Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №8 города Петровска Саратовской области»
Конспект урока по географии
в 7 классе
«Природные зоны Южной Америки»
подготовила
учитель географии
Голованева Нина Георгиевна
г. Петровск
2011
Цель урока:
продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия, сформировать представления о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях;
Задачи урока:
— обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
— развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;
— воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник В.А.Коринской « География материков и океанов», атласы для 7 класса, мультимедийная презентация «Природные зоны Южной Америки», физическая карта Южной Америки».
Ход урока
. Организационный момент.
. Повторение домашнего задания. (слайды 2-4) Цифровой диктант «Климатические пояса Южной Америки»
Типы климата
-
Субтропический сухой
-
Субтропический влажный
-
Тропический влажный
-
Субэкваториальный
-
Экваториальный
В каком климатическом поясе:
-
Находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье?
-
Зимой и летом высокая температура (+25º,+27ºС), осадки бывают на протяжении года?
-
Летом жарко (+25º,+27ºС), зимой тепло (+16º,+21ºС), осадки
равномерны на протяжении года (1000-1080 мм)?
-
Лето жаркое (+22º,+24ºС), зима теплая (+8º,+16ºС), осадки в основном зимой (600-800мм)?
-
Разница между летними и зимними температурами и
незначительна, однако, характерно сезонное выпадение осадков — сухой зимний период и влажный летний?
Ответы: 4,5,3,1,4
Какая река:
-
Вторая в мире по длине и самая большая по площади бассейна?
-
Течет с севера на юг и собирает воду с южных склонов Бразильского нагорья и внутренних равнин, однако уровень воды в ней непостоянен и колеблется по сезонам?
-
Течет с юга на север и собирает воду с северных склонов Гвианского нагорья и Оринокской низменности?
Ответы: Амазонка, Парана, Ориноко
. Изучение нового материала.
Интересные сведения о животном и растительном мире континента:
(опережающее задание) (слайды 5-15)
— Самое большое водное растение, диаметр листьев достигает 2м-Виктория Регия.
— Самая маленькая птица (вес — 1,6-1,8 г, длина — 5,5 см) — колибри.
— Гоацин — единственная птица, чьи птенцы имеют 2 пальца на концах крыльев.
— Самый большой паук — Птицеед — достигает в длину 28 см.
— Самый большой жук в мире — Жук-геркулес, длина его тела — до 20 см.
— Анаконда — самая большая змея. Она достигает длины 8,5 м и весит до 230 кг.
— Самая опасная рыба Амазонки — пиранья.
— Самый большой грызун — Капибара — весом до 100 кг и длиной до 1 м.
— Самая маленькая обезьяна — карликовая игрунка — 50-75 г и до 30 см в длину.
— Самое медленное млекопитающее — ленивец. Скорость его передвижения 2,5 м/мин.
Анализ карты природных зон: (слайд 16)
— Сколько природных зон в Южной Америке? Перечислите их.
— Какие природные зоны занимают большую площадь на территории континента?
— Какие природные зоны занимают меньшую площадь на территории материка?
. Практическая работа «Взаимодействие природных компонентов на примере одной из природных зон Южной Америки». (слайды 17-21)
Учащимся предлагается провести сравнение природных комплексов различных природных зон Южной Америки и сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.
Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы:
Влажные экваториальные леса |
Саванны
|
Пампа
|
Пустыни
| |
1.Географическое положение
|
|
|
|
|
2.Климат
|
|
|
|
|
3 Почвы
|
|
|
|
|
4.Внутренние воды
|
|
|
|
|
5.Животный мир |
|
|
|
|
Задание группам:
Опишите ПЗ материка, заполняя пропущенные места в рассказе:
Эта природная зона занимает _______________площадь материка. Она расположена в (на)___________материка. Из климатических особенностей можно выделить ___________. Температуры в зимний сезон _______ в летний _______. Годовое количество осадков _________. Большое влияние на климат оказывают ______ ВМ.
Почвы в этой зоне _________. Обладают _________ плодородием. Характерные представители растительного мира — __________. Они приспособились к данным условиям с помощью __________. Характерные представители животного мира — __________. Они приспособились к данным условиям следующим образом: __________.
Выявление причинно-следственных связей:
1. Какая ПЗ наиболее благоприятна для жизни человека? Почему?
2. Каковы последствия человеческой деятельности в ПЗ Ю.Америки?
3. Как вы считаете, уничтожение какой ПЗ материка вызывает наибольшую тревогу у всего человечества? Обоснуйте ответ.
.Закрепление.
Что такое? Кто такой? ( Слайд 22)
— Найдите в тексте учебника, что означают следующие понятия: сельва, кампос, льянос, пампа, Патагония.
— Родиной каких культурных растений является Южная Америка? В каких природных зонах они произрастают?
— Назовите эндемики материка.
Определите ПЗ по описанию:
А) многие месяцы жарко и сухо. Искривленные низкорослые деревья и кустарники. Обитают мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду (саванны)
Б) климат влажный субтропический, плодородные красновато-черные почвы. Из растительности преобладают ковыли и дикое просо (степи – пампа)
В) жарко и влажно в течение года. Почвы красно-желтые ферраллитные. Многоярусные леса Животные приспособлены к жизни на деревьях (сельва)
Г) умеренный климат с малым количеством осадков. Малоплодородные бурые почвы. Злаки, колючие кустарники. Много грызунов (полупустыни)
Дополнительные вопросы и задания.
1. Как вы считаете, где больше видовой состав растений и животных влажных экваториальных лесов — в Африке или в Южной Америке? Почему?
2. Органический мир саванн Южной Америки беднее, чем в Африке. Чем это можно объяснить?
3. Причины образования полупустынь и пустынь в Южной Америке разные. Какие?
4. Рассмотреть схему высотной поясности Анд. Где в Андах наибольшее количество высотных зон? Чем это можно объяснить?
. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, на сколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились? Свои ответы начинайте со слов
Я узнал…
Я смогу…
Учащиеся оценивают себя и товарищей.
. Домашнее задание. (слайд 23)
§ 44,задание 2
Подготовить доклады об изменении природы в результате хозяйственной деятельности человека.
Список использованной литературы
1.Воробцова Т.Н.Поурочные планы.География.7 класс-Волгоград,2002.
2. Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии.7 класс-М, «Вако»,2005.
3.Крылова О.В.Уроки географии-М, «Просвещение»,1990.
4. Коринская В.А. и др.Методическое пособие-М, «Дрофа»,2000.