Конспект урока «Тундровые лишайниковые ландшафты» по географии для 8-х классов

УМК по географии: География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева. 8 класс, Дрофа, М.: 2010г.

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «ландшафты тундры».

Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:

  1. Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.

  2. Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.

  3. Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.

Метапредметные УУД:

1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.

2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.

3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).

Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.

Межпредметные связи: Опора на знания по географии (6,7 классы).

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование; презентация «Царства живой природы»; музыкальный диск «100 лучших классических произведений»;гербарий лишайников; учебник для 8 класса География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева. 8 класс, Дрофа, М.: 2010г.; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы.

Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель включает музыкальное оформление: Григ. Пер Гюнт «Утро» и одновременно начинает показ слайдов живых организмов, относящихся к разным царствам. Учащиеся вспоминают материал, структурируют полученные ранее знания (ПУУД).

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

При показе слайда с изображением лишайника учитель задает вопросы классу: (Диалог с учителем – КУУД)

— Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).

— А вы когда-нибудь видели их в природе? (Возможны короткие ответы-рассказы учащихся — ЛУУД).

— Как вы думаете – они нужны природе, человеку? (Учащиеся затрудняются ответить).

— Давайте заслушаем небольшую историческую справку об открытии этих организмов (Умение слушать –ПУУД).

— Так о каких организмах пойдет сегодня речь на уроке? (Ответ учащихся).

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель продолжает диалог:

— А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся: где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем – КУУД).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство):

Учитель предлагает:

— Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план по которому мы будем работать (ребята могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темы и цели урока — РУУД).

5.Реализация построения проекта:

Учитель классу показывает гербарий лишайников и предлагает сравнить ( в парах – КУУД ) их внешний вид .

— Одинаковые ли они? Если отличаются, то чем? ( Работа в парах).

В рабочей тетради давайте заполним таблицу «Типы лишайников»

— Почему лишайники могут жить в бесплодных местах? (Ответы – владение устной речью — КУУД).

— А теперь вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Каково значение лишайников в природе? Обсуждение материала, осознанное построение речевого высказывания – КУУД, ПУУД).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Учитель:

— Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке.

— Задайте свой вопрос другим учащимся класса (работа в парах и с классом — КУУД).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Каждому ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова (ПУУД):

1.Главный отличительный признак лишайников –симбиоз двух организмов:гетеротрофного…….. и автотрофного………

2. Тело лишайника представлено…….

3. Лишайники делятся на 3 типа……..

4. В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники…….

Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка. (Самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция). – РУУД.

8. Включение в систему заданий повторения:

Диалог с учителем (КУУД, ПУУД):

— Ребята, часто вы бываете в наших лесах? Часто ли вы видите лишайники?

— На что указывают многочисленные лишайники в наших лесах? (Ответы).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Вопрос к классу:

Как вы считаете, правильно ли то, что лишайники выделяют в отдельную группу живых организмов? Докажите это.

(анализ, построение логической цепи рассуждений — ПУУД).

— Согласны ли вы с тем, что лишайники играют важную роль в природе и жизни человека? (ЛУУД).

Задание на дом: изучите №27, ответьте на вопросы. Выйдите на школьный двор и попробуйте найти лишайники. Если их нет, то объясните, почему их здесь нет?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here