9 класс
Календарно -тематический план
Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Сроки | Тип урока | Виды деятельности | Планируемый результат | Виды контроля | Дом. задание | ||
план | фактт | ||||||||
| Раздел I Хозяйство России | 16 |
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| Введение Понятие «хозяйство». Структура хозяйства | 1 |
|
| Урок изучения нового материала
| Вводная беседа Частично поисковая беседа | -называть сферы (сектора) хозяйства — объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотрас левые комплексы. | Фронталь ный | §1, выучить определения
|
| Этапы развития хозяйства | 1 |
|
| Урок актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа | -называть аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны, — объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства. | Фронтальный устный опрос | §2, выучить определения
|
| Географическое районирование | 1 |
|
| Урок актуализации знаний и умений | Беседа по результатам анализа карт | -называть географическое районирование, административно-территориальное устройство, приво дить примеры разных субъектов РФ, выделять и показывать на карте географии ческие районы страны.
| Индивидуальный устный опрос | §3, выучить определения
|
| Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 13 |
|
|
|
|
|
|
|
| Сельское хозяйство. Растениеводство. П.р. Анализ карт «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия» | 1 |
|
| Практи кум | Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, заполнение контурных карт | -называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий; — показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. | Индивидуальный письменный опрос | §4, сообщения
|
| Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. П.р. Объяснение географической зональной специализации с/х Анализ карты «Животноводство» | 1 |
|
| Практи кум | Выполнение П.р. Анализ карты «Животноводство» | -знать биологические особенности разных видов и пород домашних животных; — выделять и называть подотрасли животноводства; — объяснять географию размещения и особен ности зональной специализации, | Индивидуальный письменный опрос | §5, выучить определения
|
| Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность П.р. Агропромышленный комплекс (к/к) | 1 |
|
| Исследо вание | Выполнение П.р , индивиду альная работа по заполнению контурных карт | -знать социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Особенности развития третьего звена АПК. |
Коллектив ный, индивиду альный
| §6, вопросы 1-6
|
| Лесной комплекс П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир» | 1 |
|
| Урок актуализации знаний и умений | Выполнение П.р. Составление таблицы по результатам сравнения карт заполнение контурных карт | -знать , что ЛПК — водоемкое и энергоемкое пр-во. Внутриотраслевые связи; | Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа | §7, выучить определения, анализ карт
|
| Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. П.р. Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК | 1 |
|
| Урок изучения нового материала | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | -называть отрасли, входящие в состав ТЭК; — объяснять изменения структуры потребляемого топлива; — называть и показывать главные районы добычи угля. |
Индивидуальный письменный опрос | §8, Записи в тетради, анализ карт стр.46-47, 50 |
| Электроэнергетика | 1 |
|
| Комбини рованный | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | — объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §9, выучить новые понятия |
| Металлургический комплекс. П.р. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургических производств | 1 |
|
| Практи кум | Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам
| — приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; — объяснение влияния различных факторов на размещение металлургических производств | Фронтальный устный опрос | §10, вопросы 1-4 |
| Машиностроительный комплекс. П.р. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса | 1 |
|
|
| Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения. Выполнение П.р | -знать внутри- и межотраслевые связи, специализацию и кооперирование машиностроения | Индивидуальный письменный опрос | §11, выучить определения |
| Химическая промышленность. П.р. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности | 1 |
|
| Практи кум | Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
| -называть и показывать главные районы химической промышленности; — объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами. | Индивидуальный письменный опрос | §12, анализ карт |
| Транспорт П.р. «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).» | 1 |
|
| Практи кум | Характеристика одной из магистралей по типовому плану | -приводить примеры крупных магистралей страны, — объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды. | Фронтальный устный опрос | §13, сообщения |
| Информационная структура | 1 |
|
| Комбини рованный | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | — сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России. | Индивидуальный устный опрос | §14, конспект |
| Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Тест | 1 |
|
| Комбини рованный
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Выполнение заданий теста. | -знать понятия- сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа и контурными картами | §15,выучить новые понятия |
| Территориальное разделение труда. П.р. Выделение на контурной карте главных промышленных и с/х районов страны | 1 |
|
| Практи кум | Выполнение П.р , индивиду альная работа по заполнению контурных карт | -знать главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы. |
| §16, вопросы 1-6 |
| Раздел II Районы России | 27 |
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Европейская часть России. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Восточно-Европейская равнина. Тест по I разделу. | 1 |
|
| Урок изучения нового материала | Учебное исследование по картам, решение географических задач, выполнение заданий теста. | -называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты — природные памятники | Фронтальная Беседа. Тест | §17, учить номенклатуру |
| Волга. П.р. « ГП и характеристика реки Волги» | 1 |
|
| Практи кум | Выполнение П.р. | — называть крупнейшие города на Волге ,экологические проблемы, -уметь давать характеристику реки |
| §18, сообщения, презентация |
| Центральная Россия: состав, географическое положение | 1 |
|
| Комбини рованный | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | Называть и показывать на карте: границы района, древние города, — объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §19, конспект |
| Центральный район: особенности населения | 1 |
|
| Комбини рованный | Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России | Показывать на карте состав и границы Центрального района; — особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района. | Индивидуальный устный опрос | §20, характеристика района |
| Хозяйство Центрального Района | 1 |
|
| Урок изучения нового материала | Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России | — называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; — объяснять сложившуюся специализацию района. | Фронтальный устный опрос | §21, характеристика хозяйства |
| Москва — столица России | 1 |
|
| Комбини рованный | Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга | — называть главные направления хозяйственного развития города; — объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;. | Индивидуальный устный опрос | §22, сообщения, презентации |
| Города Центрального района | 1 |
|
| Комбини рованный | Коллективная, индивидуальная Составление географических маршрутов по городам Ц.района | — уметь: приводить примеры разных городов Центрального района. | Фронтальный устный опрос | §23, |
| Центрально-Черноземный район | 1 |
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, решение географических задач | — показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; — называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья. | Индивидуальный устный опрос | §24, характеристика района |
| Волго-Вятский район | 1 |
|
| Комбини рованный | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | -знать границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района; — называть народы, проживающие в районе; — объяснять хозяйственные различия внутри района. | Фронтальный устный опрос | §25, вопросы 1-4 |
| Географическое положение и природа Северо-Западного района | 1 |
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, решение географических задач | -показывать состав и границы территории, основные природные объекты; — называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП | Индивидуальный устный опрос | §26, характеристика ГП |
| Города на старых водных торговых путях |
|
|
| Комбини рованный | Коллективная, индивидуальная Составление маршрутов по древним городам С-З района | — называтьреки европейской части России; «путь из варяг в греки»; — показывать на карте древние города. | Фронтальный устный опрос | §27, презентации |
| Санкт-Петербург —новый «хозяйственный узел» России |
|
|
| Комбини рованный | Групповая работа Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | -объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; — называть отрасли специализации: машиностроение, химия, легкая промышленность. | Индивидуальный устный опрос | §28, конспект |
| Санкт-Петербург —вторая столица России |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | — называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. | Фронтальный устный опрос | §29, вопросы 1-3 |
| Калининградская область |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | -показывать на карте Калининградскую область, — оценивать ЭГП Калининградской области | Индивидуальный устный опрос | §30, анализ карт, вопросы 1-3 |
| Географическое положение и природа Европейского Севера. Тест |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, выполнение заданий теста. | — называть состав территории, — объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; | Тест | §31, характеристика ГП |
| Этапы развития хозяйства Европейского Севера. П.р. Сравнение двух районов Европейского Севера по плану |
|
|
| Урок изучения нового материала | Учебное исследование по картам, решение географических задач, выполнение П.р. | — объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера. -знать новую роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.
| Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа | §32, вопросы 1-5 |
| Роль Европейского Севера в развитии русской культуры П.р. «Описание одного из природ ных или культур ных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации» |
|
|
| Комбини рованный | Работа с различными источниками информации по выполнению П.р. | — называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; — объяснять влияние природных условий на жизнь –хозяйственную деятельность людей. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §33,сообщения |
| Географическое положение и природа Поволжья |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, решение географических задач | — объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;
| Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §34, характеристика ГП |
| Население и хозяйство Поволжья. П.р. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. |
|
|
| Практи кум | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт, выполнение П.р. | — показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития; — называть отрасли специализации района по статистическим данным; | Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа | §35, вопросы 1-5 |
| Географическое положение и природа Кавказа П.р. Сравнение западной и восточной части Сев.Кав. по природным условиям |
|
|
| Комбини рованный | Коллективная, индивидуальная. Выполнение П.р | — определять ГП и ЭГП района; — объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей. | Фронтальный устный опрос | §36, характеристика ГП
|
| Этапы развития и современное хозяйство Кавказа П.р. «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.»
|
|
|
| Практи кум | Учебное исследование по картам, решение географических задач | — определять показатель специализации по статистическим данным; — объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Северного Кавказа. | Индивидуальный опрос | §37, вопросы 1-5
|
| Народы Северного Кавказа |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, решение географических задач | — приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа. | Фронтальный устный опрос | §38, сообщения |
| Южные моря России |
|
|
| Урок изучения нового материала | Учебное исследование по картам | — показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства; — объяснять значение морей для хозяйственной жизни. | Индивидуальный устный опрос | §39, конспект |
| Географическое положение и природа Урала |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, решение географических задач | — показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; — объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий; | Фронтальный устный опрос | §40, характеристика ГП, анализ карт стр.186-187
|
| Этапы развития и современное хозяйство Урала |
|
|
| Комбини рованный | Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) | -знать изменение роли района в хозяйстве России. Современную структуру хозяйства. | Индивидуальный устный опрос | §41, конспект
|
|
Города Урала. Проблемы Района |
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, решение географических задач | -сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйст венному развитию; — называть и объяснять экологические проб лемы Урала; — оценивать перспек тивы развития Урала. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §42, презентации
|
| Итоговый урок раздела «Европейская Россия». Тест |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Выполнение заданий теста | — называть общие черты и проблемы развития геогра фических районов; ализации геогра фических районов; ные и социально-экономические особенности географических районов Европейской части России; | Тест |
|
| Тема 3. Азиатская часть России
| 18 |
|
|
|
|
|
|
|
| Природа Сибири |
|
|
| Урок изучения нового материала |
Учебное исследование по картам, решение географических задач | -выделять на карте природные районы на востоке страны; — называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России; | Фронтальный устный опрос | §43, анализ карт стр.200-201
|
| Природа и ресурсы гор Южной Сибири |
|
|
| Комбини рованный | Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к | -показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; — объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов, | Индивидуальный устный опрос | §44, анализ схемы стр. 206 |
| Арктические моря |
|
|
| Практи кум | Коллективная, индивидуальная | -называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; — объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §45, сообщения |
| Население Сибири |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особен- ностей населения Западной Сибири | Формирование этнической карты Сибири. | Фронтальный устный опрос | §46, сообщения |
| Хозяйственное освоение Сибири |
|
|
| Урок изучения нового материала | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | -объяснять причины освоения Сибири; — называть природные особенности, затруднявшие освое ние территории; основные направ ления хозяйственного развития Сибири. | Индивидуальный устный опрос | §47, конспект |
| Природные условия и ресурсы Западной Сибири. П.р. Изучение и оценка природных условий Западно — Сибирского района для жизни и быта человека. |
|
|
| Практи кум | Выполнение П.р. | -показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; — давать оценку ЭГП района; — называть и объяснять природные особен ности Западной Сибири. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §48, характеристика ГП |
| Хозяйство района |
|
|
| Урок изучения нового материала | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири | -показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепере работки, трубопроводы; — объяснять отрасли специализации Западной Сибири. | Фронтальный устный опрос | §49, характеристика хоз-ва |
| Природные условия и ресурсы Восточной Сибири
|
|
|
| Комбини рованный | Учебное исследование по картам, составление таблицы . | — называть природные ресурсы и показывать р-ны их распространения; — природные условия; | Фронтальный устный опрос | §50, ГП, вопросы 1-6 |
| Байкал |
|
|
| Семинар | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. | Эндемики Байкала; — показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера. |
| §51,сообщения, презентации |
| Хозяйство района П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла |
|
|
| Практи кум | Выполнение П.р. ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры | — показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновение экологических проблем региона; — сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §52, хар-ка хозяйства |
| Формирование территории Дальнего Востока |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач | — называть особенности поли тико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России, географии ческие открытия и заселение территории. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §53, ГП, вопросы 1-3 |
| Природные условия и ресурсы |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач | -называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей; — объяснять специфику природных условий Дальнего Востока; | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §54, анализ карты стр.248 |
56-57 | Моря Тихого океана.
|
|
|
| Комбини рованный | Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, | — показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; — объяснять особенности природы морей. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §55, сообщения, презентации |
58
| Население района |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока | — объяснять характер расселения коренных народов и плотности населения; — приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока. | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
|
59 | Хозяйство района.
|
|
|
| Урок изучения нового материала | Эвристическая беседа обсуждение особенностей хозяйства Дальнего Востока, выполнение П.р. | — определять показатель специализации района по статистическим данным; | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | §56, хар-ка хозяйства |
60 | Хозяйство района. П.р. Составление сравнительной таблицы отражающей различия районов.
|
|
|
| Практи кум | §56, хар-ка хозяйства | |||
61 | Итоговый урок раздела «Азиатская Россия» Тест |
|
|
| Тест | Выполнение заданий теста | -объяснять природные и социально-эконо мические особенности восточных географии ческих районов и сопоставлять их с западными регионами страны; — объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда
| Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа |
|
| Тема 3. Россия в мире.
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
62 | Россия в современном мире |
|
|
| Исследование | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | -объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; | Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа | Записи в тетради |
63 | Особенности отношений России с отдельными странами |
|
|
|
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы | -объяснять характер взаимоотношений с определенными странами | Индивидуальный устный опрос, работа с картами |
|
64 | Экологические проблемы России. Дополнительные материалы «Экология и мы» |
|
|
|
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы | — называть основные районы экологических проблем | Фронтальный устный опрос |
|
| Повторение курса 9 класса | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
65 | Повторение первого раздела курса |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач |
| Фронтальный устный опрос | §1-16 |
66-67 | Повторение второго раздела курса |
|
|
| Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач |
| Фронтальный устный опрос | §17-57 |
68 | Итоговая контрольная работа |
|
|
|
| Тестирование |
| Тест |
|