Тема урока: Трудовые ресурсы России

Цели: сформировать представление о понятиях «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «рынок труда»; познакомить причинами безработицы, требованиями к современному работнику; способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Оборудование: презентация «Трудовые ресурсы России», модуль «Трудовые ресурсы» для заполнения, учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина «География: население и хозяйство России. 9 класс» Издательство «Просвещение», политико-административная карта России, атласы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Класс разделен на 6 групп, которые расположились за отдельными столами.

  1. Проверка домашнего задания.

Географический диктант:

1.Разница между рождаемостью и смертностью….

2.Сокращение численности населения в стране…

3.Скопление городов вокруг крупного города…

4.Механическое движение населения…

5.Выезд людей из страны…

6.Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни…

7. Въезд людей в страну…

8.Непрерывный процесс смены поколений…

9.Возвращение мигрантов на родину…

10.Населненный пункт с численностью более 12 тысяч человек…

II. Изучение нового материала.

Учитель: В этом учебном году перед каждым из Вас станет проблема самоопределения, выбора профессии и дальнейшего продолжения получения образования. Некоторым учащимся в вашем классе уже исполнилось 16 лет и они пополнили ряды трудовых ресурсов нашей страны. Это огромная группа людей, создающая блага в нашем обществе. Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь – Трудовые ресурсы России). Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Каждая группа получила задания, которое необходимо выполнить с помощью учебника А. И. Алексеева и В.В. Николиной параграф 13. Затем отчитывается о выполнении задания, используя не только текс учебного пособия, но и презентацию «Трудовые ресурсы России».

Задания для групповой работы:

Группа № 1.

  1. Что такое трудовые ресурсы? Какая часть населения к ним относится?

  1. Какой возраст в России принято считать трудоспособным? Какие группы выделяются среди населения относительно трудоспособного возраста?

Группа № 2.

  1. Какие две группы выделяются среди населения в трудоспособном возрасте?

  1. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?

Группа № 3.

  1. Экономически активное население. Какие группы населения к нему относятся?

  1. Могут ли входить экономически активного населения люди старше трудоспособного возраста?

Группа № 4.

  1. Что такое рынок труда?

  1. Что определяет соотношение спроса и предложения на рабочую силу?

  1. Каковы действия работодателя и работника при низкой оплате труда (заработной плате)? Изменения, происходящие на рынке труда при низкой оплате труда?

  1. Каковы действия работодателя и работника при высокой оплате труда (заработной плате)? Изменения, происходящие на рынке труда при высокой оплате труда?

Группа № 5.

  1. Назовите и покажите на карте районы России с высоким уровнем безработицы.

  1. Назовите и покажите на карте России районы с низким уровнем безработицы.

  1. От чего зависит география безработицы?

  1. Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Как зависит безработица от структуры хозяйства?

Группа № 6.

  1. Как решается проблема безработицы?

  1. В 90-х годах прошлого столетия в нашем городе был очень высокий уровень безработицы в связи с закрытием угольных предприятий. Как была решена данная проблема в нашем городе?

  1. Какие требования предъявляются к работнику в современных условиях рынка?

Во время выступления каждой группы все остальные учащиеся заполняют модуль «Рынок труда и занятость населения»

Тема: Рынок труда и занятость населения.

Шаг 1. Продолжите предложение: трудовые ресурсы – это……

Шаг 2. Заполните схему:

Население в трудоспособном возрасте

? Трудоспособное население

Шаг 3. Заполните пропуски в предложении:

Трудоспособным возрастом в России принято считать у мужчин……, у женщин….

Шаг 4. Заполните схемы:

Население России – 142 млн. человек

?

Население

в трудоспособном возрасте ?

Трудовые ресурсы – это трудоспособное население

?

учащиеся, студенты

?

Экономически активное население

?

Безработные

Шаг 5. Закончите предложение:

Рынок труда – это…

Соотношение спроса и предложения на рабочую силу определяется….

Шаг 6. Заполните пропуски в предложении:

  1. Низкая оплата труда – спрос….. предложения — …работников.

  2. Высокая оплата труда – спрос …предложения — ………

Ответьте на вопрос: выгодно ли работодателю при низкой оплате труда уменьшить объем ручного труда и произвести техническое перевооружение производства? Почему?

Шаг 7. Подчеркните названия субъектов РФ с высоким уровнем безработицы: Ростовская область, Смоленская область, Чеченская республика. Ненецкий автономный округ, Якутия, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария.

Подчеркните названия субъектов РФ с низким уровнем безработицы: Ингушетия, Москва, Псковская область. Мурманск, Санкт-Петербург, Кировская область, Ленинградская область.

Шаг 8. Заполните пропуски:

География безработицы зависит:

1)………

2)……..

Ответьте на вопрос: Почему районы с высоким уровнем естественного прироста населения имеют высокий уровень безработицы?

Как влияет уровень развития экономики на количество безработных в регионе?

Шаг 9. Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли утверждение (да или нет):

  1. Полная занятость населения тормозит развитие экономики.

  2. Безработица способствует закрытию устаревших и экономически невыгодных производств.

  3. Безработица снижает уровень преступности.

  4. Безработица повышает конкуренцию на рынке труда.

  5. У безработного человека много личного свободного времени.

  6. Безработица способствует повышению уровня образования и квалификации работников.

  7. Безработица стимулирует рост экономики.

Шаг 10. Заполните пропуски:

Меры, предпринимаемые для сокращения уровня безработицы – это….

III.Подведение итогов урока:

Учитель: За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке труда, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях. Я вам сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуёте найти пути выхода из них.

Ситуация 1. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.

  1. вы – молодой специалист, который желает устроиться на работу в престижное учреждение. Ваши действия.

  2. вы – руководитель престижного учреждения, который желает принять на работу естественно хорошего работника и не ошибиться.

Ситуация 2. 3 человека обыгрывают данную ситуацию.

  1. подчинённый, которому доверили выполнить определённую работу, но по каким-то причинам вы это не сделали. Ваши действия по оправданию себя.

  2. вы – лицо, которому подчиняется человек, не выполнивший своё поручение. Как вы поступите по отношению к этому работнику.

  3. вы – руководитель предприятия, где произошла данная ситуация, и в присутствии вас происходит её разбор. За вами последнее слово. Ваше решение.

Ситуация 3. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.

  1. вы – работник, в очередной раз опоздавший на работу. Как вы сможете оправдать себя перед начальником?

  2. вы – начальник, который должен обязательно принять меры по поводу систематических опозданий своего работника. Ваши действия.

IV. Домашнее задание: параграф 13, ответы на вопросы после параграфа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here