Урок №3
Тема: Характеристика топливно-энергетического комплекса страны
Нефтяная и газовая промышленность.
Цель:
Обеспечить усвоение знаний о развитии нефтяной и газовой промышленности Казахстана.
Задачи:
1. Создать условия для формирования представлений о размещении месторождений нефти, газа; о проблемах, связанных с добычей нефти и газа.
2. Формировать у учащихся навыки самостоятельного приобретения знаний
3. Создать условия для применения полученных знаний для решения проблемных задач
4. Развивать навыки работы с ЭОР
5. Развивать умения работать с экономическими картами, со статистическим материалом
6. Создать условия для проявления активной гражданской позиции.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: практикум
Метод: частично-поисковый, исследовательский
Форма организации урока: работа в микрогруппах
Средства обучения:
Учебник В.В. Усикова для 9 класса§18, атлас, http/kmg/kz/ Информация и данные о развитии нефтяной промышленности Казахстана.
Термины: конденсат, попутный газ
Ход урока :
1 Организационный момент
2 Изучение нового материала
1 Экономику страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
— Анализ схемы отраслевого состава ТЭК (стр.156 рис.72)
2.Создание проблемной ситуации по первой части изучаемого материала. Ответы на вопросы о роли ТЭКа с использованием учебника. Аргументация своих ответов со ссылкой на имеющиеся источники знаний из различных источников.
«Роль ТЭКа в современном Казахстане»
1. От чего зависит …… ?
2. Основной поставщик валюты в государственный бюджет. Почему?
3. Какую роль занимает ТЭК в экспорте Казахстана. Почему?
4. Вспомните, какие отрасли составляют топливную промышленность?
— Докажите, используя рис 77, что нефть является важнейшим стратегическим сырьем
Вывод: ТЭК — ключевой МОК. От его развития зависит деятельность всей экономики. Она тесно связана с другими комплексами, особенно с металлургическим, и машиностроительным.
ТЭК — это главный «добытчик» валюты- ¾ экспорта страны.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
1) Задание для 1 группы учащихся
1. Проанализируйте по рис 78 развитие нефтяной промышленности Казахстана за период 1913-2008г.г. Как изменилась добыча за это время? Сколько нефти страна добывает в наши дни?
2. Охарактеризуйте:
1) Когда началась промышленная добыча нефти
2) Основные месторождения
3) Способы и направления транспортировки нефти
4) Переработка нефти
5) Эколого-экономические проблемы
2) Задание для 2 группы учащихся
1.Составьте краткую справку «Развитие и география газовой промышленности Казахстана» рис 78
Укажите:
-
когда началась промышленная добыча газа
-
Как изменилась добыча за период 1928-2008г.г.
-
Назовите крупнейшие месторождения и области лидеры по добыче газа
-
Способы и направления транспортировки газа
-
Переработка газа
-
Эколого-экономические проблемы.
Вывод: таким образом, ТЭК — крупнейший МОК, в котором ведущую роль играет нефтяная промышленность. Быстро растет производство газа. Развитие этих отраслей должно осуществляться на основе рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3. Закрепление
1. Почему так важно экономить энергию?
2. Как можно экономить топливо?
3. Покажите на карте крупные месторождения нефти, газа, НПЗ, нефтепроводы и газопроводы.
4. Рефлексия: взаимооценивание
5. Организация домашней деятельности
1. Параграф 18,ответить на вопросы стр 169.
2. Сообщение «Нефтяные проекты Казахстана»
— Нанесите на контурную карту крупные месторождения нефти и газа, НПЗ, подпишите их названия