Наумова Людмила Вячеславовна;

муниципальное казённое образовательное учреждение Ханты-Мансийского района средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Подпругина с.Троица»;

учитель биологии, химии, географии; урок по географии в 9 классе на тему: «Я, мой народ, человечество», 2013год.

Тема: «Я, мой народ, человечество» 9 класс

Цель урока:

Формировать навыки получения новых знаний на основе изучающего чтения.

Задачи:

образовательные задачи

  • познакомить учащихся с творчеством мансийского поэта Ювана Шесталова

  • выявить проблемы взаимодействия населения с природой

  • формировать представление о жизни коренного народа Югры

развивающие:

  • способствовать развитию логического, творческого мышления, образного восприятия

  • способствовать совершенствованию навыков работы с художественным текстом, компьютером

мотивационные:

  • развивать познавательный интерес к изучению своего края, потребность к бережному отношению к природе, используя творчество местных поэтов, писателей, художников

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство любви к своей малой родине, гордости за свой край, уважения к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: практическое занятие с элементами беседы познавательного характера

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки

Средства обучения:

наглядные средства: презентация, эпиграф к уроку

раздаточный материалы: сборник стихов, фотография «Богатый улов», карточки с

заданиями.

Ход урока

1. Организация урока

«Я – человек. Захочу — и отныне

Юной красавицей станет пустыня.

Я – человек. Захочу – и отныне

Станет земля … молчаливой пустыней…

Я – человек. Перед именем этим

Быть мне пожизненно в строгом ответе!»

Юван Шесталов

— Спросите себя, что мы знаем о себе, своем народе об отношении человека населяющего эти земли к природе

— На территории Западной Сибири проживают народы разных национальностей, только в пределах Ханты-Мансийского округа их насчитывается более 100 . Для людей разных наций этот край стал родным. Сегодня на уроке мы посмотрим на взаимодействие людей разных национальностей проживающих в Югре с природой, глазами поэта, через триаду жизни «Я, мой народ, человечество».

Стихи и поэмы писателя Ювана Шесталова несут большой объем информации о земле народов ханты и манси, об истории освоения Западной Сибири, проблемах связанных с нефтегазодобычей на территории нашего края. Юван Шесталов первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен.

От произведения к произведению все ярче и очевиднее проявляется, что главное для писателя, жизнь его народа сегодня и от его глаз не утаить как позитивные, так и негативные изменения, происходящие в жизни народов Сибири.

2. Открытие нового знания.

2.1.Выдвижение гипотезы учителем.

Изучив стихи поэта, Ювана Шесталова я пришла к выводу, что жизнь населения Западной Сибири, отношение к природе с приходом нефтяников и газовиков не изменились. Уважаемые ребята, ваша задача в конце урока подтвердить или опровергнуть выдвинутую мной гипотезу (гипотеза отображается на слайде)

2.2 Пробное учебное действие

Обратимся к стихам поэта и узнаем, что о себе говорит сам поэт, какие картины открываются его взору, ответим на вопрос, что было и что стало.

Просмотр первой части презентации на стихи Ю. Шесталова «На крылатой лодке»

Приложение 1

— Какие воспоминания остались из детства и юности о своем крае у поэта?

— Вот как описывает эту землю сам поэт в произведении «Сибирь».

Земля моя! Твои олени щиплют сочный ягель, черные соболи резвятся на ветках, мудрецами древними глядят на мир кедры, реки полноводные играют серебряными струнами, юркие рыбы в них пляшут, а в синем небе белый- белый лебедь трубит.

Просмотр второй части презентации на стихи Ю. Шесталова «На крылатой лодке»

Приложение 1

2.2 Работа на персональных компьютерах (мотивация изучения темы)

С помощью компьютера и сети Интернет найти значение слов «шаман», «талисман», «нефтевышка».

Шаман

согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни

Талисман

(от позднегреч. telesma — посвящение, чары) — предмет, который по суеверным представлениям приносит счастье, удачу, успех. Служит также оберегом

Нефтевышка

установка для бурения нефтяных скважин

2.3. Сообщение новых знаний учителем

— На трех китах, на трех слонах – как Земля в представлении древних — держится современный Ханты- Мансийский округ. Это топливо (нефть, газ) лес и рыба. Первый «кит» Западной Сибири дает стране более 70% углеводородного сырья страны и « чувствует себя вполне прилично», то, что же происходит с двумя остальными.

— Вот как отвечаем на мой вопрос сам поэт. «Зашагавшие в тайгу буровые вышки, чудо — огонь – нефть и газ — обернулись и новой радостью и новой ,,, заботой. « Тайга съежилась. Верхушки кедров стали корявыми скелетами. Брусника почернела. Под седым пеплом грибы склонили головы… Все живое задумалось». (Юван Шесталов, «Песня камня»)

2.4. Диалог с учащимися. Работа с карточками №1. Приложение 2

Прочитайте выдержки из стихов поэта ответьте на вопросы.

  1. Как в настоящее время живется глухарю в Сибирской тайге?

  2. О чем предупреждает соболь?

  3. Почему плачет осетр?

  4. В чем он обвиняет человека?

2.5.Физкультминутка.

Звучит музыка «звуки природы».

— Сейчас мы с вами постараемся увидеть природу глазами поэта. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу. Что вы видите вокруг? Где-то недалеко послышался шорох, кто бы это мог быть? Представьте журчание чистой речушки. Как же хорошо в лесу!

2.6. Описание рыбного промысла по фотографии.

— Рассмотрите фотографию «Богатый улов». Объясните, почему фотограф так назвал свою работу. Опишите условия рыбного промысла 60-70-х годов. Возможна ли такая рыбалка в наши дни? Приложение 3

— Рыбные запасы нашего края страдают от хищнического отношения местного населения. Коренные народы очень бережно относились к природным ресурсам, ценили и уважали свой родной край.

Все в этом мире имеет свои корни. Русская пословица гласит «Без корня и полынь не растет». Есть такие корни и у жителей Югры. Эти корни ведут к народу ханты и манси. Это два близких и родственных народа.

2.7. Изучающее чтение стихотворения «Назови по имени». Работа с карточками №2 Приложение 4

3. Первичное закрепление

Блиц-опрос по содержанию стихотворения

  1. Кто такие манси?

  2. Почему манси можно считать коренным народом?

  3. Чем понятие «коренные народы» отличается от понятия «местное население»?

  4. Почему манси считают, что их очень много?

  5. Где живут манси? Каково их местообитания?

  6. С чем сравнивает коренной народ реку и почему?

  7. Какие средства передвижения используют коренные народы севера

  8. Какую породу собак предпочитают местные народы, чем это можно объяснить?

  9. Почему манси считает себя большой собакой?

  10. Опишите флору и фауну мест проживания коренных народов Югры.

  11. Как относятся коренные народы к родной природе?

4. Самостоятельная работа с самооценкой Работа с карточками №3

Используя ресурсы сети Интернет заполните таблицу. Приложение 5

5. Итог урока

Юван Шесталов обращается через свои стихи к нам жителям Югры, Сибири, всем людям Земли, взывает к нашей совести и разуму. Прочитайте предложенные выдержки из стихов Ювана Шесталова. Выберите слова, которые помогут нам ответить на вопрос, что тревожит совесть поэта и не дает покоя его сердцу. Объясните свой выбор. Приложение 6

— Сделайте вывод, верна ли гипотеза, выдвинутая учителем. Объясните почему?

6. Домашнее задание. Прочитать статью «Вот оно будущее Югры!» в газете «Новости Югры», выпуск №37 от 4 апреля 2013г. Составить вопросы к тексту от имени будущего поколения.

Литература:

1)Санкт- Петербург – Ханты-Мансийск «Фонд космического создания» 1997.

Собрание сочинений. Юван Шесталов.

2) В.И. Андросенко Ханты- Мансийск. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1979.

3) География Ханты- Мансийского автономного округа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here