Наумова Людмила Вячеславовна;
муниципальное казённое образовательное учреждение Ханты-Мансийского района средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Подпругина с.Троица»;
учитель биологии, химии, географии; урок по географии в 9 классе на тему: «Я, мой народ, человечество», 2013год.
Тема: «Я, мой народ, человечество» 9 класс
Цель урока:
Формировать навыки получения новых знаний на основе изучающего чтения.
Задачи:
образовательные задачи
-
познакомить учащихся с творчеством мансийского поэта Ювана Шесталова
-
выявить проблемы взаимодействия населения с природой
-
формировать представление о жизни коренного народа Югры
развивающие:
-
способствовать развитию логического, творческого мышления, образного восприятия
-
способствовать совершенствованию навыков работы с художественным текстом, компьютером
мотивационные:
-
развивать познавательный интерес к изучению своего края, потребность к бережному отношению к природе, используя творчество местных поэтов, писателей, художников
воспитательные:
-
воспитывать у учащихся чувство любви к своей малой родине, гордости за свой край, уважения к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: практическое занятие с элементами беседы познавательного характера
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки
Средства обучения:
наглядные средства: презентация, эпиграф к уроку
раздаточный материалы: сборник стихов, фотография «Богатый улов», карточки с
заданиями.
Ход урока
1. Организация урока
«Я – человек. Захочу — и отныне
Юной красавицей станет пустыня.
Я – человек. Захочу – и отныне
Станет земля … молчаливой пустыней…
Я – человек. Перед именем этим
Быть мне пожизненно в строгом ответе!»
Юван Шесталов
— Спросите себя, что мы знаем о себе, своем народе об отношении человека населяющего эти земли к природе
— На территории Западной Сибири проживают народы разных национальностей, только в пределах Ханты-Мансийского округа их насчитывается более 100 . Для людей разных наций этот край стал родным. Сегодня на уроке мы посмотрим на взаимодействие людей разных национальностей проживающих в Югре с природой, глазами поэта, через триаду жизни «Я, мой народ, человечество».
Стихи и поэмы писателя Ювана Шесталова несут большой объем информации о земле народов ханты и манси, об истории освоения Западной Сибири, проблемах связанных с нефтегазодобычей на территории нашего края. Юван Шесталов первым в истории своего народа смело обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен.
От произведения к произведению все ярче и очевиднее проявляется, что главное для писателя, жизнь его народа сегодня и от его глаз не утаить как позитивные, так и негативные изменения, происходящие в жизни народов Сибири.
2. Открытие нового знания.
2.1.Выдвижение гипотезы учителем.
— Изучив стихи поэта, Ювана Шесталова я пришла к выводу, что жизнь населения Западной Сибири, отношение к природе с приходом нефтяников и газовиков не изменились. Уважаемые ребята, ваша задача в конце урока подтвердить или опровергнуть выдвинутую мной гипотезу (гипотеза отображается на слайде)
2.2 Пробное учебное действие
Обратимся к стихам поэта и узнаем, что о себе говорит сам поэт, какие картины открываются его взору, ответим на вопрос, что было и что стало.
Просмотр первой части презентации на стихи Ю. Шесталова «На крылатой лодке»
Приложение 1
— Какие воспоминания остались из детства и юности о своем крае у поэта?
— Вот как описывает эту землю сам поэт в произведении «Сибирь».
Земля моя! Твои олени щиплют сочный ягель, черные соболи резвятся на ветках, мудрецами древними глядят на мир кедры, реки полноводные играют серебряными струнами, юркие рыбы в них пляшут, а в синем небе белый- белый лебедь трубит.
Просмотр второй части презентации на стихи Ю. Шесталова «На крылатой лодке»
Приложение 1
2.2 Работа на персональных компьютерах (мотивация изучения темы)
С помощью компьютера и сети Интернет найти значение слов «шаман», «талисман», «нефтевышка».
согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни | |
Талисман | (от позднегреч. telesma — посвящение, чары) — предмет, который по суеверным представлениям приносит счастье, удачу, успех. Служит также оберегом |
Нефтевышка | установка для бурения нефтяных скважин |
2.3. Сообщение новых знаний учителем
— На трех китах, на трех слонах – как Земля в представлении древних — держится современный Ханты- Мансийский округ. Это топливо (нефть, газ) лес и рыба. Первый «кит» Западной Сибири дает стране более 70% углеводородного сырья страны и « чувствует себя вполне прилично», то, что же происходит с двумя остальными.
— Вот как отвечаем на мой вопрос сам поэт. «Зашагавшие в тайгу буровые вышки, чудо — огонь – нефть и газ — обернулись и новой радостью и новой ,,, заботой. « Тайга съежилась. Верхушки кедров стали корявыми скелетами. Брусника почернела. Под седым пеплом грибы склонили головы… Все живое задумалось». (Юван Шесталов, «Песня камня»)
2.4. Диалог с учащимися. Работа с карточками №1. Приложение 2
Прочитайте выдержки из стихов поэта ответьте на вопросы.
-
Как в настоящее время живется глухарю в Сибирской тайге?
-
О чем предупреждает соболь?
-
Почему плачет осетр?
-
В чем он обвиняет человека?
2.5.Физкультминутка.
Звучит музыка «звуки природы».
— Сейчас мы с вами постараемся увидеть природу глазами поэта. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу. Что вы видите вокруг? Где-то недалеко послышался шорох, кто бы это мог быть? Представьте журчание чистой речушки. Как же хорошо в лесу!
2.6. Описание рыбного промысла по фотографии.
— Рассмотрите фотографию «Богатый улов». Объясните, почему фотограф так назвал свою работу. Опишите условия рыбного промысла 60-70-х годов. Возможна ли такая рыбалка в наши дни? Приложение 3
— Рыбные запасы нашего края страдают от хищнического отношения местного населения. Коренные народы очень бережно относились к природным ресурсам, ценили и уважали свой родной край.
Все в этом мире имеет свои корни. Русская пословица гласит «Без корня и полынь не растет». Есть такие корни и у жителей Югры. Эти корни ведут к народу ханты и манси. Это два близких и родственных народа.
2.7. Изучающее чтение стихотворения «Назови по имени». Работа с карточками №2 Приложение 4
3. Первичное закрепление
Блиц-опрос по содержанию стихотворения
-
Кто такие манси?
-
Почему манси можно считать коренным народом?
-
Чем понятие «коренные народы» отличается от понятия «местное население»?
-
Почему манси считают, что их очень много?
-
Где живут манси? Каково их местообитания?
-
С чем сравнивает коренной народ реку и почему?
-
Какие средства передвижения используют коренные народы севера
-
Какую породу собак предпочитают местные народы, чем это можно объяснить?
-
Почему манси считает себя большой собакой?
-
Опишите флору и фауну мест проживания коренных народов Югры.
-
Как относятся коренные народы к родной природе?
4. Самостоятельная работа с самооценкой Работа с карточками №3
Используя ресурсы сети Интернет заполните таблицу. Приложение 5
5. Итог урока
— Юван Шесталов обращается через свои стихи к нам жителям Югры, Сибири, всем людям Земли, взывает к нашей совести и разуму. Прочитайте предложенные выдержки из стихов Ювана Шесталова. Выберите слова, которые помогут нам ответить на вопрос, что тревожит совесть поэта и не дает покоя его сердцу. Объясните свой выбор. Приложение 6
— Сделайте вывод, верна ли гипотеза, выдвинутая учителем. Объясните почему?
6. Домашнее задание. Прочитать статью «Вот оно будущее Югры!» в газете «Новости Югры», выпуск №37 от 4 апреля 2013г. Составить вопросы к тексту от имени будущего поколения.
Литература:
1)Санкт- Петербург – Ханты-Мансийск «Фонд космического создания» 1997.
Собрание сочинений. Юван Шесталов.
2) В.И. Андросенко Ханты- Мансийск. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1979.
3) География Ханты- Мансийского автономного округа.