Урок №3

Тема: Характеристика топливно-энергетического комплекса страны

Нефтяная и газовая промышленность.

Цель:

Обеспечить усвоение знаний о развитии нефтяной и газовой промышленности Казахстана.

Задачи:

1. Создать условия для формирования представлений о размещении ме­сторождений нефти, газа; о проблемах, связанных с добычей нефти и газа.

2. Формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний

3. Создать условия для применения полученных знаний для решения проблемных задач

4. Развивать навыки работы с ЭОР

5. Развивать умения работать с экономическими карта­ми, со статистическим материалом

6. Создать условия для проявления активной гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: практикум

Метод: частично-поисковый, исследовательский

Форма организации урока: работа в микрогруппах

Средства обучения:

Учебник В.В. Усикова для 9 класса§18, атлас, http/kmg/kz/ Информация и данные о развитии нефтяной промышленности Казахстана.

Термины: конденсат, попутный газ

Ход урока :

1 Организационный момент

2 Изучение нового материала

1 Экономику страны с холодной зимой, развитой промышленностью не­возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.

— Анализ схемы отраслевого состава ТЭК (стр.156 рис.72)

2.Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация своих ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.

«Роль ТЭКа в современном Казахстане»

1. От чего зависит …… ?

2. Основной поставщик валюты в государственный бюджет. Почему?

3. Какую роль занимает ТЭК в экспорте Казахстана. Почему?

4. Вспомните, какие отрасли составляют топливную промышленность?

— Докажите, используя рис 77, что нефть является важнейшим стратегическим сырьем

Вывод: ТЭК — ключевой МОК. От его развития зависит деятельность всей экономики. Она тесно связана с другими комплексами, особенно с металлургическим, и машиностроительным.

ТЭК — это главный «добытчик» валюты- ¾ экспорта страны.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

1) Задание для 1 группы учащихся

1. Проанализируйте по рис 78 развитие нефтяной промышленности Казахстана за период 1913-2008г.г. Как изменилась добыча за это время? Сколько нефти страна добывает в наши дни?

2. Охарактеризуйте:

1) Когда началась промышленная добыча нефти

2) Основные месторождения

3) Способы и направления транспортировки нефти

4) Переработка нефти

5) Эколого-экономические проблемы

2) Задание для 2 группы учащихся

1.Составьте краткую справку «Развитие и география газовой промышленности Казахстана» рис 78

Укажите:

  1. когда началась промышленная добыча газа

  2. Как изменилась добыча за период 1928-2008г.г.

  3. Назовите крупнейшие месторождения и области лидеры по добыче газа

  4. Способы и направления транспортировки газа

  5. Переработка газа

  6. Эколого-экономические проблемы.

Вывод: таким образом, ТЭК — крупнейший МОК, в котором ведущую роль играет нефтяная промышленность. Быстро растет производство газа. Развитие этих отраслей должно осуществляться на основе рационального природопользования и охраны окружающей среды.

3. Закрепление

1. Почему так важно экономить энергию?

2. Как можно экономить топливо?

3. Покажите на карте крупные месторождения нефти, газа, НПЗ, нефтепроводы и газопроводы.

4. Рефлексия: взаимооценивание

5. Организация домашней деятельности

1. Параграф 18,ответить на вопросы стр 169.

2. Сообщение «Нефтяные проекты Казахстана»

— Нанесите на контурную карту крупные месторождения нефти и газа, НПЗ, подпишите их названия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here