«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР (СМР) МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» _______________ ФИО «____»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» ___________ Шатило В.В
Приказ _____ от «___»____________20__ г |
Рабочая программа
Название предмета – география
Уровень изучения предмета — базовый
Ф.И.О. педагога – Сущенко Л.П.
Класс — 8 «А», 8 «Б».
2013
2. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по географии для 8 класса разработана на основе авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова. «Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11классы» / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. — 128с., в соответствии с федеральным государственным стандартом. от 05-03- 2004г. приказ № 1089.
Цели:
Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.
Задачи:
Уметь ставить цели, позволяющие решать учебные задачи.
Уметь планировать свои действия в соответствии поставленной целью и условиями её реализации
Формировать умения произвольно и осознано владеть общим приёмом решения задач.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Понимать различные позиции других людей, отличные от собственных и ориентироваться на позицию партнёра в общении.
Уметь учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Формировать представления о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности своей страны, своей местности.
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
-
Формирование экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; способности и готовности к использованию географических знаниумений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
-
Формирование понятий об адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Учебно-методический комплект.
Для реализации рабочей программы используется:
Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2009
Рабочая тетрадь. В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 8 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ. Москва «Дрофа» — «Издательство ДИК» 2012
Атлас. География. 8класс. : атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012
Тетрадь для практических работ.
Количество часов:
в неделю – 2 часа;
в год – 70 часов;
в том числе:
практических работ – 12
из них:
итоговых – 6,
обучающих –3,
тренировочных -3
тестирований — 3,
зачётов — 4
Формы организации учебного процесса:
Внеурочная | |
— Урок (урок изучения нового материала, урок актуализации знаний и умений, урок – практикум, урок обобщения знаний и умений). — Общественный смотр знаний. — Учебная экскурсия — Подготовка сообщений, презентаций | — Индивидуальные консультации — Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками — Подготовка к олимпиадам |
Формы текущего контроля:
вводная беседа;
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос; практическая работа;
работа с картами атласа;
индивидуальные задания;
тестирование
Примерная программа по географии в 8 классе рассчитана на 70 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в 8 классе тоже 70 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы ИИ Баринова, В.П. Дронов отводит на изучение курса 68 часов. Исходя из этих противоречий, считаю необходимым добавить изучение курса еще два учебных часа. Один час добавила в часть 4 «Хозяйство страны»,так как на изучение этой темы мало 4 часов, второй час войдет в резервное время по предмету для промежуточного тестирования учащихся.
-
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
4. Содержание программы учебного предмета.
Введение (1ч)
Что изучает география России.
Часть 1 Россия на карте мира. Географическое положение России (11ч)
Тема 1 Географическое положение России.
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Тема 2 Границы и административно-территориальноеустройство России.
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП другиих стран 2. Определение поясного времени для разных пунктов России
Часть 2. Природа России (32ч)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практические работы «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»
Тема 2. Климат и климатические ресурсы.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Практические работы: 1 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны» 2 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» 3 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
1. «Составление характеристики реки по тематическим картам и климатограммам, определение возможностей её хозяйственного использования и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата» 2. «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата» 3. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования»
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы.
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практические работы:1 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия Знакомство с образцами почв своей местности»
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практические работы : «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
Тема 6. Природное районирование.
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Часть 3. Население России (10 ч)
Тема 1.Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2.Национальный состав
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3 Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4 Миграция населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5 Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Часть 4. Хозяйство России (4 ч)
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1.Первичный сектор экономики — отрасли,эксплуатирующие природу.
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География
Часть 5. География Белгородской области (10ч)
Особенности географического положения области.
Горные породы Белгородской области. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, ветра и деятельность человека.
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Особенности растительного мира Белгородской области
Редкие и охраняемые виды флоры Белгородской области
Рельеф и полезные ископаемые Белгородской области, расположение основных месторождений.
Внутренние воды Белгородской области. Охрана вод и водных ресурсов от загрязнения. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Основные сельскохозяйственные растения Белгородской области.
Основные сельскохозяйственные животные Белгородской области.
Воздействие хозяйственной деятельности человека на природные сообщества
Почва и почвенные ресурсы. Особенности почвообразовательных факторов на территории области. Структура, строение почвенного горизонта. Основные типы почв Белгородской области. Почвенная карта Белгородской области. Мероприятия по охране почв.
Природные комплексы Белгородской области. Взаимосвязи компонентов природы. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.
Характерные для Белгородской области виды животных. Редкие и охраняемые виды фауны Белгородской области
Географическая номенклатура
Крайние точки:
Северная островная — мыс Флигели, Северная материковая — мыс Челюскин,
Южная — гора Базардюзю,
Западная окраинная — Куршская коса, Балтийское море,
Калининградская область.
Западная — основной территории России – посёлок Ханья на границе России, Латвии, Белоруссии
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого, Финский
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь,
Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.Плоскогорья: Среднесибирское плоскогорье, Витимское плоскогорье,
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
5 Календарно- тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||||
Планируемая Дата
|
Фактическая дата | ||||||
8 «А»
| 8 «Б» | 8«А»
| 8 «Б» | ||||
| Ведение. | 1 час |
|
|
|
|
|
1 | Ведение. Что изучает география России. |
|
02-09 |
03-09 |
|
|
|
| Раздел 1. Россия на карте мира . Географическое положение России . | 11 часов
3 часа |
|
|
|
|
|
2 | Виды географического положения России. физико-географического положения России. Крайние точки России. |
1 |
03-09 |
04-09 |
|
|
|
3 | Экономико — транспортно-географическое положение России. Соседи России. |
1 |
09-09 |
10-09 |
|
|
|
4 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Практическая работа №1 О. «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран» |
1 |
10-09 |
11-09 |
|
|
|
| Границы и административно-территориальное устройство Росси |
7 часов |
|
|
|
|
|
5 | Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Тестирование по теме: «Географическое положение России». |
1 |
16-09 |
17-09 |
|
|
|
6 | Российские пространства: вопросы и проблемы. |
1 | 17-09
| 18-09 |
|
|
|
7 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. |
1 |
23-09 |
24-09 |
|
|
|
8 | Сухопутные и морские границы. Соседи России. |
1 |
24-09 |
25-09 |
|
|
|
9 | Россия на карте часовых поясов Практическая работа № 2 И. «Определение поясного времени для разных пунктов России» |
1 |
29-09 |
30-09 |
|
|
|
10 | Этапы и методы географического изучения территории. Вводный контроль. |
1 |
01-10 |
02-10 |
|
|
|
11 | Административно-территориального устройства России. |
1 |
07-10 |
08-10 |
|
|
|
12 | Субъекты Федерации. Федеральные округа. |
1 |
08-10 |
09-10 |
|
|
|
| Раздел 2.Природа России | 32 часа |
|
|
|
|
|
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые |
5 часов |
|
|
|
|
|
13 | Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Этапы геологической истории. Основные тектонические структуры. |
1 |
14 -10 |
15-10 |
|
|
|
14 | Рельеф России. Основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. |
1 |
15-10 |
16-10 |
|
|
|
15 | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Практическая работа № 3 И. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий» |
1 |
21-10 |
22-10 |
|
|
|
16 | Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. |
1 |
22-10 |
23-10 |
|
|
|
17 | Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. тестирование по теме: « Рельеф России». |
1 |
28-10 |
29-10 |
|
|
|
| Климат и климатические ресурсы России. |
6 часов |
|
|
|
|
|
18 | Факторы, определяющие климат России. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. |
1 |
29-10 |
30-10 |
|
|
|
19 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 4 И. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны». |
1 |
11-11 |
12-11 |
|
|
|
20 | Сезонность климата. Практическая работа № 5 И. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»
|
1 |
12-11 |
13-11 |
|
|
|
21 | Типы климатов России. |
1 |
18-11 |
19-11 |
|
|
|
22 | Комфортность климатических условий. Практическая работа .№ 6 Т. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» |
1 |
19-11 |
20-11 |
|
|
|
23 | Изменение климата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду . |
1 |
25-11 |
26-11 |
|
|
|
24 | Опасные и неблагоприятные климатические явления. тестирование по теме: « Климат России». |
1 |
26-11 |
27-11 |
|
|
|
25 | Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны |
1 |
02-12 |
03-12 |
|
|
|
26 | Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Практическая работа № 7 О. «Составление характеристики реки по тематическим картам и климатограммам, определение возможностей её хозяйственного использования» |
1 |
03-12 |
04-12 |
|
|
|
27 | Важнейшие озёра их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. |
1 |
09-12 |
10-12 |
|
|
|
28
| Многолетняя мерзлота Практическая работа № 8 О. «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата». |
1 |
10-12 |
11-12 |
|
|
|
29 | Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Практическая работа № 9 И. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования» |
1 |
16-12 |
17-12 |
|
|
|
30 | Почва – особенный компонент природы .В. В. Докучаев основоположник почвоведения. Факторы образования почв Итоговое тестирование по теме: Внутренние воды России». |
1 |
17-12 |
18-12 |
|
|
|
31 | Разнообразие и закономерности распространения почв. Практическая работа. № 10 И. « Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия». |
1 |
23-12 |
24-12 |
|
|
|
32
| Почвенные ресурсы Практическая работа № 11 О. «Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использованиями»
|
1 |
24-12 |
25-12 |
|
|
|
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы |
2 часа |
|
|
|
|
|
33 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России |
1 |
13-01 |
14-01 |
|
|
|
34 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Практическая работа № 12.О. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.» |
1 |
14-01 |
15-01 |
|
|
|
| Природное районирование. |
10 часов |
|
|
|
|
|
35 | Формирование природно-территориальных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. Итоговый тест по теме: Почвы. Животный и растительный мир России». |
1 |
20-01 |
21-01 |
|
|
|
36 | Моря как крупные природные комплексы. |
1 |
21-01 |
22-01 |
|
|
|
37 | Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека Природные и антропогенные ПТК. |
1 |
27-01 |
28-01 |
|
|
|
38 | Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. В.В. Докучаев и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. |
1 |
02-02 |
03-02 |
|
|
|
39 | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. |
1 |
03-02 |
04-02 |
|
|
|
40 | Характеристика лесов. | 1 |
10-02 |
11-02 |
|
|
|
41 | Характеристика лесостепей, степей и полупустынь и пустынь |
1 |
11-02 |
12-02 |
|
|
|
42 | Высотная поясность. тестирование теме: «Природно-хозяйственные зоны России». |
1 | 17-02 | 18-02 |
|
|
|
43 | Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. |
1 |
18-02 |
19-02 |
|
|
|
44 | Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
|
1 |
24-02 |
25-02 |
|
|
|
45 | Промежуточный контроль. |
1 |
25-02 |
26-02 |
|
|
|
| Население России . | 10 часов |
|
|
|
|
|
46 | Численность населения России в сравнении с другими государствами. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. |
1 |
02-03 |
03-03 |
|
|
|
47 | Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни Россиян.
|
1 |
03-03 |
04-03 |
|
|
|
48 | Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
|
1 |
09-03 |
10-03 |
|
|
|
49 | Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность География религий. |
1 |
10-03 |
11-03 |
|
|
|
50 | Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них разных проблем. Практическая работа № 13 И.«Сравнение условий жизни людей, проживающих в разных условиях» |
1 |
16-03 |
17-03 |
|
|
|
51 | Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. |
1 |
17-03 |
18-03 |
|
|
|
52 | Географические особенности размещение населения России: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
|
1 |
06-04 |
07-04 |
|
|
|
53 | Миграции населения России. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны
|
1 |
07-04 |
08-04 |
|
|
|
54 | Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Занятость. Проблемы безработицы. |
1 |
13-04 |
14-04 |
|
|
|
55 | Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны – важнейшая социально-экономическая проблема. тестирование по теме: « Население России». |
1 |
14-04 |
15-04 |
|
|
|
| Хозяйство России Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | 5 часов
|
|
|
|
|
|
56 | Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. |
1 |
20-04 |
21-04 |
|
|
|
57 | Состав первичного сектора экономики, особенности входящего в него отраслей. Понятие природных ресурсов их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. |
1 |
21-04 |
22-04 |
|
|
|
58 | Сельское хозяйство, его отличие от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственная структура. Роль миллиорации. |
1 |
27-04 |
28-04 |
|
|
|
59 | Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания основных зерновых технических культур и картофеля. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География отраслей животноводства |
1 |
28-04 |
29-04 |
|
|
|
60 | Лесное хозяйство. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. География переработки рыбы. Итоговое тестирование за курс Физическая география России. |
1 |
29-04 |
30-04 |
|
|
|
| Белгородская область
|
10 часов |
|
|
|
|
|
61 | Территория. Физико-географическое положение Белгородской области Практическая работа №14 Т. «Крайние точки. Границы. Протяженность» |
1 |
04-05 |
05-05 |
|
|
|
62 | Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф. |
1 |
05-05 |
06-05 |
|
|
|
63 | Климатообразующие факторы Белгородской области. |
1 |
11-05 |
12-05 |
|
|
|
64 | Агроклиматические ресурсы |
1 |
12-05 |
13-05 |
|
|
|
65 | Гидрографическая сеть реки Белгородской области. Практическая работа №15 Т. «Характеристика рек» |
1 |
18-05 |
19-05 |
|
|
|
66 | Искусственные водоемы. Подземные воды |
1 |
19-05 |
20-05 |
|
|
|
67 | Почвы и почвенный покров. Практическая работа №16 Т. «Почвы Белгородской области»
|
1 |
25-05 |
26-05 |
|
|
|
68 | Земельные ресурсы и их использование |
1 |
26-05 |
27-05 |
|
|
|
69 | Растительность и животные Белгородской области.
|
1 |
27-05 |
28-05 |
|
|
|
70 | Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории |
1 |
30-05 |
31-05 |
|
|
|
5. Формы и средства контроля
Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения | |
1 | тестирование | «Географическое положение России». | 16.09.13 |
2 | Итоговая практическая работа № 2 | «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 29.09.13 |
3 | Итоговая практическая работа № 3 | «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения | 21.10.13 |
4 | тестирование | « Рельеф России». | 29.10.13 |
5 | Итоговая практическая работа № 4 | «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны». | 11.11.13 |
6 | Итоговая практическая работа № 5 | «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | 12.11.13 |
7 | тестирование | « Климат России». | 27.11.13 |
8 | Итоговая практическая работа№ 9 | «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования» | 16.12.13 |
9 | Итоговая практическая работа № 10 | « Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия» | 23.12.13 |
10 | тестирование | «Природно-хозяйственные зоны России». | 25.02.13 |
11 | Итоговая практическая работа № 13 | «Сравнение условий жизни людей, проживающих в разных условиях» | 16.03.13 |
12 | тестирование по теме: « Население России». | « Население России». | 15.04.13 |
13 | Итоговое тестирование за курс Физическая география России. |
| 23.05.13 |
6. Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Основная | |||
Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2009
| 1 | 1 | 100 |
Учебное пособие : География Белгородской области
| 21 | 21 | 100 |
атлас: М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 Тетрадь для практических работ.
| 21 | 21 | 100 |
Атлас Белгородской области.
| 21 | 21 | 100 |
Комплект контурных карт
| 21 | 21 | 100 |
Рабочая тетрадь В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 8 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ. Москва «Дрофа» — «Издательство ДИК» 2011 | 50 | 50 | 100 |
Дополнительная | |||
Задачники, бланки заданий ЕГЭ по географии | 1 | 1 | 100 |
справочники | 1 | 1 | 100 |
энциклопедии | 1 | 1 | 100 |
Учебно-методические комплекты по географии
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Магнитная доска
| 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп
| 1 | 1 | _ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспоранты к кодоскопу
| + | + |
|
Учебные кинофрагменты
| + | + |
|
Диапроектор
| 1 | 1 |
|
Экран на штативе | 1 | 1 | 100 |
Акустическая система | 1 | 1 | 100 |
Принтер | 1 | 1 | 100 |
Сетевой фильтр-удлинитель | 1 | 1 | 100 |
Карта Агропромышленный комплекс России | 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
| 1 | 1 | 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
компьютер | 1 | 1 | 100 |
экран.
| 1 | 1 | 100 |
проектор | 1 | _1 | 100_ |
Цифровые образовательные ресурсы по географии |
|
|
|