Повторительно-обобщающий урок по теме:»Географическая карта»

Цель урока: — повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.

Оборудование на доске: физическая карта России, физическая карта Африки, физическая карта полушарий (или мира), настенная контурная карта, маркеры, пунсоны.

Оборудование на партах: атласы 6, 7 классов, контурные карты для детей, цветные карандаши.

При подготовке к уроку детям было предложено ещё раз прочитать произведение

К.И. Чуковского “Доктор Айболит” и подумать над тем, как Айболит попал в Африку.

Организационный момент. Проверка наличия всего необходимого на уроке в игровой форме.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш.
Карта тоже нам нужна,
Книга, лучше не одна.
Атлас, ручка и пунсон,
И дневник конечно.

Проверка домашнего задания. Повторения понятий по теме “Географическая карта” и детям задаются вопросы:

  • Что называется географической широтой?

  • Долготой?

  • Что такое географические координаты?

  • Как определить направление по карте?

  • Через какой город проходит нулевой меридиан?

  • Какие материки пересекает нулевой меридиан?

  • Какое детское литературное произведение посвящено одному из этих материков?

Объявление темы: -Сегодня мы попробуем применить полученные ранее знания на практике и поможем доктору Айболиту проложить его путь на карте.

Дети записывают в контурных картах число, название карты “Карта путешествия Айболита”, открывают физическую карту полушарий и карту Африки.

Учитель: Давайте попробуем выяснить, где же живет доктор Айболит? (зачитывается отрывок из сказки)

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….” (Возможно это опушка леса, небольшая поляна и т.д.).

Учитель: “…И прибежала зайчиха,
И закричала “Ай, ай!”
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай.
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки…”

(Опушка леса должна находиться где-то на окраине большого города, где ходят трамваи).

Учитель:

  • Какого города?

  • Может быть Архангельска?

  • Москвы?

  • Санкт-Петербург?

  • А может это наш родной город?

(ученики приходят к выводу, что это скорее всего город Санкт-Петербург, т.к, “…и пришла к Айболиту лиса,…и прибежал зайчик, и пришел медведь…”, т.е. город должен находиться в лесной зоне. По карте видно, что в лесной зоне находится Санкт-Петербург)

Учитель: А сейчас мы определим по карте координаты С-Петербурга и отметим его на контурной карте. ( Учитель параллельно отмечает город на настенной контурной карте).

Учитель: — Куда спешил Айболит? (зачитывает отрывок)

“…Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот Вам телеграмма
От гиппопотама…” ( В Африку)

Учитель: “…Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу!
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?…”
“…Мы живем на Занзибаре
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо…”

Ученики ищут названные объекты на карте Африки и, кто первый нашел, выходит и прикрепляет пунсон на настенную карту Африки.

Учитель: Ребята, а что имел в виду К.И.Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По?

(Дети догадываются, что это вулкан Килиманджаро и по заданию учителя определяют его координаты и отмечают его на контурной карте, а учитель отмечает объект на настенной карте).

Учитель: А теперь начнем прокладывать маршрут доктора Айболита на контурной карте. — Куда надо идти из Санкт-Петербурга, чтоб попасть в Африку?” (Дети: на юг).

— В какое время года Айболит получил телеграмму? (Дети: летом)

Учитель: “…И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит
И одно только слово твердит:
“Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”
А в лицо ему ветер, и снег, и град…”

Учитель: Он должен был идти на юг, но по рассеянности побежал не на юг, а на север.

Учитель: “…И вот переел ними море
Бушует, шумит на просторе…”

— Какое это может быть море?

По карте дети определяют, что это может быть Белое или Баренцево море.

Учитель: “…Но тут выплывает кит-
Садись на меня, Айболит!…”

— Ребята, глубоко ли плавают киты?

— Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)

— Давайте определим глубину морей:

  • 1 вариант – Белого моря

  • 2 вариант – Баренцева моря

-В каком море могут плавать киты?

(Баренцево море глубже, значит киты могут плавать только в Баренцевом море, а в Белом — слишком мелко). (подписывают глубины в контурной карте, учитель подписывает на настенной карте)

Учитель: Откройте физическую карту России и определите крупный порт на берегу Баренцева моря.

(Это Мурманск. Они определяют его координаты и отмечают в конт .карте). (учитель – на настенной карте)

Учитель: Итак, Айболит сел на кита и поплыл в Африку. Через какие моря он плыл?

Ученики определяют, что через Баренцево, Гренландское моря, по Атлантическому океану. ( Подписывают на карте Атлантический океан)

Учитель: На каком берегу Африки высадился Айболит?

Дети: определяют, что на северо-западном берегу Африки.

Учитель: “…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти…”

— Какие горы встали на пути доктора? И Почему вы так решили? ( Это Атласские горы)

Учитель: — Как определить среднюю высоту гор? (Дети: по шкале высот)

  • Определите среднюю высоту Атласских гор. Карандашом соответствующего цвета нарисуйте их на конт.карте.

  • Определите какой город расположен у подножия этих гор? (Касабланка)

  • Определите координаты Касабланки и отметьте его на конт.карте. (Учитель – на настенной карте).

Учитель: “…И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы…” ,

т.е. дольше Айболит полетел на орле.

Учитель выясняет у детей, опираясь на знания, полученные в начальной школе, далеко ли летают орлы, и куда приземлился доктор.

“… Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппо-По.
Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит,
Не едет ли в кораблике доктор Айболит?…”

Дети предполагают, что он должен приземлиться где-то на побережье туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды

Учитель просит открыть в атласах 7 класса карту “Природных зон” и поясняет, что носороги, страусы и слоны и жирафы живут в саванне. А верблюды (дети знают) в пустыне. Поэтому орёл должен приземлиться где то на границе этих природных зон.

Пользуясь условными знаками карты, ученики определяют, что на границе саванны и пустыни, на побережье, находится город Дакар.

— Определите его координаты и отметьте в конт.карте.

— Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? ( Туда могут быстро и легко добраться звери из разных зон и акула из океана.)

-А сейчас ответственный момент, вам необходимо соединить все пункты остановок доктора Айболита. Красной пунктирной линией — путь по суше. Синей – морской путь.

— Как можно определить расстояние между пунктами на карте? ( с помощью масштаба)

— Измерьте расстояние между С-Петербургом и Мурманском, Касабланкой и Дакаром и подсчитать путь в км.

Записывают ответ.

Ученикам даётся время на оформление контурной карты, затем они сдают контурные карты на проверку.

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учеников, объявляет оценки.

Домашнее задание: Нарисовать то, что мог увидеть Айболит в своём путешествии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here