Урок географии в 7 классе по теме: «Климат Африки»
Цель урока: Изучить климат Африки. Создать условия для осмысления и осознания новой информации по теме, используя разнообразные формы и методы обучения.
Задачи:
Обучающие: Повторить климатообразующие факторы, выявить характерные особенности климата Африки, закрепить умение самостоятельного поиска необходимой информации, продолжить формирование навыков оформления контурной карты и чтения климатограмм.
Развивающие: Развивать умение анализировать и делать выводы, способствовать развитию познавательного интереса к предмету, выявлению причинно-следственных связей и активизации мыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные: Способствовать положительной мотивации к учению, прививать интерес к предмету, любовь к природе. Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, умение работать в группах.
Тип урока: изучение новой темы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: Частично-поисковый, картографический, репродуктивный, наглядно-иллюстративный.
Оборудование: физическая и климатическая карты Африки, атласы, климатограммы учебника, презентация, план характеристики климатического пояса, листы «прозрачного журнала», постеры, фломастеры.
Ход урока.
-
Организационный момент. Мотивация: Какое у вас сегодня настроение?(Выбирают смайлик и вывешивают на доску)
Учитель: Желаю вам сохранить позитивный настрой на весь урок.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Вы все слышали о капитане Врунгеле, который часто искажал в своих рассказах сведения. Вот и сегодня вам предстоит найти ошибки в его записках об Африке. Я буду читать стихотворение, а вы ищите ошибки и неточности и заносите ответы в «Прозрачный журнал».
(работа в парах )
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
(проверяют, записывают количество ошибок).
У каждого на столе лежит «Прозрачный журнал»
№ задания | Этап урока | Барьеры | Оценка группы | Своя оценка |
1 | Письмо капитана Врунгеля | Сколько ошибок найдено |
|
|
2 | Работа с картой климатических поясов | Что вызвало затруднения |
|
|
3 | Работа с контурными картами | Что вызвало затруднения |
|
|
4 | Выводы | Сколько выводов сделал именно ты |
|
|
5 | Описание погоды | Что вызвало затруднения |
|
|
6 | Защита постера |
|
|
|
7 | Работа с климатограммой | Что вызвало затруднения |
|
|
На уроке мы должны доказать, что утверждение «Африка – самый жаркий материк Земли» , является верным.
На экране слайд: «Африка – самый жаркий материк Земли»
Колдовская страна! Ты на дне котловины,
Задыхаешься, льётся огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы. (Н.С. Гумилёв)
-
Актуализация знаний
Вспомните, какие факторы влияют на формирование климата материков. Запишите эти факторы в тетрадь.
-
Изучение новой темы.
-
Деление учеников на две группы при помощи колец.
В каждой группе выбирается спикер, который будет следить за работой каждого участника и координировать её.
2. Работа с климатической картой Африки в атласе. Ответьте на вопросы:
— Какие климатические пояса находятся на материке?
— Какие воздушные массы господствуют над материком?
— Какие средние температуры(января, июля) наблюдаются в каждом поясе? (Запись в тетрадь)
3. Работа с контурными картами. Обозначить климатические пояса, нанести температуры, атмосферное давление, направление ветров.
Ученики обсуждают в группах, оформляют контурные карты, затем обмениваются ими и оценивают работу одноклассников.
4. Практическая часть: работа в тетрадях.
А) Дать описание климатическим поясам и характерным для них погодам. Используется текст учебника и данные климатических карт.
1-я группа- описание экваториального и субтропического поясов.
2-я группа – описание тропического и субэкваториального поясов
Б) Результаты выносятся на постеры и готовятся к защите. (Выступить должен каждый ученик и получить оценку).
В) Защита постеров.
5. Работа по 6-ти климатограммам городов Африки. План характеристики в конце учебника на странице 233. Каждой группе охарактеризовать по три климатограммы и определить тип климата данного города. ( При оценивании указать, что вызвало затруднения)
IV. Закрепление. На доске вывешивается контур Африки. Ученики наносят на него элементы климата и, в результате , должны получить климатическую карту материка.
-
Итоги урока. Ученики заполнили «Прозрачный журнал», получили оценки за письмо Врунгеля, за работу на контурной карте, за характеристику климатического пояса, за сделанные выводы, за работу по климатограммам. Вокруг полученной карты прикрепляют смайлики, изображающие отношение к уроку учащихся.
-
Домашнее задание. Прочитать параграф 46-47, ответить на вопросы в конце параграфа.