плану, сверяясь с целью.)

Личностные УУД

ргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности)

Коммуникатив

ные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организовывать работу в группах)

— Исходя из выше сказанного, сформулируйте основную ЦЕЛЬ урока?

— Где мы можем применить умение точно попадать в цель

-Что нужно для совершенствования техники метания?

— Мышцы, каких частей тела активно участвуют при выполнении метания?

— Молодцы!

-В какой последовательности мы будем достигать своей цели, составьте план нашей работы для достижения цели урока?

Деление на группы любым способом (в группе от 3до 5 обучающихся)

Общее задание для всех групп.

Задание: придумать по два упражнения для «разогрева» мышц плечевого пояса, рук, спины. Упражнение объяснить и продемонстрировать под счёт.

Проверка выполнения задания.

Разминка с использованием ранее придуманных упражнений обучающихся. (Приложение 1)

Метание

Деление на группы любым способом (в группе от 3-5 обучающихся)

-Попробуем попасть в горизонтальную цель

-Все попали?

-Что нужно для того, чтобы попасть?

-Вспомните, как держат мяч при метании.

Объяснение и демонстрация техники метания.

Давайте вспомним ТБ при выполнении метания.

Метание по вертикальной мишени, стоя лицом по направлению метания.

Метание в горизонтальную мишень, стоя боком по направлению метания.

Игровой момент.

Игра «Меткий стрелок»

Предположения обучающихся

(Совершенствование техники метания теннисного мяча в цель)

Предположения обучающихся.

-Мячи. Цели для метания.

-Подготовить свой организм для выполнения метания, провести разминку.

Предположения обучающихся.

( мышцы плечевого пояса, рук, спины)

-Разминка, повторение и совершенствование техники метания, метание.

Делятся и работают в группах.

Выявляется лидер группы (самостоятельно самой группой).

Группа придумывает и обсуждает упражнение (5-6 минут)

.

Лидер, вместе со своей группой, объясняет, показывает упражнение (3-4 повтора), считает. Остальные обучающиеся выявляют ошибки на всех этапах демонстрации упражнения.

Разминку для всех начинает один обучающийся по желанию, далее

лидеры групп по очереди показывают упражнения для всего класса.

(5-6 повторов).

Несколько обучающихся произвольно выполняют метание.

-Нет.

-Знать технику метания

Демонстрируют, как держат мяч.

Ответы обучающихся

Обучающиеся выполняют метания в горизонтальную и вертикальную мишень по команде учителя с соблюдением ТБ.

Обучающиеся делятся на две команды, выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6-8 метров, выполняют метание по волейбольному мячу. Игроки команды, которая быстрее попадёт в мяч, получают 1 очко.

Использовать музыкальное сопровождение.

Стремиться к тому, чтобы все обучающиеся участвовали в выполнении задания.

Исправить ошибки в выполнении упражнения, корректировать ответы обучающихся.

В случае повтора упражнения группой даётся время на замену упражнения

Использовать музыкальное сопровождение.

Горизонтальной мишенью служит обруч на расстоянии 4-8 метров от метающих.

Исправить ошибки при показе.

Группы могут метать различными способами по заданию учителя.

Использовать музыкальное сопровождение.

Во время игры по команде учителя меняются способы метания

3.Заключительная часть урока. Рефлексия(12-15 минут)

Познавательные УУД

(обобщать, делать выводы. анализировать, выделять главное.)

Познавательные УУД

(обобщать, делать выводы. анализировать, выделять главное.)

Личностные УУД

ргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности)

Игра на внимание «Класс, смирно!»

Подведение итогов урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли мы этой цели?

-Продолжите предложение

-Что нового узнали на уроке?

-Какие способы метания применялись на уроке, какие не применялись?

-Оценки за урок….

-Отметки за урок….

Рефлексия.

Поднимите руки вверх и похлопайте в ладоши те, кому урок понравился. Те, кому урок не очень понравился хлопают перед собой, кому урок совсем не понравился хлопают внизу.

Д/З. Выполнять комплекс утренней зарядки, производить имитацию броска по мишени разными способами. Подготовить информацию о российских теннисистах с использованием ИКТ.

Выполняются все задания-упражнения учителя, начинающиеся со слова: «Класс…», невнимательные игроки выбывают из игры (приседают на своем месте). Игру можно остановить в любой момент.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют действие согласно предложенной схемы.

Использовать упражнения для заминки.

Похвалить отличившихся на уроке.

Выяснить почему не понравился урок, если такие обучающиеся будут.

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Дата:

Класс, учитель: 5 «А»

Количество учащихся в классе: 24

Присутствовали на уроке: 20

Раздел программы: лёгкая атлетика.

Тема: совершенствование техники метания теннисного мяча с места по горизонтальной и вертикальной мишени с расстояния 4-8 метров.

Тип урока: смешанный урок (ознакомление с новым материалом и совершенствование в выполнении пройденного материала)

Вид урока по деятельностной направленности и целеполаганию: уроки «открытия» нового знания

с образовательно-обучающей направленностью.

Цели урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

— организовать деятельность учащихся по изучению и совершенствованию двигательных действий (совершенствование техники метания различными способами);

— обеспечить закрепление основных предметных понятий (виды, способы и техника метания);

— обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях (игровые моменты, применение метания в жизненных ситуациях);

— организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

— организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

Актуализировать личностный смысл, помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект.

Цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью:

Обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи.

Ведущие аспекты самоанализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Самоанализ урока

Образовательная задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие содержания урока образовательной задаче.

2.Результативность решения образовательной задачи.

1. Содержание урока способствует решению образовательной задачи урока: изучение нового, повторение пройденного материала с целью совершенствования учащимися выполнения двигательных действий.

2. Образовательная задача урока решена в полном объеме.

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы

Соответствует

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

1.Применялся метод строго регламентированного упражнения:

а) метод разучивания в целом(обучение технике метания разными способами).

2.Метод частично регламентированного упражнения:

а) игровой метод (совершенствование техники метания в игре), заминка в игровой форме ;

б) соревновательный метод (совершенствование техники метания в игре с элементами соревнования).

3. Метод наглядного восприятия:

а) показ двигательного действия (на всех этапах урока).

Использованные методы обучения соответствовали достижению триединой образовательной цели.

Способы обучения

1. Соответствие способов обучения (фронтальный, групповой, индивидуальный, коллективный) решению основной образовательной задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий.

1. На уроке применялись различные способы обучения:

а) фронтальный (формулирование цели урока обучающимися, разминка);

б) поточный (выполнение метания по различным целям);

в) групповой (придумывание упражнений для разминки), работа в парах (выполнение прыжков в разминке).

2. Предложенные задания были целесообразны для достижения целей урока

Результативность урока

Достижение цели и решение основной образовательной задачи урока

Цели, ориентированные на развитие личности обучающегося и предметные цели были достигнуты.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам.

Упражнения и задания, предлагаемые для выполнения обучающимся, были направлены на развитие: координации движений, глазомера, меткости. На уроке использовались общеразвивающие упражнения, упражнения по профилактике плоскостопия, упражнения для правильной осанки.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении образовательной задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь.

На уроке преобладал групповой метод работы. Задания носили как репродуктивный, так и творческий характер ( придумать упражнение, повторить упражнение по аналогии).

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока (подчеркнуть)

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

1.Организационный момент: коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

2. Основная часть урока: коммуникативные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД, познавательные УУД.

3. Заключительная часть урока: личностные УУД, познавательные УУД.

Формирование ИКТ компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.

Д/З предполагает использование обучающимися ИКТ. На уроке применялось музыкальное оформление некоторых видов деятельности (разминка, работа в группах, игровой момент)

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Содержание урока соответствует типовой структуре урока.

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Нормы педагогической этики соблюдены.

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы.

Гигиенические требования были соблюдены.

Методика системного анализа и оценки эффективности проведённого урока физической культуры

№№

п/п

Что оценивается

Оценка

при

самоана-лизе

1.0

Подготовка к уроку.

4.6

1.1

Качество плана проведения урока. Обоснованность определения типа урока, степень соответствия задач и логики урока его типу(оптимальность отражения в плане содержания учебного занятия, рациональность используемой формы поурочного планирования).

4

1.2

Подготовка мест занятий (оборудование, инвентарь)

5

1.3

Физкультурная форма учащихся. Адекватность формы одежды учителя задачам и содержанию урока.

5

2.0

Проведение подготовительной части урока

4.7

2.1

Ясность и чёткость постановки главной задач урока.

Использование возможностей формулирования задач урока совместно с учащимися.

5

2.2

Вводно-организующие и установочные действия (эффективность усилий учителя по обеспечению мотивации учебной деятельности; обеспечено ли понимание учащимися социальной и личностной значимости изучаемого материала; создана ли атмосфера заинтересованности при подготовке учащихся к деятельности по реализации задач урока).

5

2.3

Содержание общей и целенаправленность специальной разминки. Степень соответствия разминки главной цели и задачи урока.

5

2.4

Рациональность затрат урочного времени

4

3.0

Проведение основной части урока

4.6

3.1

Соответствие содержания деятельности учащихся реализуемым задачам, заданному ими уровню усвоения знаний и умений.

5

3.2

Рациональность сочетания репродуктивных и проблемно-поисковых методов организации учения. Соответствие используемых методов содержанию учебной деятельности.

5

3.3

Рациональность использования форм организации учебной деятельности.

4

3.4

Оценка методики обучения (в том числе применение специальных и проповедческих(подводящих) упражнений, индивидуального подхода).

4

3.5

Оценка методики развития физических способностей (качеств)

5

3.6

Собственные оригинальные методические приёмы, используемые учителем.

5

3.7

Общая и моторная плотность, эффективность методики регулирования двигательной нагрузки.

4

3.8

Рациональность организации контроля за уровнем усвоения учебного материала, коррекции на этой основе знаний, умений и навыков.

5

4.0

Проведение заключительной части урока

4.7

4.1

Восстановительная направленность, содержание и целенаправленность использования упражнений

5

4.2

Подведение итогов урока (умение подводить итоги, ориентировать учащихся на очередные задачи)

5

4.3

Домашнее задание (содержание и рекомендации по самоподготовке, срок выполнения и проверки)

5

4.4

Продолжительность, ориентировка на предстоящие занятия по иному предмету, своевременность окончания урока

4

5.0

Выполнение требований общепедагогических принципов

4.4

5.1

Сознательность и активность учащихся на уроке

5

5.2

Систематичность и преемственность выполняемых упражнений

5

5.3

Доступность и индивидуализация в процессе обучения и развития

5

5.4

Постоянное повышение требований

4

5.5

Наглядность и применение ТСО

3

6.0

Воспитательная ценность урока

4.6

6.1

Воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств учащихся, их умственное развитие

4

6.2

Воздействие на повышение эмоционального состояния, проявление интереса к физическим упражнениям

5

6.3

Дисциплина и деловая активность на уроке

5

7.0

Оценка педагогически оправданных и неоправданных затрат времени на уроке

4.4

7.1

Затраты на объяснения и показ, восприятие и осмысление

4

7.2

Время, занятое выполнением подготовительных, основных и других упражнений

4

7.3

Время, уходящее на необходимый оперативно-восстановительный отдых

5

7.4

Время, затраченное на установку, перевод в рабочее положение и уборку оборудования, инвентаря, снаряжения

5

7.5

Простои-потери урочного времени, которые выражены в бездеятельности занимающихся по организационно-методическим и другим недостаткам

4

8.0

Общая оценка проведения урока

4.6 х 2=9.2

8.1

Соотношение между деятельностными слагаемыми происходящего на уроке и результативными показателями

4

8.2

Выполнение конкретно поставленных задач. Оправданность возможных отклонений от плана-конспекта.

5

8.3

Оценка уровня деятельности учителя с учётом положительных сторон, просчётов и ошибок на конкретном уроке.

5

Итоговая оценка

Качественная оценка за урок: 5.1 балл

Оценка эффективности урока: 161балл

Уровень профессиональных функций учителя: высокий (четвёртый уровень)

Последовательность определения итоговой оценки:

  1. Оценки отдельных составляющих в каждой из восьми разделов выводятся по 5-бальной системе.

  2. Сумма оценок, делённая на число учитываемых показателей в разделе, определяет его общую оценку.

  3. Сумма оценок за все разделы, делённая на 8, является комплексной, качественной оценкой за урок; при этом оценка за раздел «8.0» выводится с коэффициентом «2».

Оценка эффективности урока:

Наивысшая сумма составляет 180 баллов.

Уровни профессиональных функций учителя:

1 – й уровень – от 110 до 122 баллов – очень низкий;

2 – й уровень – от 123 до 135 баллов – низкий;

3 – й уровень – от 136 до 148 баллов – средний;

4 – й уровень – от 149 до 161 баллов – высокий;

5 – й уровень – от 162 до 174 баллов – очень высокий.

Приложение 1

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений.

п/п

Описание упражнения

Дозировка

Методические указания

1

Бег в лёгком темпе

3 круга

Соблюдать дистанцию между бегущими

2

Ходьба в медленном темпе, упражнения на восстановление дыхания.

3 круга

Соблюдать дистанцию между идущими

3

Хождение на носках, руки соединены на затылке, локти развёрнуты в стороны.

1круг

Выполнять упражнение строго по описанию. Соблюдать дистанцию между идущими

4

Хождение на пятках, руки на поясе.

1круг

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here