География материков и океанов.
7 класс
Учитель географии: Непомнящих Нина Георгиевна, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2», 39 лет.
План урока.
Тема урока: Антарктида.
Открытие и исследования.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Цели и задачи:
1. Сформировать представления об истории открытия и исследования материка, его географическом положении.
2. Раскрыть значение современных исследований для человечества.
3. Показать роль российских путешественников и учёных в открытии и изучении Антарктиды.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Средства обучения: Физическая карта полушарий (мира), атласы для 7 класса, интерактивное наглядное пособие «Антарктида», маршрутные листы, карточки рефлексии.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя. (Стихотворение об Антарктиде).
2. Содержание (см. технологическую карту).
3. Рефлексия (заполнение 2 и 3 частей в карточке).
4. Заключение, домашнее задание.
Стихи об Антарктиде.
Антарктида, Антарктида!
Холодна ты только с виду
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду.
В холодильнике и то
Было жарче без пальто.
Там деревьям не растётся.
Там и рекам не течётся,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Под промёрзшим небосводом
Ледники сползают в воду
И плывут потом вдали
Ледяные корабли.
Технологическая карта
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 Убрать все условные знаки.
2.Информация об Антарктике
3. Запись девиза на карте. (заранее)
4. Открыть маршрут Беллинсгаузена и Лазарева. (портреты – информация)
5.Открыть маршруты открывателей Ю.П..
6. Открыть маршруты современных исследований, информацию о станциях.
7.Информация: о видах льдов «взять в легенде»;
Об айсбергах; О температуре -89,2 градусов;
Открыть информацию о «живом символе Антарктиды»
8.Зарисовка «стоковых ветров» на интеркарте.
| 1. Вводная беседа — установка задач: Стих. об Антарктиде. Как вы думаете, о чём пойдёт у нас речь на уроке? Что вы знаете об Антарктиде? 2. (после заполнения — опрос о том, что знают), что бы хотели узнать? 3. Сообщение учителя: Совершим путешествие в Антарктиду. а) готовимся к походу (узнаем площадь материка, место среди других материков, ГП) б) материк находится в Антарктике –( пояснение – новое слово – найти в М. Л.) 4. Материк был открыт в 19 веке – почему так поздно? (послушать мнение уч- ся) Рассказ уч – ля о Дж. Куке.
Итак, мы идём по пути открывателей материка. Предлагаю девизом нашего путешествия взять слова англ. поэта Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаваться» (в конце путешествия вы сами скажете, почему эти слова) Сообщение уч – ля по интеркарте.
5. После открытия Антарктиды, стали снаряжать экспедиции для открытия Южного полюса. (рассказ учителя с использованием интеркарты)
6. Учитель: масштабные исследования Антарктиды начинаются с МГГ (Международного геофизического года) с 1957 – 1958 гг. 12 стран заключили договор о совместном изучении материка. Стали создавать станции, проводить исследования, обмениваться информацией. Рассказ о станциях «Мирный», «Восток», санно-гусеничных поездах. В результате международного сотрудничества были приняты Законы по Антарктиде: материк не принадлежит ни одному государству; нет постоянного населения; запрещено размещение военных баз и испытание ядерного оружия. Антарктида объявлена континентом науки и мира. Природа материка также охраняется законом.
7. Что же учёные узнали об Антарктиде? а) виды льдов; б) наибольшая толщина льда; в) айсберги;(пингвины-динамическая пауза) г) самая низкая температура на ст. «Восток»
8. Объяснение учителя о природе ветров.
В заключении: учитель «Вот и закончилось наше путешествие по следам открывателей Антарктиды. Вспомним слова девиза нашего путешествия. Как вы их понимаете, согласны ли вы, что мы взяли их в качестве девиза? Что нового вы узнали и что бы хотели узнать?» Д/задание: параграф 48. вопрос 13,(благодарность, оценки активным) | 1. Заполняют 1 часть карточки.
2. Устные ответы.
3.Учебник для 7 кл., стр. 7. а) Атлас для 7 кл.
( запись в маршрутный лист) №1. 2.
б) Запись в М.Л. (далее маршрутный лист), найти в «багаже», отметить +; Антарктика – южная полярная область с прилегающими островами и водами М О.
4.Запись в М.Л.- на №3, 4.
5.Запись в М.Л. – на №5,6,7. (вспоминают слова девиза). Работа в атласах.
6. Запись в М. Л. – на №8, 9. 10, 11. Найти Российские станции в атласе. Найти в «багаже» — санно –гусеничные поезда – отметить +
7. Найти названия льдов в «багаже», отметить +; Запись в М.Л.
8. Найти название ветров в «багаже»- отметить +.
Устные ответы уч-ся.
Уч-ся заполняют 2 и 3 части карточки рефлексии. (проговорить)
Сдать маршрутные листы. |
Маршрутный лист
Вопросы | Ответы | |
Антарктика | 1.Площадь материка? 2. Место среди других материков по площади?
3. Кто открыл Антарктиду? | 1. 2.
3. |
Санно-гусеничные поезда | 4. Когда открыли? | 4. |
Станции | 5 Кто открыл Южный полюс? | 5. |
Льды: материковые, шельфовые, глетчерные. | 6. Когда открыли Южный полюс? | 6. |
Стоковые ветры. | 7. Чья экспедиция погибла? | 7. |
| 8. С какого года начались масштабные исследования Антарктиды | 8. |
| 9 Примеры Российских станций | 9. |
| 10. Наибольшая толщина льда? | 10. |
| 11. Самая низкая температура на Земле? | 11. |
| 12. Где зафиксирована ? | 12. |
|
|
|
Карточка рефлексии.
Узнал (а) | Хочу узнать | |
|
|
|