Обобщающий урок по географии в 8-м классе на тему
«Климат и климатические ресурсы России
Цели урока:
Образовательные:
-
проверить и закрепить знания, умения и навыки, и определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России и климатических рекордов климата;
-
углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин разнообразия типов климатов и климатических поясов.
Развивающие:
-
развивать и активизировать познавательный интерес к географии, логическое мышление, память, внимание, способствующие нахождению правильного ответа, кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, находить пути решения проблем, связанные с неблагоприятными климатическими явлениями на территории России;
-
развивать практические навыки применения данных знаний.
Воспитательные:
-
воспитание ответственного отношения к учебному труду, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
-
формирование навыков сотрудничества.
Оборудование: карты России – физическая и климатическая, карты климатических поясов и областей, климатограммы, таблицы, схемы, атласы и картосхемы.
Ожидаемый результат:
1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;
2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;
3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения урока: урок-соревнование.
Основные этапы урока:
-
Организационный момент.
-
Выполнение заданий соревнования.
-
Домашнее задание.
-
Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений).
Подготовительная работа: разделить класс на две команды, придумать название (“Циклон” и “Антициклон”) и выбрать капитанов из числа сильных учеников; перед данным уроком учащиеся должны подготовить по десять вопросов для противоположной команды и записать их на доске, предварительно согласовав с учителем, приготовить жетоны разных цветов, а также творческое задание для более подготовленных учащихся по темам:
-
“ О полюсе холода России”.
-
“Охрана атмосферного воздуха от загрязнения”.
-
“ Меры борьбы с неблагоприятными климатическими условиями”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цели урока, форму проведения и ход урока.
Задание 1: “Кто быстрее ответит?”
Команде “Циклон” | № | Команде “Антициклон” | |
1. | Погода | 1. | Климат |
2. | Изобары | 2. | Изотермы |
3. | Суммарная радиация | 3. | Солнечная радиация |
4. | Трансформация | 4. | Инверсия |
5. | Циклон | 5. | Антициклон |
6. | Испаряемость | 6. | Коэффициент увлажнения |
7. | Атмосферный фронт | 7. | Агроклиматические ресурсы |
8. | Агроклиматология | 8. | ,,Полюс холода” России |
9. | Засуха | 9. | Азиатский максимум |
10. | Синоптическая карта | 10. | Амплитуда |
11. | Муссоны | 11. | Знаменитый русский климатолог |
II. Выполнение заданий соревнования.
Задание 2. “Дополни ответ” (каждая команда заполняет по 2 схемы)
1 команда
1. Климатообразующие факторы.
1. Географическое положение.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
4. Неблагоприятные климатические явления.
1. Засуха.
2.
3.
4.
5.
2 команда
2. Основные климатические показатели.
1. Количества тепла.
2.
3.
4.
3. Показатели агроклиматических ресурсов.
1. Продолжительность периода со среднесуточной t, выше 10°.
2.
3.
4.
5.
Задание 3. Определи по схемам, что изображено. (У доски по одному ученику от команды, а команда называет их основные признаки).
-
Циклон.
-
Антициклон.
-
Тёплый фронт.
-
Холодный фронт.
Задание 4. Ответь на вопрос. (Каждому ученику даётся индивидуальное задание с вопросом и они поочерёдно отвечают). Приложение 3.
Вопрос для каждого ученика.
-
От чего зависит количество солнечной радиации?
-
Какой фактор оказывает сильное влияние на отражение или поглощение солнечной радиации?
-
К чему приводит перемещение воздушных масс?
-
Какие типы воздушных масс перемещаются над территорией России?
-
В каких широтах расположена большая территория России?
-
Какой из трёх океанов оказывает значительное влияние на формирование климата в умеренных широтах России в теплый период года и почему?
-
Где расположен центр Сибирского антициклона? В какой период года он, играет решающую роль в формировании климата России?
-
В каких направлениях перемещаются ВМ с повышенным атмосферным давлением от Сибирского антициклона Азиатского максимума?
-
Какой (особенность) фактор способствует проникновению арктических и атлантических ВМ в глубь страны и далеко на юг?
-
В каких климатических поясах расположена территория России?
-
В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?
-
Назовите типы климатов господствующих в умеренном поясе с запада на восток, от западных границ России до побережья Тихого океана?
-
Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного пояса являются границами раздела различных типов климата?
-
Какие климатические явления неблагоприятные для работы транспорта?
-
Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом?
-
Почему в Сибири очень холодные зимы?
-
Почему самое холодное место не на самой северной точке России?
Задание 5. Географический диктант. (Какая команда даст больше ответов)
— Определите, какому типу климата соответствует описание:
-
Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. {Арктический.)
-
Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность.Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)
-
Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). (Резко континентальный.)
-
В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°С, лето прохладное.(Субарктический.)
-
Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)
Задание 6. Конкурс капитанов. “Рекорды климата на территории России”. (Кто даст больше правильных ответов и покажет на карте эти географические объекты)
-
“Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);
-
Самая низкая температура января (-71°);
-
Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);
-
Самая холодная зима (-50°С в Якутии);
-
Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);
-
Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);
-
Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);
-
Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);
-
Где выпадает самое малое количество осадков? (Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Кательный, Новосибирские острова – 141 мм в год).
Задание 7. Работа с картой.
По климатической карте атласа определить тип климата в следующих районах и населённых пунктах России.
1 команда:
1. Москва (умеренно-континентальный пояс, умеренный тип климата);
2. Мурманск (субтропический пояс);
3. Новосибирск (континентальный тип климата, умеренный пояс);
4. Хабаровск (муссонный климат);
5. Анадырь (субарктический пояс);
6. Оймякон (субарктический континентальный пояс);
7. Волгоград (умеренный тип климата);
8. Сургут (умеренный пояс, континентальный тип климата).
2 команда:
1. Карелия (умеренно-континентальный);
2. Алтай (континентальный);
3. Подмосковье (умеренно-континентальный);
4. Север Западной Сибири (субарктический пояс);
5. Сахалин (муссонный климат);
6. Остров Врангеля (арктический пояс);
7. Камчатка (муссонный климат);
8. Сихотэ–Алинь (муссонный климат).
Задание 8. Творческое. (Более подготовленные учащиеся готовили дополнительный материал).
IV. Подведение итогов соревнования.
V. Домашнее задание.
Составить кроссворд “Климат России”.
VI. Подведение итогов урока.
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я узнал…”
“Сегодня на уроке я научился…