Настраиваем оптические приборы для лучшего рассмотрения Российской панорамы
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. «Интеллектуальная разминка»
Цель:
— повторение прописных истин изучаемой темы: понятий, определений и т.д.; Правила составления определений
Посмотрим в калейдоскоп:
как соотносятся понятия изучаемой нами темы друг с другом? Какой узор получиться?
Изучая тему «Природно- хозяйственные зоны», вы познакомились с новыми географическими терминами, или географическими понятиями, и их определениями. Понятие — основная категория теоретических знаний содержания школьной географии. Содержание понятия раскрывается с помощью определения. Правила составления определений: •Определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким. •Определение не должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны указываться признаки, которыми оно обладает. •Определение понятия должно быть ясным и понятным. 1) Назовите, что такое «Природная зона». Запишите это определение в виде схемы. 2) Природная зона Что такое? Объясните, из чего состоит определение понятия. Что надо сделать, чтобы сформулировать определение? Определение понятия Пользуясь схемой, составьте определения понятий: Понятие Ближайший род Существенные признаки понятия Ландшафт Определение понятий. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия путём перечисления входящих в него признаков. Правильное определение в языке имеет форму предложения и состоит из двух частей – определяемой и определяющей. Определения делятся на номинальные и реальные. Номинальное определение объясняет значение термина, слова. Примеры: «страта» – понятие, обозначающее социальный слой; «сачковать» – «бить баклуши» – лениться. Реальное определение выражает существенные признаки определяемого предмета. Пример: «квадрат – прямоугольник с равными сторонами». Понятие природно — хозяйственная зона, т. е. природная зона, в которой население занимается хозяйственной деятельностью. Задания: -
Для данных определений подберите термины и запишите в ответе соответствующие буквы. 1.Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. Ответ: В 2.Неделимый однородный природный комплекс. Ответ: Б 3.Конкретная территория, однородная по происхождению, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, климатом, единообразным сочетанием почв. Ответ: Г 4.Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира. Ответ: А А – Природная зона. Б – Фация. (Новый термин! ) В – Природно-территориальный комплекс. Г — Ландшафт. -
Назовите более узкое и более широкое по объему понятие. | •приступают к формированию навыков работы в парах, выводят совместно с учителем «схему» определения понятий; Работают с логическими операциями обобщения и ограничения понятий. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. |
 | Важная логическая операция — обобщение/ ограничение понятий. Проведите обобщение понятия тайга. При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержание уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, наоборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, Ь, с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается | И Варианты ответов учащихся. ученики самостоятельно или с участием учителя (при необходимости) формулируют суждения и умозаключения |
1 2 3 | Отношения между понятиями. Изобразите круговыми схемами отношения понятий: Ландшафт (А), ПТК (В), Природно-хозяйственная зона (С). 1. Подчинённые понятия (отношение рода и вида) – объём одного понятия полностью входит в объем другого, не исчерпывая его. 2. Равнозначные (тождественные) понятия – их объем состоит из одних и тех же элементов 3. Соподчинённые понятия – не имеют общих элементов объема, но являются видовыми по отношению к общему родовому понятию. | Познавательные УУД: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
 | Работа с терминами. Под номерами на слайде, спрятаны термины, учащиеся дают ему определение. Термины: -
Нивальный пояс -
Гольцовый пояс -
Фён -
Бора -
Реликтовые -
Засуха -
Пыльные бури | | — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, |
-
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; Цель: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме «ПХЗ» | Вначале давайте вспомним, где природа наиболее благосклонна к человеку, а где очень сурова (ответы учащихся). -
Лучше всего такую зависимость можно проследить на примере природных зон, поскольку каждая природная зона это огромный природный комплекс. Вспомните, что такое ПК? (ответы учащихся). -
Из каких природных компонентов состоит ПК? -
Скажите, изменение одного компонента комплекса приведет к изменению его всего? -
А почему изменяется ПК? Как называется смена природных зон на равнине? А в горах? И так мы вспомнили, основополагающие вопросы, касающиеся изменения природных зон, а сейчас выполним следующее задание:  | | | метапредметные результаты обучения: речевое развитие учеников — создание речевой ситуации, |
Проблемные вопросы Прежде чем приступить к обзору панорамы, давайте обозначим причину разнообразия природы нашей Родины | Почему изучению темы “Природные зоны” предшествовало рассмотрение вопросов ГП, рельефа, геологического строения, климата, почв, животного и растительного мира страны? Какому географическому закону подчинена смена природных зон на территории страны? Какому географическому закону подчинена смена природных зон на территории страны? Как он звучит? Какой закон действует при смене природных зон в горных ландшафтах? В чем его суть? Обращение к ученикам: В какой природной зоне проживаем мы? : В какой природной зоне находится географический центр России? | И Обдумывают, предлагают варианты ответов. Делают выводы. Варианты ответов учащихся. (Природная зона – комплекс, таким образом, прежде всего, необходимо знание составных компонентов) Закону географической или широтной зональности. Это – закономерная смена ПК от экватора к полюсам. — | Умение объяснять: • отличия природных комплексов друг от друга; | метапредметные результаты обучения: речевое развитие учеников — создание речевой ситуации, |
Подчеркните факторы, нарушающие широтное простирание природных зон: -
одинаковое количество тепла и света, поступающего на данную широту; -
различная степень континентальности климата; -
наличие преград на пути преобладающих ветров; -
равнинность территории; -
сильно расчлененный рельеф  |
-
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; Первыми нашему взору открываются ПХЗ, которые настолько разные, но и сходные в тоже время. Какие же? Фитнес для мозга: сравнение степи и тундры. СРАВНЕНИЕ — познавательная операция: — заключающаяся в нахождении сходства и различия между предметами, явлениями, событиями; — лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. «Все познается в сравнении» немецкий философу Фридрих Ницше. | После знакомства с отрывками из литературных произведений определите, что общего между двумя зонами и какие между ними различия. «Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики. где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла… На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят… Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук: «вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит…» А. Чехов. «Лес в Якутии и на Чукотке к северу становится все более низким и искривленным, а между 69 и 70 градусами северной широты исчезает совсем. Дальше простираются заросли стелющегося тальника и ерника(карликовая береза, которые возле Ледовитого океана тоже становятся ниже и ниже, и, наконец, теряются среди травы… Тундра в здешних краях – это сочная осока, мхи, ерник, ивняк и багульник, стелющаяся брусника (на удивление крупная) и сыроежки (на удивление мелкие)… Озера – главная достопримечательность тундры… обилие озер между Индигиркой и Колымой позволяет жителям совершать далекие путешествия, перетаскивая лодку из одного водоема в другой. Летом в тундре часто моросит мелкий дождичек. Тундра делается расплывчатой, серо-зеленой. Туманы с ветрами угнетающе действуют на непривычного человека. Основная живность в летней тундре – комары. Для них здесь придуман хороший эпитет: задавные. Да, они «давят» и «задавливают»… «Как песком в глаза сыплет», — говорят о комарах местные жители. Комары – одна из причин миграций диких оленей, совершающих за год два больших перехода: весной – из тайги и лесотундры к берегам Ледовитого океана, а осенью – обратно, на зимовку, под защиту деревьев». В. Туголуков. | Г Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение, т.е. на формирование приема умственной деятельности — абстракции. | Умение объяснять: • отличия природных комплексов друг от друга; | Метапредметные умения: • совершенствование умений работать с разными источниками информации — текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами; Познавательные УУД Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. •определять критерии для сравнения фактов, явлений, |
Меняем панораму: мы взором охватить должны Россию всю… | Установите соответствие между природными районами и характерными для них природными зонами. Природный район Набор природных зон (высотных поясов) 1. Русская равнина. А. От степей до пояса снегов и льдов 2. Западно-Сибирская равнина Б. От тундр до пустынь (включая и смешанные и широколиственные леса). 3. Кавказские горы. В. От горной лесостепи до гольцов. 4. Уральские горы Г. От зарослей кедрового стланика до пояса снегов и льдов 5. Корякское нагорье. Д. От тундр до степей. | Г выявляют причинно-следственные связи в природной зоне. — внимательно слушают выступления других, размышляют над ними и начинают говорить | Выделение характерных природных особенностей ПК, определяемых их географическим положением. | Познавательные УУД: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Конкурс путешественников Панорама сдвигается туда, где Вы были, выполняя Д/З. — (домашнее задание, которое группы получили за неделю до урока), а на уроке отчет в виде рассказа с показом презентации из 5 слайдов | Составь рассказ: Задание – совершить воображаемое путешествие по: 1 команда – тайге 2 команда – степи Описание работы: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий изучаемой темы, правильная их формулировка, логичность, увлекательность.  | Г Представляют свои наработки | Знакомство с характерными природными особенностями ПК, определяемыми их географическим положением. | Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ технологий. |
Упражнение на слуховое внимание и логическое соотношение: Найдите логическую связь географических объектов или явлений, найдите лишние слова и вычеркните “белых ворон”, обоснуйте свой выбор. | Найди лишнее растение, и назовите природную зону, к которой относится данная группа растений : -
Полярная ива, лишайники, клен, карликовая береза, голубика (тундра). -
Лиственница, дуб, сосна, пихта, ель (тайга); -
Липа, амурский бархат, вяз, вяз, бук, брусника, (зона широколиственных лесов); -
Альпийские луга, пустыня, тундра, лесостепь, тайга. | И Отвечают на поставленные вопросы разные ученики: | Умение объяснять: • специфику типов растительности; | |
 Охватить взглядом всю Россию… позволяет карта – ею и воспользуемся! | Мы изучаем географию – предмет, для которого вторым языком является географическая карта – образ пространства.  -
Выберите ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЗОНУ и определите два-три существенных ориентира её местонахождения. Предложите одноклассникам, не глядя на карту, определить её название по перечисленным вами ориентирам. Например: «Это зона безлесая. Расположена на побережье СЛО, можно сделать ссылку на климатические показатели и др . -
Проанализируйте карты на рис. 56, 59 и 60 в учебнике и карту природно-хозяйственных зон и определите, какие природно-хозяйственные зоны наиболее благоприятны для занятия земледелием и для жизни людей. Обоснуйте свой ответ.  | Анализируют карту, делают вывод | -овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; Умение определять: • особенности размещения природных зон на территории России; | Регулятивные УУД — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, отстаивать своё мнение; Коммуникативные УУД: Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его . перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); |
 Панорама сдвигается | В ходе изучения любого учебного предмета учащимся приходится иметь дело с классификацией и систематизацией информации. Внимательно изучите таблицу. На основе ее анализа заполните недостающие географические объекты, а также названия ПХЗ, на территории которых они расположены. ТУНДРА | | | | БАЙКА | | | | | | | | | КОВ | ЛЬ | | | | | | | | Г.МОСКВА | Добавьте по своему усмотрению еще один (отличный от данных) географический объект, характерный для каждой территории | Заполняют таблицу | Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Систематизировать информацию. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. | Познавательные учебно-логические: Структурировать информацию |
“Географический бой» Перемещается пнорама  | По одному вопросу каждой команде: -
Зональный, широтно вытянутый природно-территориальный комплекс, территория со сходными природными условиями, охватывающими значительные пространства. -
Самая обширная природная зона России -
В этой зоне жизнь сельского населения связана с охотой, оленеводством, рыболовством. -
В этой зоне растут главные сельскохозяйственные культуры — пшеница, кукуруза, подсолнечник. 5) В этой зоне почвы подзолистые и дерново-подзолистые. 6) В этой зоне население занимается овцеводством, развитие земледелия возможно при наличии источников воды.  | выявляют причинно-следственные связи в природной зоне. | Выявление причинно-следственных связей: географическое положение – особенности климата – особенности почвенно-растительного покрова – особенности расселения и плотности населения – виды хозяйственной деятельности. | Коммуникативные умения Ученик научится: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций |
Конкурс ландшафтоведов: проводится игра «Загадочная природная зона». Команда должна назвать природную зону и объяснить по каким признакам произошло определение.  | -
“Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зеленые елочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая березка с душистыми листочками, дрожит серая осина, а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезанные листья. Из травы глядит глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка. Белые сережки ландыша качаются под ветерком. Где-то рубит крепконосый дятел, кричит жалобно желтая иволга, отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты. Далеко слышны звуки падающих деревьев, на лесных полянках лежат валы скошенной травы, слышны голоса людей, собирающих лечебные травы и ягоды…” Ушинский К.Д. В лесу летом//Юный натуралист. — № 4 Какая природная зона описана в отрывке? Приведите доказательства. Какие хвойные деревья описаны здесь? О каких птицах пишет автор? Какими видами хозяйственной деятельности занимаются в этой природной зоне? Озвучьте незнакомые слова, попробуйте объяснить их значение. -
“Гигантские буковые леса в скалистом поднебесье. Ели-великаны, у которых темно и прохладно даже в самый жаркий день. Столетние дубы, как сединой покрытые серым, пушистым мхом в окружении зарослей колючих кустарников. Непроходимые дебри вверху, а у подножия гор, в приморских долинах – буйное цветение флоры: пальмы, лавры, олеандры, мимозы, магнолии, азалии, каштаны. Плантации роз и лаванды, винограда и лимонарии встречают путешественника. Миллионы розовых, изумрудных, яшмовых, янтарных плодов, как елочные игрушки, украшают сады. Край богат теплом и влагой круглый год. Бесконечной вереницей тянутся по побережью белоснежные, хорошо оснащенные санатории…”. Иванов А., Михайлов П. Лазурный берег. Краткий путеводитель. – М.: Госиздат – 1956 Назовите природную зону. Каковы главные особенности растений этой природной зоны? Какие растения выращивают на плантациях? С чем сравнивают плоды авторы? Почему очень разнообразен растительный мир? Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь. -
“Ветер перевалил через хребты, в бешеном галопе срывался по склонам вниз, в долины рек, поросшие столетними кедрами, старался смять, растоптать, снести и уничтожить на своем пути все живое. В союзники себе он взял мороз. Лишь шумели вершины крон. И жизнь шла своим чередом. Кедровки, дятлы, клесты, поползни, белки, соболь обследовали отсвечивающие янтарем крупные шишки. Повсюду ощущается горький запах хвои. Сосна, пихта, кедр, можжевельник выделяют большое количество этих веществ. Лес заботливый хозяин. Он регулирует содержание воды в почве, не дает расти оврагам, оберегает полноводность рек, выращивает сырье для получения лекарств, дает нам бумагу, кислород…” Рахилин В. Зеленый океан. – М.: Молодая гвардия. — № 8. – 1979, с. 1-3 Определите название природной зоны. Какими признаками отличается зимняя погода? Какова роль данной зоны в природе? Перечислите хвойные деревья. К каким группам по образу обитания можно отнести птиц? Какое значение для хозяйственной деятельности человека имеет природная зона? Выпишите незнакомые слова себе в тетрадь. | Способы действия учащихся: работать с текстом и картами атласа, | Умение определять: специфические черты природно-хозяйственных зон. «ПРЕПАРИРУЙТЕ» ТЕКСТ Препарировать — вычленять мелкие детали, анализировать, исследовать. | метапредметные результаты обучения: ученики самостоятельно или с участием учителя (при необходимости) формулируют суждения и умозаключения; речевому развитию учеников способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных замыслов будущих высказываний и наличие мотива самостоятельно сформулировать собственную мысль (см. лекцию 4). Познавательные Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
Наш природный оптический прибор требует настройки: гимнастика для глаз (следи за бабочкой на экране) и тела (встаем из – за парт). | Давайте увидим не только природу, но и ту активную силу, которая является на сегодняшний день главным ее преобразователем. О какой силе идет речь? При изучении природных зон учащиеся получают задания показать зависимость между компонентами природы в пределах одной из этих зон, включая человека. | | | |
Хозяйственная деятельность экология Виртуальная экскурсия продолжается…. мы в природной зоне которую надо определить по следующим описаниям… | В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер. В сказке «Сивка-бурка» конь мчался гривой задевая траву мураву. «Бежин луг» -Тургенев описал «..великолепие степной растительности где резвилась его собака, пугая разнообразную дичь которая то там, то здесь выдавала себя многоголосием.» Едешь, едешь – степь до неба Степь, все степь, зелено море… И взгрустнется поневоле На буйном просторе. Иван.Захарович.Суриков. -
Где сейчас расположены такие буйные степи? -
Каков современный ландшафт степей, и какие проблемы с этим связаны? -
Выделите факторы, способствующие сельскохозяйственному освоению степных районов: равнинный рельеф; активизация овражной эрозии в результате распашки; плодородие почв; кормовая ценность степной растительности; частые засухи. -
Каковы особенности расселения сельского населения в степной и лесостепной зонах? С чем это связано? -
Почему почвы степей плодородны? -
В каких мелиоративных мероприятиях нуждаются почвы степной и лесостепной зон? | -Обдумывают, предлагают варианты ответов. Делают выводы. -Только в заповедниках частично. Они уже все распаханы | Умение объяснять: • условия формирования природно-хозяйственных зон; Умение определять: специфические черты природно-хозяйственных зон. | Коммуникативные умения Ученик научится: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей отстаивать свою точку зрения, |
Пустыни | -
Какие процессы и явления характерны для полупустынных и пустынных ландшафтов (правильное подчеркнуть): -
активные процессы выветривания горных пород; -
опасность схода лавин; засоление почв; -
распространение эоловых форм рельефа; -
коэффициент увлажнения значительно больше единицы; -
животное население разнообразнее и богаче растительного мира? -
Из –за каких факторов происходит разрастание пустынных территорий? -
Почему южнее зоны степей образуются пустыни? -
Почему у верблюжьей колючки корневая система до 16 метров? | | Умение определять: специфические черты природно-хозяйственных зон. | |
тундра | Изучая географию ученикам необходимо не только научиться читать текст, но достаточно часто соотносить содержание прочитанного с нетекстовыми источниками информации: географическими картами и специальными схемами, графиками и т.д.   Средняя часть схемы скрыта -
Предлагается построить логическую цепочку причинно-следственных связей составляющих звеньев природно-территориального комплекса – тундра, ответив на вопрос: Почему, несмотря на обилие солнечной радиации в тундре летом наблюдаются низкие темпе ратуры? -
Развитие каких природных процессов характерно для тундры (правильное выделить): заболачивание; формирование термокарстовых западин; песчаные бури; развитие многолетней мерзлоты; оглеение почв. -
Почему в тундре так много болот и озер, хотя осадков выпадает около 300 мм? -
Почему в тундре карликовые деревья? Почему тундра рай для грибника? -
В чем проявляется влияние многолетней мерзлоты на природу тундры и лесотундры? Как называется основной тип расселения в тундре и лесотундре? Как приспособилось местное население к жизни в суровых условиях Субарктики? -
Назовите важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением тундры человеком. Что необходимо предпринять для их скорейшего решения? -
Коренное население тундры (ненцы, саами, нганасаны и другие) постоянно перемещалось, вело кочевой образ, не создавая длительной нагрузки на территорию на одном месте. Почему кочевание считается наиболее целесообразным способом хозяйственного использования ресурсов тундры? | Способы действия учащихся: -работают с текстом , анализируют схему, выявляют причинно-следственные связи в природной зоне. — отвечают на вопросы | Умение определять: специфические черты природно-хозяйственных зон. | • совершенствование умений работать с разными источниками информации; Учебно логические -умения и навыки Познавательные приемы и методы умственного труда; Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций. |
 | Игра «Найдите на рисунке контуры животных лесов умеренного пояса».  Перечисли их, называя ПХЗ.  | Способы действия учащихся: Анализируют рисунок, делаю выводы | Умение объяснять: • место и роль животных в природном комплексе; • специфику типов растительности; | -
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии -
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, -
Учебные умения познавательной направленности: преобразование информации • совершенствование умений работать с разными источниками информации; |
Лесные зоны Куда бежать, тоску девать? Пойду к лесам тоску губить, Пойду к рекам печаль топить Пойду в поля тоску терять,В долинушке печаль скончать  | -
Докажите, что Россия — «лесная держава». -
Почему зону смешанных лесов можно назвать антропогенно-природной? -
Как вы понимаете слова нашего земляка писателя Аксакова « Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». -
«Согласны ли вы с утверждением, что лес — наше историческое, материальное и духовное богатство?» О каких ресурсах идет речь? -
Почему говорят, что тайга бывает темнохвойной и светлохвойной? -
Почему на Среднесибирском плоскогорье преобладает лиственница? -
Почему почвы тайги малоплодородны? -
Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы тайги? -
Почему смешанные и широколиственные леса Дальнего Востока, богаче видами, чем на Восточно- Европейской равнине? -
Почему в степи не растут деревья? | Работа в парах по вопросам. Подготовить ответ на вопрос, отвечает один из пары. | . Умение объяснять: • место и роль животных в природном комплексе; • специфику типов растительности | метапредметные результаты обучения: ученики самостоятельно или с участием учителя (при необходимости) формулируют суждения и умозаключения; речевому развитию учеников способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных замыслов будущих высказываний и наличие мотива самостоятельно сформулировать собственную мысль (см. лекцию 4). |
“Найди ошибку» Уссурийская тайга. | Учащиеся получают текст (либо текст выводиться на экран) с допущенными географическими ошибками. Задание – найдите допущенные ошибки и объясните их. Дидактические материалы к приему «Исправление ошибки», разработанные учащимися. Уссурийская тайга. Уссурийская тайга расположена возле Каспийского моря. Ее территория невелика. Температура в этой природной зоне редко опускается ниже нуля. Зима очень теплая. Увлажненность там недостаточная, а почвы очень засолены. На таких почвах могут расти только карликовые березы и карликовые ивы. Изредка встречаются мхи и лишайники, которыми питаются верблюды. Эти животные очень распространены в уссурийской тайге. Также там обитают белые медведи, названные людьми «хозяевами тайги». Птиц в уссурийской тайге очень мало. В основном там живут дрофы и белые совы. Человеком тайга используется для выращивания злаков и выпаса скота. | И Работа с текстом | — умение находить и исправлять ошибки | Смысловое чтение Читательская грамотность |
Попробуем ответить на вопросы | Подготовить ответ на вопрос, отвечает один из пары. -
Что представляют собой в настоящее время субтропические ландшафты? Почему? -
Как приспособились растения и животные к жизни в условиях гор? -
Почему растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова? -
Почему в арктических пустынях все животные хищники? -
Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? | Работа в парах по вопросам. | Умение определять: • особенности размещения природных зон на территории России; •специфические черты природно-хозяйственных зон | *представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; |
Панорама наша разворачивается к тем точкам России, где есть проблемы. Может, не будем их смотреть? Нельзя не смотреть! Земля — она женского рода и ей хочется быть красивой! Она иногда, и там где может, делает себе пластические операции, но все- таки надеется: человек, как существо разумное не будет ей наносить шрамы. Экологическая проблема!  | Составьте как можно более длинную логическую цепочку ограничения понятия «экологическая проблема». На основе этой логической операции возможно составление последовательных вопросов на определение изучаемых явлений или на поиск объектов по карте. Цепочка может быть достаточно длинной, например: — Экологическая проблема – тундра — наличие богатейших месторождений многих видов полезных ископаемых –освоение подземных богатств с помощью тяжелой техники — малое количество солнечной радиации — бедность видового состава растений и животных – медленное(!) восстановление нарушенной «хрупкой» природы.  | Г Организация познавательной деятельности учеников: учащиеся составляют коллективный рассказ (можно и индивидуально), начиная с заданного учителем понятия «экологическая проблема» с уточнением природно –хозяйственная зона России. | Умение объяснять: • характер влияния человека на природных условия природных зон. | Познавательные Учебно-информационные: создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
-
Дайте оценку условий жизни людей в каждой из ПХЗ? -
Сравните экологические проблемы 2-х ПХЗ. -
В каких ПХЗ окружающая среда нарушена в большей степени? -
Назовите важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением тундры человеком. Что необходимо предпринять для их скорейшего решения? -
Человек влияет на ландшафты, превращая их в антропогенные. -
Могут ли вообще исчезнуть ландшафтные различия между, например, лесами и степями? Можно ли будет отличить «бывшую» лесную зону от «бывшей» степной? Примените свои выводы к схеме на рис. 2 -
Объясните причины слабого освоения человеком зоны арктических пустынь -
Как называется основной тип расселения в тундре и лесотундре? Как приспособилось местное население к жизни в суровых условиях Субарктики’; -
«Пресс» природы в высокогорьях, то есть на самых высоких горных «этажах», чувствуют все: и постоянные жители, и наблюдатели на метеостанциях, и рабочие рудников, и альпинисты. Какова специфика климата поднебесий? Примените свои выводы к схеме на рис. 2 -
Приведите примеры ООПТ разных ПХЗ. Рис.2 Процесс адаптации живого организма к меняющейся среде можно сравнить с колебаниями шарика в центре цилиндра при его раскачивании. Слишком сильные колебания цилиндра приводят к превышению предела адаптации системы и к переходу её в новое качество. А — относительное постоянство внутренней среды Б— состояние неустойчивости (возможен переход из А к В) В – качественно новое состояние Легко погубить экосистему озера (переход из А в В). Но восстановить погибшую экосистему крайне сложно и как правило неосуществимо (переход из В в А). | И Деятельность учащихся: Приводят примеры позитивных и негативных влияний в системе природа-человек Определение специфики экологических проблем в природной зоне. | формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. – анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений; | — формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Личностные: -формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира; — воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления. • совершенствование умений работать с разными источниками информации; |
V. Подведение итогов урока. Цель: представить итоги. На основании статистики, отраженной на доске, определяются самые «зоркие» , выделяются сильные и слабые стороны в ответах, наиболее яркие и неординарные ответы. Выставляются оценки , только положительные. | Закончился наш урок. Урок необычный, с помощью режима Панорамы мы прогулялись по России, не выходя из кабинета. Сегодня мы еще раз повторили закон географической зональности – один из основных законов природы, который проявляется как на равнинах, так и в горах, морях, океанах. Основной причиной разнообразия природных зон является различия в количестве тепла и влаги, поступающих на разные территории. На месте исходных природных зон сложились и складываются природно-хозяйственные, в которых важнейшими составными частями становятся преобразованные или созданные человеком ландшафты. Вы это увидели? Выставление оценок. Мониторинг урока. | знакомятся с итогами, оценивают результаты работы одноклассников. (Фронтальная работа) | | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивать результаты деятельности одноклассников. |
VI. Рефлексия Цель. Цели деятельности оценить результат своей деятельности. | Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали? Чемодан, мясорубка, корзина Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке ответив на вопрос: Что вы сделаете с информацией, которую получили на уроке? На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. | Результат деятельности Высказываются по очереди одним предложением по началу фразы рефлексивного ряда. Определяют уровень достижений своих результатов (Фронтальная работа) | Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. А.де Сент-Экзюпери | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивать результаты свей деятельности и всего класса. Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос |
VII. Практико-значимое домашнее задание. | Домашнее задание: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Используя различные источники информации: -
Представьте себе, что Вы служащие туристических фирм расположенных в разных ПХЗ России. Разработайте слоган (рекламный лозунг) для привлечения туристов в свой регион. Представить информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. -
«Представьте себе, что Вы репортер. Вы должны написать репортаж о субтропиках (не более 100 слов). Продумайте название и сюжет репортажа, форму подачи материала». Лучшие репортажи в процессе групповой работы учащиеся объединяют в рубрики и создают тематическую газету. -
«Представьте себе, что вы очутились в одной из лесных зон. Опишите свое пребывание в ней в течение дня. При описании можно использовать план: а) географическое положение; б) сезон года; в) погода; г) рельеф; д) растения и животные; е) впечатления». Представить информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Несколько слов о воспитательной и развивающей функции домашнего задания. Многообразие домашних заданий – преграда одностороннему развитию личности. Первое. Любое домашнее задание, направленное на усвоение учениками основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память и автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности. Второе. Домашнее задание концентрирует внимание учеников на основополагающих знаниях и умениях. Оно повышает прочность, а главное, применимость знаний и умений. | Намечают пути выполнения домашнего задания. | овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; | – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: • представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации. |