Урок географии в 7 классе.
Тема: Восточная Сибирь.
Задачи: 1. Ознакомить с основными природными богатствами, отраслями
промышленности, животным и растительным миром.
2. Развитие наблюдательности, практические действия, стимулировать учащихся
к использованию различных способов выполнения заданий.
3. Воспитание любви к природе, бережное отношение к природным богатствам,
нравственное воспитание.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод: заочное путешествие в Восточную Сибирь
Оборудование: презентация с тестовыми заданиями о животном мире лесной зоны, видео ролик «Озеро Байкал», мультимедийный показ картин «Ленские столбы», брошюра «Восточная Сибирь», музыка «Звуки природы», физическая карта России, рабочие тетради, условные обозначения на карте мест посадки, звуки самолета, новые слова.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Вводное слово учителя. «Добрый день, дорогие ребята! Мы с вами сегодня отправляемся в заочное путешествие по маршруту «Татарский Елтан –Восточная Сибирь» Наше путешествие организовало туристическое агентство «Юный эколог» Всем учащимся 7 класса выделили групповую путевку, но она не бесплатная. Чтобы получить путевку надо ответить на 12 вопросов, которых прислал агентство вместе с путевкой. Если дадим точные и верные ответы, то совершим экскурсию.
(Презентация с тестовыми заданиями о животном мире лесной зоне)
Для слабых учащихся другое задание:
-
Показать по физической карте территорию России.
-
Показать по физической карте территорию Западной Сибири.
-
Вручается путевка ученику, который лучше всех знает географию.
4.Слово учителя. Ребята, цель нашего путешествия как можно больше узнать о том крае, увидеть основные природные богатства, ознакомится с основными отраслями промышленности, а также любоваться таежной природой. Все готовы к « полету». Как вести себя во время «полета» вы уже знаете из наших предыдущих «полетов» по России. ( Гул самолета, музыка)
Учитель: Ребята, мы пролетаем через Уральские горы. Каково значение этих гор для Евразии? ( Ответы учащихся)
Над нами города Западной Сибири Сургут, Нижневартовск. Чем знамениты эти места?
( Ответы учащихся)
Посадка №1. Побережье реки Енисей (Е) На этом месте я вас ознакомлю с географи- ческим положением этого края. ( Учащиеся работают по физической карте. Атлас на каждого ученика) Восточная Сибирь расположена к востоку от реки Енисей и занимает около четверти площади России. В Восточной Сибири встречаются как равнинные , так и горные территории. Самая крупная равнина – Среднесибирское плоскогорье. Важнейшие реки района – Енисей и Лена и их притоки. Эти реки многоводны и судоходны. В популярности эти реки уступают разве только Волге. Вот как восхваляли поэты реку Енисей.
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо. Величаво
Ты мчишься в грозный океан.
Вопрос. Ребята, откуда берет начало река Енисей. Куда впадает река Енисей.(Ответы учащихся)
А.П.Чехов был поражен величием самой реки «Я не видел реки великолепнее Енисея. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость»
Для получения недорогой электростанции на реках построены ГЭС. Это Красноярская и Саяно-Шушенская на Енисее и Братская, Усть-Илимская на Ангаре. (Учащиеся находят по карте) Вдоль крупных рек расположены основные районы лесозаготовки. Лес сначала сплавляется по рекам, а дальше поездами перевозится во все районы нашей страны. А для экспорта везут вниз по Енисею, после перегружают на морские суда.
А) Работа с новым слово ЭКСПОРТ. Экспорт — вывоз из страны товаров или сырья в другие страны. (Ребята записывают в тетради)
Вопрос. Ребята, мы с вами по истории России изучаем тему «Господин Великий Новгород» Чем занимаются купцы и торговцы этого города. Какие товары они экспортируют (Ответы учащихся). Вдоль реки Енисей созданы крупные лесопромышленные комплексы и деревообрабатывающие предприятия. (Лесосибирск, Красноярск) Работаю крупные целлюлозно- бумажные комбинаты , где перерабатывают лес, делают бумагу и картон.
Вопрос. А сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы:
-
Назовите и покажите по карте самую крупную равнину.
-
Назовите и покажите по карте основные реки
-
Месторождения каких полезных ископаемых увидели, изучаю физическую карту самостоятельно.
-
Какие редкие породы полезных ископаемых добываются на территории Восточной Сибири .(Ответы учащихся)
-
Гул самолета. Мы с вами пролетаем над самой большой площадью Восточной Сибири – тайгой. По запасам леса этот район занимает первое место в России. Но часто случаются пожары, и огонь уничтожает все живое вокруг себя. (Рассказ о лесных пожарах и причинах возникновения пожаров, мнения учащихся)
-
Посадка №2 – Тайга (Л) Играет музыка природы. Ребята мы с вами на лесной поляне. Давайте немножко отдохнем и потренируемся в знании жизни тайги.
Индивидуальные задания по рабочей тетради.
-
1 парта- страница 44, задание №5
-
2 парта – страница 46, задание №10
-
3 парта страница 47, задание №11.
-
4 парта- страница 47, задание №13.
Ответы учащихся проверяются на месте и некоторые получают оценки.
-
Гул самолета. Место посадки № 3 — город Красноярск. (М) Физминутка.
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке 8 туристов( из числа учащихся в классе) пришли в город из далека. (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» ( повороты головы вправо и влево)
Слово учителя: Ребята, перед нами крупнейший город Восточной Сибири — Красноярск. Он расположен на правом и левом берегах реки Енисея, на месте старого казачьего острога. Разные части города соединяет мост . длиной более двух километров (показ рисунка моста) Это –крупный промышленный и научный центр. Здесь находится множество заводов и фабрик, научных институтов, различных учебных заведений. Недалеко от города расположен уникальный горнотаежный заповедник Столбы. Скалы в этом заповеднике под воздействием ветра приобрели причудливые формы и похожи на столбы. Многие скалы имеют собственные названия, одна из самых крупных скал называется «Старик» (Показываю по мультимедийному проектору «Столбы»)
Новое слово заповедник— участок территории, на котором законом охраняется природа в естественных условиях.
-
Гул самолета. Место посадки №4 – озеро Байкал. (З) Ребята, что вы знаете об этом озере? (Ответы учащихся) Чтобы по ближе ознакомится с озером я вам предлагаю посмотреть видео «Озеро Байкал»
-
Гул самолета. Место посадки №5.- город Оймякон. (Я) Мы с вами находимся на самой холодной точке – это город Оймякон. Значит здесь мы ознакомимся с климатом Восточной Сибири. Восточная Сибирь лежит в умеренном и холодном поясе. Климат суровый, резко континентальный. Осадков выпадает меньше. Чем в западных областях РФ. Мощность снежного покрова обычно невелика, на севере повсеместно распространена вечная мерзлота. Зима в северных районах долгая и холодная, температура достигает -40-50 °С. Лето теплое, на юге жаркое. В городе Оймякон температура воздуха достигает -80 °С. Ребята. Мы с вами ознакомились с климатом Восточной Сибири. Мне кажется вы стали мерзнуть от такого холода. Давайте , сделаем так. Чтобы согреться, очень быстро и верно ответим на вопросы.
Вопросы на блиц-опрос.
1. Назовите и покажите самую крупную равнину В.С.
2. Назовите и покажите самые крупные реки.
3. Покажите по карте озеро Байкал, и какая река вытекает.
4. Какое место занимает этот район по запасам леса?
5. Какие полезные ископаемые зарыты в недрах ВС?
6. Каким образом сплавляют леса?
7. Какие промышленные предприятия находятся на территории ВС?
8. Назовите и покажите крупнейшие города.
9. Почему города расположены на юге Сибири?
Значит, кто больше всех увидел и услышал. (Среди учащихся выбираю самого, самого. Оценки за ответы)
Ребята, если вы заметили на каждой посадке самолета вырисовывались какие то буквы. Это ЕЛМЗЯ . Соберите слово и прочитайте. ЗЕМ ЛЯ. Правильно. Мы с вами должны вернуться на нашу родную землю, где мы с вами живем — в Респуб-лику Татарстан, Чистопольский район село Татарский Елтан.
Гул приземлившегося самолета. Родная земля. Беречь эту землю наша задача. Охранять его природу, животных и растений. Ребята, 2013 год в РФ объявлен годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Мы с вами тоже должны поддержать это начинание.
В конце урока всем участникам экспедиции я дарю брошюру «Восточная Сибирь» По этой брошюре вы ознакомьтесь с этим краем и на следующий урок приготовьте рассказ « Край Сибирский»
Спасибо за участие в экспедиции. Наверное, она вам понравилась.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Татарско-Елтанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII-вида»
Открытый урок в 7 классе по географии.
Восточная Сибирь
Урок-путешествие.
Провела Галиуллина Венера Талгатовна,
учитель истории 1 квалификационной категории.
2012-2013 учебный год.