Открытый урок по географии
Дата проведения: 15.03.2013
Тема: Этнический, языковой и религиозный состав населения России
Класс: 8
Тип урока: комбинированный, с элементами модуля
Цели:
-
Познакомить учащихся с особенностями этнического, языкового т религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
-
Развивать самостоятельность в формулировании социальных и экономических проблем на основе географических знаний и статистических данных о национальном составе населения.
-
Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы, производить необходимые сравнения.
-
Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способность ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Оборудование: карты в атласе для 8 класса: «Народы России», «Религиозный состав населения России», учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс», В.П.Дронова, И.И.Бариновой и др.;
Картографический и статистический материал для самостоятельной работы;
Ход урока
Учебный материал с указанием заданий | Советы по изучению | |
УЭ — 0 | Общие цели: Познакомиться с особенностями этнического, языкового и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны | Внимательно прочитайте цели урока
|
УЭ – 1 | Цель: определить уровень знаний по изученным ранее темам в разделе «Население России».
Расставьте цифры к регионам, к которым относятся следующие признаки (некоторые признаки могут относиться к двум регионам, поэтому в итоге цифр может быть не 8, а 10)
(Север России, Северный Кавказ, Центральная Россия) | Работайте с учителем
Работай по рисунку учебника «Половозрастная пирамида»
Запиши ответы на листах |
УЭ — 2 | Цель: познакомить с этническим, языковым и религиозным составом населения России. Эпиграф к теме: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди» Б.Шоу. Почему я взяла эту фразу в качестве эпиграфа к уроку, надеюсь, поймёте, изучив данную тему.
— А зачем нам надо эту тему изучать?
Начать хочу со стихотворения В.Степанова. Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рождения, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина – Россия У нас у всех одна.
— О чём это стихотворение?
Россия – многонациональное государство. На её территории проживает 130 народов. Расположена Россия на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европейские страны – Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства. На Кавказе, имеющем очень пёстрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама, а значит, на республику Азербайджан неоспоримо влияние мусульманских соседей – Турции и Ирана. Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне, грузины. На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана также очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров. Итак, не только Россия многонациональная страна, но и её соседи имеют сложный этнический и религиозный состав. Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка все народы объединяются в языковые семьи. Найди на карте «Народы России», к каким языковым семьям принадлежат народы страны.
Народы России по языковой принадлежности относятся к 4-м языковым семьям: Индоевропейская семья (89% населения) Алтайская семья (7% населения) Кавказская семья (2% населения) Уральская семья (2% населения) Пользуясь картой и учебником, заполни таблицу, укажи принадлежность языковых групп к семьям, религии (приведи по несколько примеров). Укажи самый многочисленный народ каждой языковой семьи. Сделай выводы.
Одни народы широко расселились за пределами своей республики, а другие живут в пределах своей республики. Титульный народ – это народ, по названию которого называется республика. Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу ассимиляции, т.е. растворения одних народов среди других. Например, в Татарстане татары составляют 48,5% населения, в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%.
Пользуясь таблицей «Особенности населения республик России», определите народ, давший название республике.
Существуют ли республики, в которых два титульных народа? Назовите. | Запиши в тетрадь тему урока, эпиграф
Работайте с учителем
Работайте в паре Учебник, стр.196 – 197, рис.68
Запиши в тетрадь!
Самост. работа. Учебник, стр.194-195
Запиши в тетрадь
Работай с учителем (см.Приложение) |
УЭ — 3 | Цель: обобщить и закрепить знания по теме
Ответьте на вопросы и оцените, как вы усвоили данный материал:
Проверьте свои знания. Выберите правильный ответ
а) славянская б) тюркская в) монгольская 2. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской семье: а) чеченцы б) осетины в) черкесы 3. Традиционное занятие коренных жителей российского Севера: а) земледелие б) оленеводство в) охота 4. Название субъекта РФ, в котором проживает самое большое число народов (более 30) а) Башкортостан б) Карелия в) Дагестан 5. Титульный народ единственной в стране АО: а) евреи б) адыгейцы в) ненцы 6. Народ, проживающий как на территории России, так и за её пределами, который не имеет собственной территории: а) нивхи б) алеуты в) цыгане |
Работай с учителем |
| Запиши дом.задание!
|
|
СПАСИБО ЗА УРОК!
Приложение
Особенности населения республик России
Площадь, тыс.кв.км. | Население в 2000 г., тыс.чел. | Доля городского населения | Плотность заселения, чел/кв.км | Коренная национальность | Русские | |
С преобладанием коренного населения | ||||||
Дагестан | 50,3 | 2120 | 40,7 | 38 | 80,2 | 9,2 |
Чеченская | 19,3 | — | 42 | 68 | 70,7 | 23 |
Ингушская | — | 317 | 41 | — | — | — |
Чувашия | 128,3 | 1362 | 60,8 | 74 | 68 | 22 |
Тува (Тыва) | 170,5 | 311 | 47,5 | 1,8 | 64 | 32 |
Кабардино – Балкария | 12,5 | 786 | 57 | 63 | 57,6 | 30 |
Северная Осетия (Алания) | 8,0 | 662,7 | 68 | 87 | 53,0 | 29,9 |
С равенством коренного населения | ||||||
Татарстан | 68 | 3784 | 74 | 55 | 48,5 | 43,3 |
Калмыкия (Хальмг-Танч) | 76,1 | 316 | 40 | 4,3 | 45,4 | 37,7 |
Марий –Эл | 23,2 | 761 | 62 | 32,8 | 43,3 | 47,5 |
Карачаево- Черкессия | 14,1 | 433,5 | 44 | 31 | 40,9 | 42,4 |
С преобладанием русского населения | ||||||
Карелия | 172,4 | 71 | 74 | 4,6 | 10 | 74 |
Хакассия | 61,9 | 581 | 71 | 9,4 | 11,1 | 79,5 |
Башкирия | 143,9 | 4110 | 65 | 28,2 | 21 | 39 |
Адыгея | 7,6 | 449 | 54 | 59,1 | 22 | 68 |
Коми | 415,9 | 1151,4 | 75 | 3 | 234 | 58 |
Бурятия | 351,3 | 1038 | 60 | 3 | 32,5 | 60,8 |
Удмуртия | 42,1 | 1633 | 70 | 39 | 30,9 | 50,3 |
Алтай | 92,6 | 203 | 25 | 2,1 | 31 | 68 |
Мордовия | 26,2 | 937 | 59 | 36,8 | 32,5 | 60,8 |
Якутия (Саха) | 3103,2 | 1000 | 64 | 0,3 | 33 | 50,3 |