Открытый урок по географии в 7 классе.
Мастерская построения знаний ( урок- практикум).
Тема урока: « Физико-географическое положение материка Африка. Рельеф и полезные ископаемые Африки».
Цель: выявить особенности географического положения материка Африка, познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми.
Задачи: 1) продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами- алгоритмами, использовать вычислительными навыками, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.
2) создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановки проблемы в виде эвристической беседы.
3) развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
а) развитие коммуникативной культуры.
б) развитие творческих способностей, умение анализировать и систематизировать материал.
в) развитие эмоционой сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
4) развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
5) воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе.
Оборудование:
— учебник 7 кл. «География. Земля и люди » А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева;
— атласы по географии, тетрадь –тренажер, контурные карты;
— листы ватмана 3 шт., фломастеры;
— конверты с заданиями;
— дополнительный материал;
— схемы выполнения заданий;
— ящик с ассоциациям о Африке;
— мультипроектор, физическая карта мира и Африки.
Тип урока: изучение нового матеиала.
Метод: частично-поисковый.
Действия учителя | Действия учащихся | |
1 мин. | Организационный момент :настрой учащихся на совместную деятельность: приветствие. Мы с вами восхитимся вашими глубокими знаниями. Потом попробуем ответить на очень важный вопрос, ответ на который будет являться темой урока. Потренируем мозги, решая географические задачи. И наконец – вытащим из тайников памяти кое-что ценное. | Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность. |
2 мин. Индукция- создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения | Ребус « Карфаген» (1 слайд). Чтобы вы настроились на творческую, плодотворную работу – я предлагаю разгадать ребус. Этот город находился на территории настоящего Туниса. Во втором веке до н. э. в окрестностях этого города проживали берберские племена ««афарики». Вероятно, от названия этих племен и появилось название материка, с которым мы будем знакомиться. ( 2 слайд, Африка). Все начинается с детства, когда мама читала вам про злого Бармалея, живущего в Африке. « Не ходите, дети, в Африку гулять…»Это самый первый материк, который вы узнали в три года, но еще не знали , что такое материк. А вот уже в седьмом классе, когда спрашиваешь, на каком материке жил Бармалей, каждый ответит безт труда: Африка. Станете постарше, Африка уже ассоциируется с пирамидами, а потом и с самым богатым алмазным государством на юге Африки –ЮАР. | Огадывают ребус. |
2 мин.
Самоконструкция | Что вы знаете об этом материке? Чем еще знаменита Африка? С какими предметами у вас ассоциируется Африка? Из черного ящика достаются предметы ( картина, апельсины, тростниковый сахар, ваниль,кофе,папирус,банан…), из которых организуется выставка. — Молодцы, вы уже много знаете об Африке. Но эти все знания нужно разложить по полочкам.Для этого нам понадобится несколько уроков.А сегодня у нас первое знакомство с Африкой. Подумайте, что мы сегодня будем изучать на первом уроке по этому материку. (2 слайд. Африка.Географическое положение). 3 слайд.Сообщение цели и задач урока. Проектор откл. | Ответы учащихся.
Открывают тетради и записывают тему урока. |
2 мин. | Актуализация знаний Что называется материком? Сколько на Земле материков? Самый большой материк? Самый маленький? Назовите материки по мере убывания размеров их площади. Какой из этих материков считается самым жарким? | Ответы учащихся. |
10 мин. Социоконструкция. | 1.Вспомните, что значит определить географическое положение объекта? Запись в тетрадях ГП Африки. 2.Алгоритм (план) характеристики ФГП материка приведен в инструктивных карточках. 3.Организация и координирование выступлений учащихся,работа с физической и контурной картами мира. Учитель названные объекты рисует на контуре Африке (интеракт.доска) | Физико-географическое положение материка- это положение материка на поверхности Земли, относительно других географических объектов, оказывающих влияние на его природу. Работают в парах по заданию. |
1 мин. Физкультминутка. | А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка,ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
|
10 мин. Социализация. | Мы с вами изучаем один из южных материков- Африку. Африка находится далеко от нас, поэтому ее можно назвать далекой, но незнакомой для вас она уже не является. ВКЛ. Проектор. На севере Африки есть каменистая равнина в пустыне Сахара с наскальной живописью.Это десятки тысяч древнейших рисунков на разные темы. Эта « картинная галерея» находится на плато Тассилин-Адджер ( слайд 4) Предлагаю вам сейчас побыть в роли современных художников и « нарисовать портрет» Африки. Распределяемся на 3(2) группы – творческие группы художников. Но будет одно условие: « портрет» будет необычный- коллективный и рисовать его будем по частям.Для этого условно разделим наш «эскиз» ( шаблон-контур Африки на доске) на части:Северо-Западная часть и Центральная,Юго- Восточная часть Африки. Каждый штрих или мазок « красками» — это задание в конвертах. А теперь определим участие Каждой группы в общей работе: капитаны команд вытянут название « объекта изображения» — части Африки. |
Работают в группах. Выполняют задания.
Выбранную часть материка на шаблоне-контуре группы «разрисовывают» |
5 мин. Афиширование
| Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления по ходу представления. Изменилось ли что-то на доске? Наш первоначальный набросок превратился в портрет. Появилось «лицо» у материка. Об Африке ходили легенды – одна другой красочней — о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента… Словом, южнее экватора простиралась сплошная « terra incognita» — « неизведанная земля».Она ждала своих исследователей. С 15 века начались активные исследования материка португальцами, финикийцами, греками, а впоследствии советскими исследователями. В географической истории Африки есть своя « Книга рекордов Африки» Слайд 5 Самая, самая… |
Представляют результаты. |
5 мин. Разрыв | Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. И сейчас вам предстоит ответить на вопросы геотренажера. Слайд 6-9 Географический тренажер Выставьте все отметки в « Оценочный лист» и сдайте. | Закрепляют и применяют знания. Ответы записывают в тетрадь с последующей проверкой в парах. |
3 мин. | Домашнее задание ( объяснить, как делать): 1 уровень: Ответиь на вопросы параграфа. 2 уровень: Определить самостоятельно ГП Австралии и сравните с ГП Африки. 3 уровень: Самостоятельно измените ГП материка Африки так, чтобы он не был самым жарким материком. |
Фиксирование домашнего задания. |
5 мин. Подведение итогов урока. Рефлексия
| Итак вы сегодня:
Слайд 10 « Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я верю, что если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой!» Николай Гумелев. Слайд 11 Спасибо вам за урок. |
Диалог с учитемлем по итогам урока. Осуществляют рефлексию: смайлики прикрепляют к контуру Африки.
|
Задания к уроку:
1 команда.
На столе- ватман с контуром АФРИКИ
Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии, рельефе и полезных ископаемых северо-западной части Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов
4. Восстановить текст:
В основании материка Африка лежит__________________
В Африке преобладают ______________
По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров
На севере материка расположилась __________________________
В пустыне Сахара находятся нагорья ______, _______, ______
Какие полезные ископаемые находятся в этой части Африки_______________________________________
2 команда.
На столе — ватман с контуром Африки
Задание: «Найти материал о тектоническом развитии, рельефе и полезных ископаемых Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»
1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их
4. Восстановить текст:
В основании материка Африка лежит__________________
В Африке преобладают __________________________
По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров
В Восточной Африке находится_______________, где расположены великие_______________
В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________
К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________
На самом юге ____________________________
На востоке южной части Африки ________________________
1 группа
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Нарисовать условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст :
По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.
В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.
На платформах — _______________ происхождения
В Африке преобладают ________________ горные породы
Г. Атлас ___________________________
В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива _________________________
2 группа
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Нарисовать условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст :
По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.
В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.
На платформах — _______________ происхождения
В Африке преобладают ________________ горные породы
Восточно-Африканское нагорье -_______________________________
Драконовые горы______________________________
Юг богат ______________________________
4. Приклеить условные знаки полезных ископаемых
5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых