Загребина Екатерина Александровна,
учитель географии и естествознания
МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Старозятцинская специальная (коррекционая)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики
Конспект урока по географии в 7 классе
Тема урока: Животный мир тундры
Цель: расширить представления учащихся о природе России.
Задачи:
1) Образовательные: проверить знания учащихся о растительном мире тундры; формирование знаний о животном мире тундры.
2) Коррекционно-развивающие: развитие мышления через установление причинно-следственных связей; развитие навыков осознанного чтения; развитие речи и внимания через беседу
3) Воспитательные: воспитание у учащихся интереса к учебе, к изучению природных зон нашей страны; воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники (Лифанова Т.М. География. 7 кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида), тетради, доска, мел, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, ручки, простые карандаши.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и целей
4.Изучение нового материала
5. Физкульт-минутка
6. Закрепле-ние
7. Домашнее задание
8.Итог урока
| — Здравствуйте. Вижу, что все готовы к уроку. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного. Садитесь.
1.-Что было задано на дом?
2.- Предлагаю вам выполнить задание на карточках (Приложение 1)
3.Проверка выполненных заданий
4.Фронтальный опрос: -Почему в тундре не могут расти высокие деревья?
-Как растения тундры приспособились к суровым природным условиям?
5.Игра «Узнай по описанию»: -Кустарник с темно-синими съедобными ягодами. -Болотное растение со съедобными ягодами, похожими на малину. -Вид лишайника, который очень любят олени. -Растение болот, из которых образуется торф. 6. — Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с домашним заданием
-Мы уже не первый урок изучаем тундру, узнали об этой природной зоне очень много. Сегодня мы продолжим изучать тундру. Тема нашего урока «Животный мир тундры» (слайд 1). Записываем в тетрадь число и тему. -Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?
-Правильно, сегодня на уроке мы узнаем, какие животные обитают в тундре, а также как они приспособились к жизни в этой природной зоне.
-Вспомните, какой климат в тундре?
-Климат тундры хоть и суровый, но всё же здесь живет довольно много животных. Так какие же это животные?Чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас будем смотреть слайды и одновременно находить в учебнике и читать, что написано о животных , изображенных на слайдах.
(Слайд «Лемминг»): После прочтения части текста задаются вопросы: -Какой величины зверек? -Чем питаются лемминги?
(Слайд «Северный олень»): -Почему олени не проваливаются в болота и снег? -Чем питаются олени? -Какое значение имеют олени в жизни людей?
(Слайд «Песец»): -Как приспособились песцы к жизни в тундре? -Чем они питаются?
(Слайд «Полярная сова», «Полярная куропатка»): -Чем питаются совы? Чем питаются куропатки?
-Как приспособились совы и куропатки к жизни в тундре?
(Слайд с другими птицами тундры:) -Почему весной в тундру прилетает много птиц?
(Слайд «Комары, мошки»:) -Как вы думаете , почему в тундре много комаров и мошек?
— В тундре обитает еще одно животное, это овцебык (открывается слайд «Овцебыки», после которго следует сообщение учителя об этом животном). -Для сохранения животного мира тундры в этой природной зоне создано несколько заповедников, самый большой из которых — Таймырский. -Итак, мы познакомились с животным миром тундры. Как же приспособились животные к жизни в этой природной зоны?
-В тундре, как и в любой природной зоне, всё живое тянется к солнцу.
-В тундре часто дуют сильные ветры -Чтобы глаза были зоркими, как у совы, сделаем зарядку для глаз. Посмотрим вверх-вниз, влево -вправо
1.-Отгадайте загадки:
носит он свои рога. Есть лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
-Можно ли в полной мере отнести эту загадку к полярной сове? Почему?
2. –Поиграем в игру «Пойми меня» (Приложение 2)
3.-А сейчас поработаем в тетрадях .Заполним схему «Животный мир тундры»
Насекомые Птицы Звери
Разгадать кроссворд (Приложение 3), нарисовать в тетрадях одно из животных тундры
1.-Итак, что мы узнали сегодня на уроке?
-Каждый назовите по одному животному тундры. 2.Оценка деятельности учащихся, выставление оценок
| Садятся за парты
— Прочитать параграф «Растительный мир тундры» и устно ответить на вопросы.
Выполняют задания на карточках.
Зачитывают задание, объясняют, как его выполнили.
-В тундре не могут расти высокие деревья, потому что в этой природной зоне холодно и почва оттаивает неглубоко. -Растения тундры низкорослые, стелются по земле, их корни находятся неглубоко в почве.
-Черника
-Морошка
-Ягель
-Мох
Записывают в тетрадях число и тему.
-Мы узнаем, какие животные обитают в тундре.
-Климат в тундре суровый. Зима долгая, снежная, морозная. Зимой часто бывает пурга. Лето прохладное.
Рассматривают слайд. Находят в тексте описание животных, ученики по очереди читают отрывки текста.
-15 см -Лемминги питаются корнями, ягодами
-У оленей широкие копыта
-Ягелем, травой, ягодами -Олени перевозят людйе, из шкур оленей шьют одежду, мясо употребляют в пищу
-У песцов густой, теплый мех -Песцы питаются леммингами, мышами, яйцами птиц, куропатками
-Совы питаются леммингами, мышами, куропатками. Куропатки питаются травой, ягодами -У сов и куропаток теплое оперение, а ноги также покрыты перьями
-Весной в тундру прилетает много птиц, потому что они находят здесь много корма: насекомых, рыб, траву, ягоды
-В тундре много комаров и мошек, потому что там много болот, а жизнь этих насекомых связана с водой.
Слушают рассказ учителя
-У животных тундры густой, теплый мех, теплое оперение, подкожный слой жира.
Поднимают руки вверх, встают на носочки, тянутся вверх
Выполняют наклоны в стороны Поворачивают глаза влево-вправо, поднимают вверх, опускаю вниз
-Северный олень
-Полярная сова. Нельзя, потому что полярная сова хорошо видит и днем, и ночью. -Гусь, лебедь
По очереди вытягивают карточку с названием животного, читают про себя, объясняют, не называя животное. Учащиеся должны догадаться, название какого животного записано на карточке.
Работают в тетрадях. Заполняют схему, пользуясь учебником.
Слушают объяснение домашнего задания
-Мы узнали , какие животные обитают в тундре. По очереди называют животных
|
Приложение 1.
Приложение 2.
северный олень | |
лемминг
|
лебеди |
полярная сова
|
утка |
овцебык
|
комары |
Приложение 3.