Конспект урока «Тундровые лишайниковые ландшафты» по географии для 8-х классов
УМК по географии: География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева. 8 класс, Дрофа, М.: 2010г.
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «ландшафты тундры».
Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.
Задачи урока:
Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.
Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.
Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
Предметные УУД:
-
Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.
-
Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.
-
Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.
Метапредметные УУД:
1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.
2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.
3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).
Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.
Межпредметные связи: Опора на знания по географии (6,7 классы).
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование; презентация «Царства живой природы»; музыкальный диск «100 лучших классических произведений»;гербарий лишайников; учебник для 8 класса География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева. 8 класс, Дрофа, М.: 2010г.; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы.
Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Учитель включает музыкальное оформление: Григ. Пер Гюнт «Утро» и одновременно начинает показ слайдов живых организмов, относящихся к разным царствам. Учащиеся вспоминают материал, структурируют полученные ранее знания (ПУУД).
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
При показе слайда с изображением лишайника учитель задает вопросы классу: (Диалог с учителем – КУУД)
— Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).
— А вы когда-нибудь видели их в природе? (Возможны короткие ответы-рассказы учащихся — ЛУУД).
— Как вы думаете – они нужны природе, человеку? (Учащиеся затрудняются ответить).
— Давайте заслушаем небольшую историческую справку об открытии этих организмов (Умение слушать –ПУУД).
— Так о каких организмах пойдет сегодня речь на уроке? (Ответ учащихся).
3.Выявление места и причины затруднения:
Учитель продолжает диалог:
— А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся: где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем – КУУД).
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство):
Учитель предлагает:
— Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план по которому мы будем работать (ребята могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темы и цели урока — РУУД).
5.Реализация построения проекта:
Учитель классу показывает гербарий лишайников и предлагает сравнить ( в парах – КУУД ) их внешний вид .
— Одинаковые ли они? Если отличаются, то чем? ( Работа в парах).
В рабочей тетради давайте заполним таблицу «Типы лишайников»
— Почему лишайники могут жить в бесплодных местах? (Ответы – владение устной речью — КУУД).
— А теперь вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Каково значение лишайников в природе? Обсуждение материала, осознанное построение речевого высказывания – КУУД, ПУУД).
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
Учитель:
— Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке.
— Задайте свой вопрос другим учащимся класса (работа в парах и с классом — КУУД).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Каждому ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова (ПУУД):
1.Главный отличительный признак лишайников –симбиоз двух организмов:гетеротрофного…….. и автотрофного………
2. Тело лишайника представлено…….
3. Лишайники делятся на 3 типа……..
4. В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники…….
Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка. (Самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция). – РУУД.
8. Включение в систему заданий повторения:
Диалог с учителем (КУУД, ПУУД):
— Ребята, часто вы бываете в наших лесах? Часто ли вы видите лишайники?
— На что указывают многочисленные лишайники в наших лесах? (Ответы).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Вопрос к классу:
Как вы считаете, правильно ли то, что лишайники выделяют в отдельную группу живых организмов? Докажите это.
(анализ, построение логической цепи рассуждений — ПУУД).
— Согласны ли вы с тем, что лишайники играют важную роль в природе и жизни человека? (ЛУУД).
Задание на дом: изучите №27, ответьте на вопросы. Выйдите на школьный двор и попробуйте найти лишайники. Если их нет, то объясните, почему их здесь нет?