Урок по географии. 9 класс.

Тема: Сравнительная характеристика экономических районов Центральной России.

Цель: уметь давать характеристику экономических районов России по плану.

Задачи: Знать состав, особенности природы, специфику отраслей хозяйства; уметь заполнять таблицу и давать ответ по ней, работать с картами атласа; анализируя таблицу, уметь отображать информацию графически, уметь работать в группах и быть коммуникабельным, находить совместно правильный ответ, любить свою русскую природу и быть гордым за Родину.

Оборудование: атласы, учебники, контурные карты, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент. Учащиеся разбиваются на 3 группы. Учитель объявляет тему, цель, задачи урока, акцентирует внимание на оборудование (наличие учебников и атласов в каждой группе), демонстрирует, лежащий на парте раздаточный материал.

Мотивация: «Родина» — мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое.

Голубые от луны стога.

М. Пляцковский

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями природы Центральной России, которая в свою очередь наложила отпечаток на хозяйственную деятельность русского народа и сформировала черты русского характера. Работать вы будете в группах, отвечая на вопросы таблицы (у каждого ученика) по выбранному вами району (Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский экономические районы). Затем, каждая группа представит свой экономический район. По мере представления каждого района вы заполняете столбцы таблицы, внимательно слушая учащихся других групп. В конце урока будет проведена проверочная работа по этой теме.

2.Изучение нового материала.

  1. Самостоятельная работа в группах

  2. Защита своего района каждой группой учащихся (используется мультимедиа)

  3. Проверка своих таблиц с заполненным аналогом

  4. Работа с контурной картой

3.Закрепление. Проверочная работа

  1. Какой из районов имеет выход к государственной границе? Центральный.

  2. Это один из 3-х районов, имеющий 3 республики? Волго-Вятский.

  3. В каком из районов есть черноземы? Центрально-Черноземный.

  4. В каком из районов находится КМА? Центрально-Черноземный.

  5. Какой из районов имеет главной отраслью специализации лесную и деревообрабатывающую промышленность? Волго-Вятский.

  6. Какой из районов специализируется на выплавке черных металлов? Центрально-Черноземный.

  7. В каком из районов развита полиграфия и текстильная промышленность? Центральный.

  8. Какой из районов производит речные суда, автомобилестроение, дизелестроение? Волго-Вятский.

  9. Какой из районов специализируется на молочно-мясном скотоводстве и выращивании льна и ржи? Центральный.

  10. Какой из районов славится пряниками, оружием и самоварами? Центрально-Черноземный.

4.Подведение итогов урока. Главные выводы. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

5.Домашнее задание учебник «География России» 9 класс В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.И.Ром, А.А.Лобжанидзе «Дрофа» §29-32,таблица, кроссворд по теме.

Сравнительная характеристика экономических районов Центральной России.

План характеристики

Центральный район

(ЦР)

Волго-Вятский район

(ВВР)

Центрально-Черноземный район

(ЦЧЗ)

1

Географическое положение

В центре Европейской части, граничит на западе-с Белоруссией и Украиной,

на юге с ЦЧЗ, на востоке с Поволжским, на севере — Северо-Западным и

Северным районом

На востоке Центральной России, граничит на юге — Поволжье, на востоке-С Уралом, на западе — ЦР, на севере с Северным районом

На юге Центральной России. Граничит на юге и юго-западе с Украиной и Северо — Кавказским районами, на западе и севере-с Центральным, на востоке-с Поволжским.

2

Площадь, численность населения

S=485,1 тыс км2

Ч-29 млн 539 тыс чел

S=263,3 тыс км2

Ч-8 млн 343 тыс чел.

S=168 тыс км2

Ч-8 млн чел

3

Состав

12 областей: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская,

Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская

3 республики: Марий Эл (Йошкар-Ола), Чувашская (Чебоксары), Мордовия (Саранск),2 области: Кировская, Нижегородская

5 областей : Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская

4

Главный центр

Г.Москва

Нижний Новгород

Воронеж

5

Особенности природных условий и ресурсов

Рельеф пресеченный: Восточно-Европейская равнина возвышенности (Смоленская, Московская, Среднерусская Валдайская) и низменности

(Мещерская, Волго-Окская); озеро Селигер, реки Волга и Ока, территория сильно заболочена, зона широколиственных лесов, есть полезные ископаемые, и бурого угла Подмосковный каменноугольный бассейн, строительные материалы.

На Восточно – Европейской равнине, лесная зона, река Волга, климат умеренно-континентальный, есть засухи. Залежи фосфоритов, строительных материалов

Рельеф разнообразный : равнины пересечены оврагами и балками, реки: Дон, Воронеж, Хопер.

Климат умеренно-континентальный, недостача влаги, почвы — черноземы, зона лесостепей и степей, которая изменена человеком (поля и пашни). Из полезных ископаемых встречается железная руда (КМА).

6

Основные отрасли специализации хозяйства района

ТЭС, машиностроение, химическая промышленность, полиграфия, стекольно-фарфоровая, легкая (текстильная), С/Х: молочно — мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство, овощеводство, лен, зерно: рожь, пшеница

Лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение (авто -, речное судо -, электротехническое), химическая промышленность

Пищевая промышленность (переработка сахарной свеклы, пшеницы, фрукты (яблоки антоновка), овощи.) Действуют атомные станции — Курская и Воронежская, черная металлургия, химическая промышленность, машиностроение (металлургическое оборудование, техническое и с/х)

7

Крупные города

Москва, Брянск, Владимир, Ярославль, Кострома, Смоленск, Тула

Нижний Новгород ,Киров, Саранск, Чебоксары, Йошкар-Ола

Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Мичуринск.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here