9 класс

Календарно -тематический план

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Сроки

Тип урока

Виды деятельности

Планируемый результат

Виды

контроля

Дом.

задание

план

фактт

Раздел I Хозяйство России

16

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

3

Введение

Понятие «хозяйство». Структура хозяйства

1

Урок изучения нового материала

Вводная беседа

Частично поисковая беседа

-называть сферы (сектора) хозяйства

— объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотрас

левые комплексы.

Фронталь

ный

§1, выучить определения

Этапы развития хозяйства

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа

-называть аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны,

— объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.

Фронтальный устный опрос

§2, выучить определения

Географическое районирование

1

Урок актуализации знаний и умений

Беседа по результатам анализа карт

-называть географическое районирование, административно-территориальное устройство, приво

дить примеры разных субъектов РФ,

выделять и показывать на карте географии

ческие районы страны.

Индивидуальный устный опрос

§3, выучить определения

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

13

Сельское хозяйство. Растениеводство.

П.р. Анализ карт

«Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия»

1

Практи

кум

Учебное исследование по картам, решение географических задач, составление таблицы по результатам сравнения карт, заполнение контурных карт

-называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий;

— показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

Индивидуальный письменный опрос

§4, сообщения

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

П.р. Объяснение географической зональной специализации с/х

Анализ карты «Животноводство»

1

Практи

кум

Выполнение П.р.

Анализ карты «Животноводство»

-знать биологические особенности разных видов и пород домашних животных;

— выделять и называть подотрасли животноводства;

— объяснять географию размещения и особен

ности зональной специализации,

Индивидуальный письменный опрос

§5, выучить определения

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность

П.р. Агропромышленный комплекс (к/к)

1

Исследо

вание

Выполнение

П.р , индивиду

альная работа по заполнению контурных карт

-знать социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Особенности развития

третьего звена АПК.

Коллектив

ный, индивиду

альный

§6, вопросы 1-6

Лесной комплекс

П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир»

1

Урок актуализации знаний и умений

Выполнение П.р.

Составление таблицы по результатам сравнения карт заполнение контурных карт

-знать , что ЛПК — водоемкое и энергоемкое пр-во. Внутриотраслевые связи;
показывать главные р-ны лесной пром., крупные лесопром. комплексы;

Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа

§7, выучить определения, анализ карт

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.

П.р. Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК

1

Урок изучения нового материала

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

-называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

— объяснять изменения структуры потребляемого топлива;

— называть и показывать главные районы добычи угля.

Индивидуальный письменный опрос

§8, Записи в тетради, анализ карт стр.46-47, 50

Электроэнергетика

1

Комбини

рованный

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

— объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§9, выучить новые понятия

Металлургический комплекс.

П.р. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургических производств

1

Практи

кум

Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

— приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

— объяснение влияния различных факторов на размещение металлургических производств

Фронтальный устный опрос

§10,

вопросы 1-4

Машиностроительный комплекс.

П.р. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса

1

Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения. Выполнение

П.р

-знать внутри- и межотраслевые связи, специализацию и кооперирование машиностроения

Индивидуальный письменный опрос

§11, выучить определения

Химическая промышленность.

П.р. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

1

Практи

кум

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

-называть и показывать главные районы химической промышленности;

— объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.

Индивидуальный письменный опрос

§12, анализ карт

Транспорт

П.р. «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).»

1

Практи

кум

Характеристика одной из магистралей по типовому плану

-приводить примеры крупных магистралей страны,

— объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

Фронтальный устный опрос

§13, сообщения

Информационная структура

1

Комбини

рованный

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

— сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.
— информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь.

Индивидуальный устный опрос

§14, конспект

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Тест

1

Комбини

рованный

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа.

Выполнение заданий теста.

-знать понятия- сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа и контурными картами

§15,выучить новые понятия

Территориальное разделение труда.

П.р. Выделение на контурной карте главных промышленных и с/х районов страны

1

Практи

кум

Выполнение

П.р , индивиду

альная работа по заполнению контурных карт

-знать главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.

§16,

вопросы 1-6

Раздел II Районы России

27

Тема 1. Европейская часть России.

Восточно-Европейская равнина.

Тест по I разделу.

1

Урок изучения нового материала

Учебное исследование по картам, решение географических задач, выполнение заданий теста.

-называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты — природные памятники

Фронтальная

Беседа.

Тест

§17, учить номенклатуру

Волга.

П.р. « ГП и характеристика реки Волги»

1

Практи

кум

Выполнение П.р.

— называть крупнейшие города на Волге ,экологические проблемы,

-уметь давать характеристику реки

§18, сообщения, презентация

Центральная Россия: состав, географическое положение

1

Комбини

рованный

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт

Называть и показывать на карте: границы района, древние города, — объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§19, конспект

Центральный район: особенности населения

1

Комбини

рованный

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Показывать на карте состав и границы Центрального района;
— перечислять факторы, определяющие ЭГП района;

— особенности населения и трудовых ресурсов Центрального района.

Индивидуальный устный опрос

§20, характеристика района

Хозяйство

Центрального

Района

1

Урок изучения нового материала

Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

— называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;

— объяснять сложившуюся специализацию района.

Фронтальный устный опрос

§21, характеристика хозяйства

Москва — столица России

1

Комбини

рованный

Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга

— называть главные направления хозяйственного развития города;

— объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны;.

Индивидуальный устный опрос

§22, сообщения, презентации

Города Центрального района

1

Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

Составление географических маршрутов по городам Ц.района

— уметь:

приводить примеры разных городов Центрального района.

Фронтальный устный опрос

§23,

Центрально-Черноземный район

1

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, решение географических задач

— показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

— называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.

Индивидуальный устный опрос

§24, характеристика района

Волго-Вятский район

1

Комбини

рованный

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт

-знать границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района;

— называть народы, проживающие в районе;

— объяснять хозяйственные различия внутри района.

Фронтальный устный опрос

§25, вопросы 1-4

Географическое положение и природа Северо-Западного района

1

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, решение географических задач

-показывать состав и границы территории, основные природные объекты;

— называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП

Индивидуальный устный опрос

§26, характеристика ГП

Города на старых водных торговых путях

Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

Составление маршрутов по древним городам С-З района

— называтьреки европейской части России; «путь из варяг в греки»;

— показывать на карте древние города.

Фронтальный устный опрос

§27, презентации

Санкт-Петербург —новый «хозяйственный узел» России

Комбини

рованный

Групповая работа

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

-объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации;

— называть отрасли специализации:

машиностроение, химия, легкая промышленность.

Индивидуальный устный опрос

§28, конспект

Санкт-Петербург —вторая столица России

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

— называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

Фронтальный устный опрос

§29,

вопросы 1-3

Калининградская область

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

-показывать на карте Калининградскую область,

— оценивать ЭГП Калининградской области

Индивидуальный устный опрос

§30, анализ карт, вопросы 1-3

Географическое положение и природа Европейского Севера.

Тест

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, выполнение заданий теста.

— называть состав территории,

— объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;

Тест

§31, характеристика ГП

Этапы развития хозяйства Европейского Севера.

П.р. Сравнение двух районов Европейского Севера по плану

Урок изучения нового материала

Учебное исследование по картам, решение географических задач, выполнение П.р.

— объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.

-знать новую роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа

§32,

вопросы 1-5

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

П.р. «Описание одного из природ

ных или культур

ных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации»

Комбини

рованный

Работа с различными источниками информации по выполнению П.р.

— называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;

— объяснять влияние природных условий на жизнь –хозяйственную деятельность людей.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§33,сообщения

Географическое положение и природа Поволжья

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, решение географических задач

— объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§34, характеристика ГП

Население и хозяйство Поволжья.

П.р. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья.

Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

Практи

кум

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт, выполнение П.р.

— показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития;

— называть отрасли специализации района по статистическим данным;

Индивидуальный письменный опрос, работа с картами атласа

§35,

вопросы 1-5

Географическое положение и природа Кавказа

П.р. Сравнение западной и восточной части Сев.Кав. по природным условиям

Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная. Выполнение

П.р

— определять ГП и ЭГП района;

— объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей.

Фронтальный устный опрос

§36, характеристика ГП

Этапы развития и современное хозяйство Кавказа

П.р. «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.»

Практи

кум

Учебное исследование по картам, решение географических задач

— определять показатель специализации по статистическим данным;

— объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Северного Кавказа.

Индивидуальный опрос

§37,

вопросы 1-5

Народы Северного Кавказа

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, решение географических задач

— приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

Фронтальный устный опрос

§38, сообщения

Южные моря России

Урок изучения нового материала

Учебное исследование по картам

— показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства;

— объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

Индивидуальный устный опрос

§39, конспект

Географическое положение и природа Урала

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, решение географических задач

— показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;

— объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий;

Фронтальный устный опрос

§40, характеристика ГП, анализ карт стр.186-187

Этапы развития и современное хозяйство Урала

Комбини

рованный

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

-знать изменение роли района в хозяйстве России. Современную структуру хозяйства.

Индивидуальный устный опрос

§41, конспект

Города Урала.

Проблемы

Района

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, решение географических задач

-сравнивать Северный, Средний, Южный, Западный и Восточный Урал по условиям и хозяйст

венному развитию;

— называть и объяснять экологические проб

лемы Урала;

— оценивать перспек

тивы развития Урала.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§42, презентации

Итоговый урок раздела «Европейская Россия».

Тест

Урок актуализации знаний и умений

Выполнение заданий теста

— называть общие черты и проблемы развития геогра

фических районов;
— сопоставлять показатели специи

ализации геогра

фических районов;
— объяснять природ

ные и социально-экономические особенности географических районов Европейской части России;

Тест

Тема 3. Азиатская часть России

18

Природа Сибири

Урок изучения нового материала

Учебное исследование по картам, решение географических задач

-выделять на карте природные районы на востоке страны;

— называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России;

Фронтальный устный опрос

§43, анализ карт стр.200-201

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Комбини

рованный

Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению к/к

-показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района;

— объяснять важность сохранения природного равновесия горных ландшафтов,

Индивидуальный устный опрос

§44, анализ схемы стр. 206

Арктические моря

Практи

кум

Коллективная, индивидуальная

-называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; — объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§45, сообщения

Население Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особен-

ностей населения Западной Сибири

Формирование этнической карты Сибири.

Фронтальный устный опрос

§46, сообщения

Хозяйственное освоение Сибири

Урок изучения нового материала

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

-объяснять причины освоения Сибири; — называть природные особенности, затруднявшие освое

ние территории;

основные направ ления хозяйственного развития Сибири.

Индивидуальный устный опрос

§47, конспект

Природные условия и ресурсы Западной Сибири.

П.р. Изучение и оценка природных условий Западно — Сибирского района для жизни и быта человека.

Практи

кум

Выполнение П.р.

-показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; — давать оценку ЭГП района;

— называть и объяснять природные особен

ности Западной Сибири.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§48, характеристика ГП

Хозяйство района

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири

-показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепере

работки, трубопроводы;

— объяснять отрасли специализации Западной Сибири.

Фронтальный устный опрос

§49, характеристика хоз-ва

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири

Комбини

рованный

Учебное исследование по картам, составление таблицы .

— называть природные ресурсы и показывать р-ны их распространения;
определять и оценивать ЭГП;

— природные условия;

Фронтальный устный опрос

§50, ГП, вопросы 1-6

Байкал

Семинар

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия.

Эндемики Байкала;

— показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера.

§51,сообщения, презентации

Хозяйство района П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла

Практи

кум

Выполнение П.р. ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры

— показывать на карте промышленные центры;- объяснять возникновение экологических проблем региона;

— сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири,

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§52, хар-ка хозяйства

Формирование территории Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

— называть особенности поли

тико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России, географии

ческие открытия и заселение территории.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§53, ГП, вопросы 1-3

Природные условия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

-называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей;

— объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§54, анализ карты стр.248

56-57

Моря Тихого океана.

Комбини

рованный

Частично-поисковая беседа, анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт,

— показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; — объяснять особенности природы морей.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§55, сообщения, презентации

58

Население района

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока

— объяснять характер расселения коренных народов и плотности населения; — приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

59

Хозяйство района.

Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа обсуждение особенностей хозяйства Дальнего Востока, выполнение П.р.

— определять показатель специализации района по статистическим данным;
— объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§56, хар-ка хозяйства

60

Хозяйство района.

П.р. Составление сравнительной таблицы отражающей различия районов.

Практи

кум

§56, хар-ка хозяйства

61

Итоговый урок раздела «Азиатская Россия»

Тест

Тест

Выполнение заданий теста

-объяснять природные и социально-эконо

мические особенности восточных географии

ческих районов и сопоставлять их с западными регионами страны;

— объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном разделении труда

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Тема 3. Россия в мире.

3

62

Россия в современном мире

Исследование

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт

-объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Записи в тетради

63

Особенности отношений России с отдельными странами

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

-объяснять характер взаимоотношений с определенными странами

Индивидуальный устный опрос, работа с картами

64

Экологические проблемы России.

Дополнительные материалы «Экология и мы»

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

— называть основные районы экологических проблем

Фронтальный устный опрос

Повторение курса 9 класса

3

65

Повторение первого раздела курса

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Фронтальный устный опрос

§1-16

66-67

Повторение второго раздела курса

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Фронтальный устный опрос

§17-57

68

Итоговая контрольная работа

Тестирование

Тест

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here