Епихина Елена Виктровна
МБОУ Чалтырская СОШ №1
Учитель географии.
Урок географии 9 класс
Тема урока : « Москва и Подмосковье»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательная: Сформировать представление о Москве – как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.
Развивающая: продолжать развивать навыки учащихся работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, диаграммами, картами атласа, работать по плану.
Воспитательная: содействовать формированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование: ПК, м/м установка, м/м презентация, учебник географии «Россия» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева, тематические карты, атлас.
Ход урока:
Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование | |||||||||||||||||||
1.Организационный момент. 2.Актуализация и определение темы урока.
3.Формулирование проблемы.
4.Планирование деятельности.
5.Актуализация Знаний
6.Открытие нового знания 10 мин.
Самостоятельное применение знаний.
Итог урока.
| Начало урока сопровождается песней М.Магомаева «Лучший город Земли» — О каком городе поётся в песне? -Почему он называется лучшим городом земли? — Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся? — Что мы должны изучить на уроке?
Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось… (А.С.Пушкин)
Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей. Вот уже на протяжении многих веков Москва – столица России.
— С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?.
-В каком году основана Москва? — На какой реке расположена Москва? — Главная достопримечательность Москвы? — Почему Москву называют портом 5 морей?
Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания 1 группа «Географическое положение Москвы» 2 группа «История Москвы» 3 группа «Промышленность Москвы»
-В какой части страны расположена Московская область? — Покажите на карте. — Граничит ли она с какими либо зарубежными странами? — Омывается ли морями?
По площади она невелика. Её площадь — 46 тыс.кв.км. ( С Москвой 47 тыс.кв.км), что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории
2) Работа с картой — Удалите удалённость Москвы от Белого и Чёрного морей. (атлас с.4-5 г. Новороссийск, Беломорск, Архангельск. М-б в 1 см – 200 км)
— Назовите и покажите крупнейшие реки, озёра, водохранилища. — Определите пограничные области?
3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.
4) – Почему Москва стала центром Древней Руси?
5) — В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?
— Что является сердцем Москвы, её символом?
6) –Ребята, российский географ Б.Б. Родоман подметил, что в русском языке только в одном случае возникло специальное слово для обозначения пригородной зоны – Подмосковья. Нет ни «подрязанья», ни «подростовья». Каковы фукции данной зоны? Город Жуковский, Королёв, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино. -Подготовьте сообщение или презентацию об этих наукоградах.
7) – Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счёт обусловлен рост Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?
Заполнение таблицы.
Так за что Москву называют лучшим городом Земли? — Какова планировка Москвы? — Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице? — Назовите проблемы Москвы.
Домашнее задание: П.18. Подготовить сообщение о городах «Золотого кольца России» или о том какие события в вашей жизни связаны с Москвой?
|
О Москве, столице России.
История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.
1147 год Река Москва и её притоки Яуза, Неглинка. Кремль, Красная площадь, Большой театр… Учащиеся работают с картами атласа.
Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией. Выступление учащихся.
Работа с атласами и картами учебника.
— Нет. — Нет.
Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.
Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.
Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.
1.Выгодное транспортно-географическое положение. 2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду. 3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян. 4. Москва – центр русской православной церкви.
Работа с текстами учебника и заполнение таблицы
Функции Москвы
Кремль, Красная площадь.
Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т.д.
Работа с опорной информацией, текстом учебника.
Заполнение таблицы.
|
Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.
Слайд2. План урока. 1.Географическое положение; 2.Почему Москва стала столицей государства? 3.Достопримечательности Москвы – Кремль; 4. Промышленность Москвы; 5.Чтотакое Подмосковье?
Карта Центрального района
Слайды о Москве
Просмотр видеоролика о Кремле.
|