Епихина Елена Виктровна

МБОУ Чалтырская СОШ №1

Учитель географии.

Урок географии 9 класс

Тема урока : « Москва и Подмосковье»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о Москве – как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.

Развивающая: продолжать развивать навыки учащихся работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, диаграммами, картами атласа, работать по плану.

Воспитательная: содействовать формированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Оборудование: ПК, м/м установка, м/м презентация, учебник географии «Россия» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева, тематические карты, атлас.

Ход урока:

Этапы урока

время

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

1.Организационный момент.

2.Актуализация и определение темы урока.

3.Формулирование проблемы.

4.Планирование деятельности.

5.Актуализация

Знаний

6.Открытие нового знания 10 мин.

Самостоятельное применение знаний.

Итог урока.

Начало урока сопровождается песней М.Магомаева «Лучший город Земли»

— О каком городе поётся в песне?

-Почему он называется лучшим городом земли?

— Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся?

— Что мы должны изучить на уроке?

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось… (А.С.Пушкин)

Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей.

Вот уже на протяжении многих веков Москва – столица России.

— С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?.

-В каком году основана Москва?

— На какой реке расположена Москва?

— Главная достопримечательность Москвы?

— Почему Москву называют портом 5 морей?

Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания

1 группа «Географическое положение Москвы»

2 группа «История Москвы»

3 группа «Промышленность Москвы»

-В какой части страны расположена Московская область?

— Покажите на карте.

— Граничит ли она с какими либо зарубежными странами?

— Омывается ли морями?

По площади она невелика. Её площадь — 46 тыс.кв.км. ( С Москвой 47 тыс.кв.км), что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории

Бельгия

31 тыс.кв.км

Нидерланды

34 тыс.кв.км

Дания

43 тыс.кв.км

2) Работа с картой

— Удалите удалённость Москвы от Белого и Чёрного морей. (атлас с.4-5 г. Новороссийск, Беломорск, Архангельск. М-б в 1 см – 200 км)

— Назовите и покажите крупнейшие реки, озёра, водохранилища.

— Определите пограничные области?

3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.

4) – Почему Москва стала центром Древней Руси?

5) — В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?

— Что является сердцем Москвы, её символом?

6) –Ребята, российский географ Б.Б. Родоман подметил, что в русском языке только в одном случае возникло специальное слово для обозначения пригородной зоны – Подмосковья. Нет ни «подрязанья», ни «подростовья». Каковы фукции данной зоны?

Город Жуковский, Королёв, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино.

-Подготовьте сообщение или презентацию об этих наукоградах.

7) – Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счёт обусловлен рост Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?

Заполнение таблицы.

Рост Москвы –это хорошо или плохо?

+

Так за что Москву называют лучшим городом Земли?

— Какова планировка Москвы?

— Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?

— Назовите проблемы Москвы.

Домашнее задание: П.18. Подготовить сообщение о городах «Золотого кольца России» или о том какие события в вашей жизни связаны с Москвой?

О Москве, столице России.

История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.

1147 год

Река Москва и её притоки Яуза, Неглинка.

Кремль, Красная площадь, Большой театр…

Учащиеся работают с картами атласа.

Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией.

Выступление учащихся.

Работа с атласами и картами учебника.

— Нет.

— Нет.

Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.

Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.

Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.

1.Выгодное транспортно-географическое положение.

2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду.

3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян.

4. Москва – центр русской православной церкви.

Работа с текстами учебника и заполнение таблицы

Функции Москвы

управление

промышленная

информационная

транспортная

культурная

Кремль, Красная площадь.

Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т.д.

Работа с опорной информацией, текстом учебника.

Заполнение таблицы.

Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.

Слайд2. План урока.

1.Географическое положение;

2.Почему Москва стала столицей государства?

3.Достопримечательности Москвы – Кремль;

4. Промышленность Москвы;

5.Чтотакое Подмосковье?

Карта Центрального района

Слайды о Москве

Просмотр видеоролика о Кремле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here