Бардина Лариса Николаевна

учитель географии и биологии МОУ ГООШ г.Калязина

Тема: Железнодорожный транспорт России (слайд 1).

Цель: познакомиться с железнодорожным транспортом России (слайд 2).

Задачи:

образовательные:

-сформировать представление о железнодорожном транспорте России;

— познакомить основные показатели работы транспорта;

-выявить основные проблемы железнодорожного транспорта России,

-определить будущее железнодорожного транспорта в России.

развивающие:

-продолжить работу по формированию умений работы с географическими картами и статистическим материалом; вести публичное выступление;

-способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельной деятельности и применение знаний в нестандартных условиях.

воспитательные:

-развивать коммуникативные умения и навыки;

-формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «Железнодорожный транспорт России», атласы, рабочие тетради, презентация Power Point «Железнодорожный транспорт» (14 слайдов).

Применение технологии проблемного обучения, ИКТ.

Ход урока:

1.Организационный момент (сообщение цели и задач урока-слайд 3)

2. Изучение нового материала.

А. Основная задача транспорта России- обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, , образуя транспортную систему.

Вопрос: Что такое транспортная система страны? Что называется транспортным узлом? (слайд 4)

Все виды транспорта отличаются между собой следующими технико-экономическими показателями (слайд 5).

Вопросы по слайду 5:

  1. Какие виды транспорта занимают ведущее место по грузообороту и пассажирообороту? Как вы думаете почему?

  2. Какое место

а) по скоростным качествам занимает железнодорожный транспорт?

б) по загрязнению окружающей среды?

Вывод: железнодорожный транспорт занимает ведущее место в экономике страны. Ему принадлежит главная роль в перевозке грузов и пассажиров. Кроме этого, наша страна обладает огромными размерами по площади, расстояние от западных до восточных границ более 9000 км, (т.е. территория России сильно вытянута по широте). Поэтому в стране преобладает широтное направление перевозок.

Работа с картой «Железнодорожный транспорт» (атлас).

Вопросы:

  1. Что можно сказать о железнодорожном транспорте страны?

  2. Чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов России?

  3. Как вы объясните образное выражение «Транспорт – кровеносная система России»?

Б. Вопрос: как вы думаете, какие проблемы характерны для железнодорожного транспорта России? (слайд 6)

-Изношенность подвижного состава;

-Изношенность ж/дорожных путей (средняя скорость по дорогам-40 км/час)

-Строительство новых ж/дорог в азиатской части России.

Мы выяснили, что наибольшая густота ж/дорожных путей в европейской части России. И чем дальше на восток, тем ж/дорожных магистралей все меньше. Используя карту, назовите основные транспортные магистрали на востоке страны( Транссибирская, Южно-Сибирская, Средне-Сибирская, БАМ)

Нехватка современных ж/дорожных магистралей создает проблему в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными регионами страны. Особенно сложно выполнять эту задачу стало после распада СССР. Значительные участки крупнейших магистралей оказались за пределами России. Поток груза огромен, поэтом в перспективе важной остается проблема строительства новых ж/дорог на востоке России.

В. Вопрос 1: Зачем нужны новые ж/дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? (слайд 7)

-главное богатство этих районов – разнообразные природные ресурсы (полезные ископаемые, древесина, пушнина). Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый дешевый и надежный способ транспортировки сырья и техники для их добычи – ж/дорожный транспорт.

Вопрос 2: Как сейчас поставляются грузы в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока?

— по морям Северного – Ледовитого океана и рекам Енисей и Лена. Время доставки – 1- 1,5 года (слайд 8).

Вопрос 3: В каком сейчас состоянии старые ж/пути? (сильно изношены).

ВЫВОД: Необходимо строительство новых ж/дорожных магистралей В Сибири на Дальнем Востоке.

Но строительство современных ж/дорог очень дорогостоящее мероприятие.

Вопрос: Почему? (строительство ведется в районах со сложными природными условиями. Поэтому растем стоимость материалов, оборудования, труда рабочих).

Т.е. возникает ПРОБЛЕМА: Строить необходимо, но в восточных районах не нужна столь густая ж/дорожная сеть, как в европейской части России.

ВЫВОД: Необходимо создать каркас ж/дорог, проложив их по наиболее перспективным с хозяйственной точки зрения направлениям.

  • Определить эти направления сложно, еще сложнее освоить прилегающие к новым дорогам территории. Недостатка в проектах нового ж/дорожного строительства никогда не было (слайд 9).

Вопросы: Определите через какие населенные пункты проходят ж/магистрали? Сравните природные условия рассматриваемых трасс(Полярно-Сибирской и Северо-Сибирской магистралей) по плану (работа в тетради):

  • -рельеф, полезные ископаемые (слайд 10);

  • -климатические условия;

  • -природные зоны;

  • -география населения.

Полярно-Сибирская Магистраль

Северо-Сибирская магистраль

рельеф

Западно-Сибирская равнина, Верхоянский хр., хр.Черского, нагорья

Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, нагорья

полезные ископаемые и др. ресурсы

нефть, газ, олово, никель, медь

нефть, газ, уголь, золото, алмазы, древесина

климат

субарктический

умеренный

природ. зоны

лесотундра, высокогорные области

тайга(70%), высокогорные области

население

Плотность менее 10 чел/км

Плотность 10-25 чел,км

Строительство какой магистрали наиболее выгодно? Почему?

Вывод: Для освоения природных ресурсов необходимо строительство обеих ж/дорожных магистралей, т.к. к ним прилегают богатейшие месторождения минеральных ресурсов, потребность в которых огромна на Урале и Европейской части России.

Уроки БАМа (слайд 11): В 1984 году было закончено строительство одной из крупнейших ж/дорожных магистралей мира-БАМа. На БАМ возлагались огромные надежды. 130 НИИ занимались его проблемами. Считалось, что магистраль позволит в короткие сроки освоить огромную территорию площадью 1,5 млн.км. Но этого не произошло. Сейчас по БАМу вместо запланированных 35 млн.грузов в восточном направлении отправляется всего приблизительно 1000 грузовых составов с лесом и углем. Разрушаются станции, вокзалы, поселки, люди покидают БАМ. Десятки миллиардов рублей потрачено впустую.

Г. Вопрос: Каково будущее железных дорог в России?

Строительство высокоскоростных магистралей. Они уже строятся и действуют во многих странах мира (Франции, Японии). В России в проекте магистраль Москва-Санкт-Петербург, скорость движения 250-300 км/час, время в пути 3 часа. В дальнейшем эта магистраль могла быть продлена от Москвы к Бресту и соединена с системой европейских скоростных железных дорог. Но из-за финансовых трудностей все приостановлено (слайд 12,13)

3. Закрепление

В чем преимущество железнодорожного транспорта перед другими видами?

В чем заключаются основные недостатки сложившейся географии ж/дорог?

4. Домашнее задание: параграф 14.

5. ВЫВОД (слайд 14):

Несмотря на существующие проблемы железнодорожный транспорт является ведущим по перевозке пассажиров и грузов в России.

Литература.

1. Дронов в.п., Баринова И.И. и др. География России. Хозяйство и географические районы.: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. – М..: Дрофа, 2006.

2. Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М., 1988.

3. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. — М.: Дрофа, 1998.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here