Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ново-Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Аргаяшского района Челябинской области
Конспект урока по географии
в 7 классе
«Население Южной Америки.
Страны материка»
подготовила
учитель географии
Гимадисламова Эльмера Гизатулловна
2013
тема: Население Южной Америки. Страны материка.
Цели урока:
-
изучить расовый и этнический состав населения Южной Америки;
-
сформировать представление о современной политической карте Южной Америки.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Но прежде, познакомьтесь с моей помощницей. Давайте прочтем ее послание, запишем тему урока (слайд 2)
и проверим, как вы усвоили пройденный материал. (Проверка Д/З. слайд 3)
Напротив названий природных зон Южной Америки даны признаки, соедините стрелками те признаки, которые для них характерны
-
Изучение нового материала
-
Ребята, для того чтобы познакомиться с новой темой, мы должны составить план. Он будет состоять из 4-х этапов (слайд №4). И составлять мы будем его не в начале урока, как обычно мы это делаем, а в течение всего урока – поэтапно. И к концу урока мы по составленному плану подведем итог нашего урока-путешествия.
-
С чего же нам следует начать знакомство с населением материка. Кто подскажет?
(учитель задает наводящие вопросы)
Представьте, что вы попали на какой-нибудь материк. Вас гостеприимно встретили местные жители. Вы видите, что жители материка разных рас. Здесь и монголоиды, и негроиды, и европеоиды. Какой бы вопрос у вас возник? Что бы вы захотели узнать о них в первую очередь?
(Почему они все разные и как они здесь заселились)
(слайд 5) Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15 – 20 тыс. лет назад.
Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Более 35 тыс. лет назад на месте Берингова пролива была суша. В Южную Америку древние индейцы перешли из Северной Америки почти 20 тыс. лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк.
Не имея связей с народами других материков, народы Южной Америки создали своеобразную культуру.
7 тыс. лет назад на материке зародилось земледелие.
В I веке н.э. – возникли первые древнейшие индейские государства _ Мочика и Ткуанако.
В XV – XVI вв. – сложилось крупное индейское государство – империя инков, включавшее в себя территорию современной Боливии, Чили, Аргентины, Перу и Эквадора.
Хорошо была развита хозяйственная деятельность инков стр. 182 (абзац 2)
С XVI в. началось завоевание Южной Америки европейцами и переселение на материк. Перед ними были испанцы и португальцы, а позднее и выходцы из других стран Европы.
Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истреблению индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезенных из Европы.
Государство инков было разрушено.
Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента, но в большинстве из них ( кроме Перу, Боливии и Эквадора) они составляют лишь небольшой процент населения (слайд 6).
Ребята, посмотрите перед вами жители Южной Америки (слайд 7).
Что вы можете сказать о населении Южной Америки?
Здесь мы видим представителей разных рас. Это индейцы – коренные жители. Португальцы и испанцы – пришлые. Здесь мы видим еще и негров.
Ребята, а как выдумаете, как негры попали на континент?
Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешевую рабочую силу. Для работы на плантациях колонизаторы стали вывозить миллионы негров-рабов из Африки.
Итак, кто догадался, как мы назовем 2-ой этап урока? Расы и народы.
Запишите.
Южную Америку, т.ж. как и Африку населяют коренные жители и пришлые, представители 3-х основных рас – негроидной, европеоидной и монголоидной(индейцы) (слайд 8).
Постепенно на материке произошло смешение 3-х рас. Задание: (слайд 9).
Среди народов материка продолжается процесс смешения языков, обычаев, традиций, нравов. Многие же индейские народы утратили знание своего языка. Так образуются новые народы Южной Америки.
Ребята, всем, наверное интересно сколько же всего живет людей на континенте?!
А как вообще узнают, сколько всего человек живет на какой-либо территории? Проводят перепись населения.
А вы знаете сколько всего человек живет в Аргаяше? 11 тыс. человек.
Наш район тоже можно назвать многонациональным. Здесь живут: 68% -башкиры, 32% — русские, 25%- татары, 0,6% -украинцы и другие.
В Южной Америке живет более 350млн. человек(слайд 10).
За последние полвека численность населения увеличилось почти в 3 раза. В чем же причина такого роста? (ответы детей)
А теперь давайте узнаем какой вариант ответа был более верным. Ответ на этот вопрос вы найдете в тексте учебника на с.183. Давайте проверим.
Знакомство с плотностью населения по карте, атласы.
Плотность населения крайне неравномерно, примерно 90% — в приморской части континента и высокая плотность населения на Центральных плоскогорьях.
Выполнение практической работы. Отметить крупные города Южной Америки.
-
Проверка практической работы (слайд 11).
Больше половины населения континента живет в городах что создает множество проблем. (транспорта, жилища, экономики и др.)
Наверное, каждый мечтает побывать во всех уголках Земли, во всех странах.
И мы переходим к четвертому этапу, где мы и узнаем о современных странах Южной Америки. (слайд 12)
Работа с учебником стр. 185 рис.66
Современные страны Южной Америки относятся к группе развивающихся стран. Почти все страны Южной Америки, кроме двух, имеют выход к океанам. Самые большие по площади страны лежат на востоке материка. Страны континента группируют и по природным особенностям.
Попробуйте определить, по каким природным особенностям группируют.
Выделяют страны Востока (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай) и андийские страны (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Колумбия, Чили)
-Ребята, а как вы думаете, откуда берутся названия городов и стран?
-Кто мне скажет, почему наш поселок назван Аргаяшом?
-
Легенда о влюбленной паре Ар и Гаяш, которые из-за несчастной своей любви утонули в озере Аргаяш
-
В переводе с башкирского языка Аргаяш («яр»-берег, «кояш»-солнце) –солнечный берег.
Также названия городов и стран Южной Америки имеют свои легенды и истории их происхождения (слайд 13)
Закрепление.
Итак, мы прошли с вами все четыре этапа. А теперь давайте попробуем кратко пройтись еще раз по всем этапам и повторить все о чем мы узнали с вами сегодня.
1. Расскажите о истории заселения материка.
2. Закрепление рас и народов
— А теперь, попробуем разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Государство на северо-западе Южной Америки. Название страны в переводе с испанского означает «экватор».
2. Город в Бразилии, столица одноименного штата. Второй по величине город Бразилии (после Сан-Паулу). Название страны в переводе с португальского означает «январская река».
3. Название государства дано от породы красного дерева пау-бразил, древесина которого во времена колонизации играла в торговле значительную роль.
4. Остров был открыт Христофором Колумбом в 1492 году и назван им Эспаньолой. Из языка карибских индейцев — «гористый остров».
По вертиткали:
5. Государство на юго-западе Южной Америки, занимающее длинную полосу земли между Тихим океаном и Андами. В переводе с местного наречия – «там холодно».
6. Занимает юго-восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова Эстадос и др. В переводе означает «страна серебра».
Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились успешно. (Оценивание)
Запишите Домашнее задание.
Спасибо за урок. До свидания.
Список использованной литературы
-
Учебно-методическое издание «В помощь школьному учителю» / Под ред. Никитиной Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. –М.: ВАКО, 2007.
-
География 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А.Коринской и др. «География материков и океанов». Издательство «Учитель-АСТ».
-
Опорные конспекты в обучении географии: 7 класс.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. –М.: Просвещение, 1995.