МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОЛБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
142113 Московская область, Подольский район, п.Молодёжный,
Тел.(84967) 62-46-96,тел/факс(84967)62-46-95 ОКПО-56868302,
ОГРН-1035011453179,ИНН/КПП- 5074019245/507401001
Утверждаю
Директор ____________
А.Д.Данилова
«__»_____________2014
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
8 класс
2014-2015 учебный год
Учитель Колесниченко Александр Владимирович
Ф.И.О.
Пояснительная записка к рабочей программе
по географии в 8 классе
Рабочая программа по географии 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 года а также программы общеобразовательных учреждений по география 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3 –е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. –56 с.
Курс «География. Россия» (8-9 классы) (136 часов) является продолжением комплексного курса «География Земли» (6-7 классы) и занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу и информационное сопровождение.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 8 классе 70 часов. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2 часа и предусматривает возможность обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учебник:
1. География России. Природа. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений /И.И. Баринова. –17-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011.
2. Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 56 с.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения географии на базовом уровне ученик 8 класса должен:
знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством страны и отдельных регионов;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природны-
ми и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Календарно-тематическое планирование
по географии в 8 классе
68 часов (2 часа в неделю)
2014-15 уч.год. Учитель А.В. Колесниченко.
Наименование темы | Кол-во часов | Плановые сроки изучения
| Скорректированные сроки изучения | |
I четверть 2.09.13 – 01.11.13
(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть). | ||||
| Раздел 1. Введение. (6час) |
|
|
|
1 | Что изучает физическая география России? Источники географической информации | 1 | 01-0509
|
|
| Тема 1 Россия на карте мира(5 часов) |
|
|
|
2 | Географическое положение России. П р № 1 «ГП России. Обозначение на к/к границы РФ, пограничных государств, крайних точек РФ» | 1 |
|
|
3 | Моря, омывающие берега России. П р № 2 «Сравнительная характеристика двух морей, омывающих территорию РФ по картам и таблицам» | 1 | 08-12.09
|
|
4 | Россия на карте часовых поясов. Время. П р № 3 «Решение задач на определение поясного времени» | 1 |
|
|
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | 15-19.09 |
|
6 | Обобщающий урок по теме: «Россия на карте мира» | 1 |
|
|
| Итого: | 5 часов |
|
|
| Раздел 2 Особенности природы и природные ресурсы России (56 часов) |
|
|
|
| Тема 2 Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (6 часов) |
|
|
|
7 | Особенности рельефа России | 1 | 22-26.09 |
|
8 | Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. | 1 |
|
|
9 | Геологическое строение территории нашей страны. П р № 4 «Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий. | 1 | 29 -03.10. |
|
10 | Минеральные ресурсы России. П р № 5 «Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещения» | 1 |
|
|
11 | Развитие форм рельефа. | 1 | 06-10.10
|
|
12 | Обобщающий урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» | 1 |
|
|
| Тема 3 Климат и климатические ресурсы России. ( 6 часов) |
|
|
|
13 | Факторы, влияющие на климат России | 1 | 13-17.10 |
|
14 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | 1 |
|
|
15 | Закономерности распространения тепла и влаги на территории России. П р № 6 «Определение коэффициента увлажнения» | 1 | 20-24.10
|
|
16 | Типы климатов России | 1 |
|
|
17 | Климат и человек. Климатические ресурсы. | 1 | 27-31.10 |
|
18 | Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы России» | 1 |
|
|
| Итого: | 6 часов |
|
|
II четверть 11.11.13 — 27.12.13
(7 учебных недель, 2 урока в неделю, 14 уроков за четверть). | ||||
| Тема 4 Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) |
|
|
|
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | 10-14.11. |
|
20 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 |
|
|
21 | Водные ресурсы. Охрана вод | 1 | 17-21.11. |
|
22 | Обобщающий урок по теме: « Внутренние воры и водные ресурсы». П р № 7 «Характеристика реки» | 1 |
|
|
| Итого: | 4 часа |
|
|
| Тема 5 Почва и почвенные ресурсы (4 часа) |
|
|
|
23
| Образование почв и их разнообразие | 1 | 24-28.11. |
|
24 | Главные типы почв и закономерности их распространения. П р № 8 «Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв России» | 1 |
|
|
25
| Почвенные ресурсы России | 1 | 01-05.12. |
|
26 | Обобщающий урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 1 |
|
|
| Итого: | 4 часа |
|
|
| Тема 6 Растительность и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа) |
|
|
|
27 | Растительный мир России | 1 | 08-12.12. |
|
28 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 |
|
|
29 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | 15-19.12. |
|
30 | Обобщающий урок по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 1 |
|
|
| Итого: | 4 часа |
|
|
| Тема 7 Природные комплексы России. (7 часов) |
|
|
|
31 | Природное районирование | 1 | 22-26.12.
|
|
32 | Моря как крупные ПК | 1 |
|
|
III четверть 13.01.14 – 21.03.14
(10 учебных недель, 2 урока в неделю, 20 уроков за четверть). | ||||
33 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 1 | 12-16.01.
|
|
34 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса | 1 |
|
|
35 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни | 1 | 19-23.01.
|
|
36 | Высотная поясность | 1 |
|
|
37 | Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России». П р № 9 «Характеристика природной зоны по картам» | 1 | 26-30.01.
|
|
| Тема 8 Крупные природные комплексы. (25 часов) |
|
|
|
38 | Русская (Восточно-Европейская) равнина | 1 |
|
|
39 | Природные комплексы Русской равнины | 1 | 02-06.02. |
|
40 | Памятники природы Русской равнины | 1 |
|
|
41 | Природные ресурсы Русской равнины | 1 | 09-13.02. |
|
42 | Проблемы рационального использования природных ресурсов | 1 |
|
|
43 | Географическое положение Подольского района, климат и внутренние воды (доклад) | 1 | 16-20.02.
|
|
44 | Природа района. Проблемы взаимодействия природы и человека. Охраняемые объекты (доклад) | 1 |
|
|
45 | Кавказ | 1 | 23-27.02. |
|
46 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 |
|
|
47 | Урал | 1 | 02-06.03. |
|
48 | Своеобразие природы Урала | 1 |
|
|
49 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | 09-13.03.
|
|
50 | Практическая работа по теме «Урал» | 1 |
|
|
51 | Западная Сибирь. | 1 | 16-20.03. |
|
52 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. П р № 10 «Оценка природных условий региона для жизни и деятельности человека» | 1 |
|
|
IV четверть 31.03.14 – 29.05.14
(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть). | ||||
53 | Восточная Сибирь | 1 | 30.-03.04. |
|
54 | Природные районы Восточной Сибири | 1 |
|
|
55 | Озеро Байкал — жемчужина Сибири. | 1 | 06-10.04. |
|
56 | Пояс гор Южной Сибири (доклад) | 1 |
|
|
57 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. П р № 11 «Ресурсы Восточной Сибири» | 1 | 13-17.04.
|
|
58 | Дальний Восток — край контрастов. | 1 |
|
|
59 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | 1 | 20-24.04.
|
|
60 | Природные ресурсы и их использование. | 1 |
|
|
61 | Практическая работа по теме «Дальний Восток» | 1 | 27.-01.05. |
|
62 | Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России» | 1 |
|
|
| Итого: | 25 часов |
|
|
| Раздел 9. Человек и природа. (4 часа) |
|
|
|
63 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | 04-08.05.
|
|
64 | Антропогенное воздействие на природу | 1 |
|
|
65 | Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории | 1 | 11-15.05.
|
|
66 | Экологическая ситуация в России | 1 |
|
|
| Итого: | 4 часа |
|
|
67 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 18-22.05. |
|
68 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 25-29.05 |
|
Список литературы.
-
Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений — М.: Дрофа, 2011.
-
Географический атлас. 8 класс. — М.: Дрофа, 2010.
-
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.
-
Алексеев А.И. География России. Природа и население. — М.: Дрофа, 2009.
-
Дронов в.п., Баринова И.И., Ром в.я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.
-
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. — М.: Русское слово, 2009.
-
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2009.
-
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2009.
-
Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008
-
«География России. Природа.8 класс». – М.: Дрофа, 2008 Контурные карты: «География» / под ред. В.И.Сиротина. – М.: Дрофа, 2006.
-
Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
-
Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
-
. «География России». Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений в двух книгах/ под редакцией Е.М. Домогацких ., Алексеевский Н.И. География:Учебник для 8 класса.. М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2010)
Согласовано.
Протокол заседания методического
совета школы
№1 от ___.08.2014г
Согласовано.
Зам.директора по УВР__________
Т.С.Шварёва
«____»____________________2014г.